КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Автокоммуникация— естественное условие психологической активности человека
Автокоммуникация— естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Адаптационный синдром— сочетание симптомов стрессового состояния человека, побуждение организма к защитно-приспособительной саморегуляции.
Арбитраж— специальный орган для рассмотрения коллективных трудовых споров; комиссия, формируемая из числа профессионально подготовленных нейтральных лице согласия участников социально-трудового, конфликта в целях выработки рекомендаций по урегулированию разногласий между ними.
Виды (типы) конфликтов— варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.).
Внутригрупповой конфликт—- столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.
Внутриличностный конфликт— внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации.
Всеобщий конфликт— столкновение, противоборство, в которое вовлечено большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несовпадения) интересов в сфере производственных, распределительных и трудовых отношений, различия во мнениях по поводу осуществления экономической и социальной политики, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Границы конфликта— внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.
Демонстрация— массовое шествие, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов.
Диагностика конфликта— знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
Динамика конфликта— движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Забастовка— временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей; крайняя форма конфликтного столкновения, конф-ронтационный способ разрешения социально-трудового конфликта.
Завершение конфликта— устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Индивидуальный трудовой спор— неурегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта).
Инцидент— столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.
Источники конфликтов— стечение неблагоприятных .жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и Т.П.
Карга конфликта— графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.
Классификация конфликтов— группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).
Коллективный трудовой спор— неурегулированное разногласие, конфликт между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.
Компромисс— стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.
Конфликт— социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, по преследующих свои цели двух или более сторон. .
Конфликтная ситуация— исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.
Конфликтология— отрасль обществознаиия и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфронтация— стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ раз
решения конфликтов. '
Локальный конфликт— столкновение, противоборство, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций.
Межгрупповой конфликт— столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) организации, вызываемые несовершенством организационной структуры и пеотлаженностью фупкциональ* пою взаимодействия, необходимостью распределения ограниченных материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на трудовую мотивацию, формы стимулирования, социальное партнерство, деловое сотрудничество и т.п.
Межличностный конфликт— столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями общения и совместной деятельности, различиями в темпераменте и характере, расхождениями в интеллектуальных, волевых и эмоциональных устремлениях, нравственных предпочтениях.
Митинг— массовое собрание, одна из форм урегулирования коллектив-пых трудовых споров, социальных конфликтов.
Организационный конфликт— столкновение, разногласие отдельных лиц, групп в пределах социальной системы (структурного образования), вызванное
шепнем внутреннего рсч ппмемтирован-||<и |
и.| щи....... |фликтного противоречия, заппте-
■ ц| п.!" урегулирования конфликта;
п. юиппие группой демонстрантов или бастующих
и |'ш ГрПЦИИ или забастовки.
М". |......... I. шип ими организация, содействующие примире
нии. I. ■ 11.|...... \ I..11 с11 • I горой, постижению согласия между ними по урегули
рованию груДОНОт . н"|........... пильного конфликта.
Предмет конфликт!основная причина конфликтною столкновения; проблема, гребующая своею решения.
Примирительные процедуры— условия и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирования социально-трудового конфликта.
Приспособление— стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.
Профилактика конфликтов— осуществление руководством организации или ее подразделения предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений. К методам недопущения такого рода конфликтов, в частности, относятся: выдвижение интегрирующих целей, четкое определение видов связей в организационной структуре управления, соблюдение баланса прав и ответственности при выполнении работниками своих служебных обязанностей, использование различных форм поощрения.
Разрешение конфликта— завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.
Сотрудничество— стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.
Социальное партнерство— система мероприятий по обеспечению сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально-экономических интересов, договорного урегулирования социально-трудовых отношений и цивилизованного разрешения трудовых споров (конфликтов).
Социально-трудовой конфликт— столкновение, разногласие отдельных лиц и групп, вызванное несовпадением частных и общих интересов, несовместимостью мотивов и целей.
Способ разрешения конфликта— совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.
Стиль конфликтного поведения— манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов.
Стресс— нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности; защитно-приспособительная реакция организма на воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Структура конфликта— совокупность элементов конфликтного столкновения (основная причина, непосредственные участники, социальная среда).
Субъект конфликта— участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.
Типология конфликтов— классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейпо-бытовой и др.
Уклонение— стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов,
Управление конфликтами— целенаправленное воздействие па поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.
Урегулированиеконфликта — приведение сторон конфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства.
Функция конфликта— выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни. К функциям конфликта, в частности, относятся: интеграция, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, содействие инициативе, преобразование межличностных и межгрупповых отношений, информация, предупреждение разрушительных противоборств.
Эмоциональный конфликт— столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией па поведение окружающих, расхождением взглядов.
I НИ( ПИ . | | ..| || )|ДУ| МОИ ПИИ |'Л1У1»М
1К1 М . I
миши........ И1 ПрО
>
. ми. | ПОрв II " МИ |" |
• Ш11.......... 1фли1...... | I........ 1992
{питчи, к ни а II Чслове* и бизнес путь совершенстве м. 19
Бойко В. В., Ковалев л I . Панферов и и Социально психологи................ (ий климт
коллектива и личность. М., 1983.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! НокОСИбир! *. 1989
Браим К.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. Минск, !')')(>
Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М, 1996,
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала Пособие ПО кадровой работе. М., 1998.
Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.
Голубович А.Д., Ситник А.В., Хенкин Б.Л., Симоукина 11.11. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. М., 1995.
Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.
Громова О.Н. Конфликтология: Учеб. пособие, М., 1993.
Дружинин В.В., КонторовД.С, Конторой М.Д Введение В теорию конфликта. М., 1989.
Жолобов Ю.В. Путь к диалогу: психология делового общения. Саратов, 1989.
Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: ПСИХОЛОГИЧеСКИе секреты профессии. М., 1992.
Займалин Е.П. Социальная Организация труда: переход к социальному сотрудничеству. М., 1996.
Зайцев А.К. Социальный конфликтпа предприятии. Калуга, 1993.
Зайцев ГГ., Файбушевич СИ. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб., 1992.
Здравомыелов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие. М., 1995.
Зигерт В., Лат Л. Руководить бе I конфликтов. М., 1990.
Иванова Е.Н. Эффективное общение И конфликты. СПб., 1997.
Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А Человеческие ресурсы: основы управления персоналом. М., 1993.
Каррас Ч.Л. Искусство ведения неректоров: как достичь желаемого результата. М., 1997.
Конфликтология / Под ред. АС. Кармина. СПб., 1999.
Корнелиус X., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.
Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе. М., 1993.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
Кузьмин К.А. Психотсхнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.
Лобанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и само-трснировки. М., 1995.
Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990.
Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.
Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.
Лупьяи Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М, 1996. .
Мескон М.Х., Альберт М., Хевоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992.
Обозов И.П. Психология межгрупповых отношений. Киев, 1990.
Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.
Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М., 1997.
Психология и этика делового общения / Под ред. В.К. Лавриненко. М., 1997.
Пугачев Е.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М., 1998.
Робер М., Гильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991.
Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.
Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. М., 1997.
Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М., 1998.
Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я. Киба-нова. М., 1998.
Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М„ 1999.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М, 1997.
Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М., 1998.
Фишер Р., ЭргельД. Подготовка к переговорам. М, 1998.
Фишер Р., Юри У Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1992.
Чумиков АН. Управление конфликтами. М., 1995.
Шаленко В.II. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.
Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.
Шейное В.II. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.
Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарология. М., 1992.
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.
Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М , 1995.
Щекип К. Как снять стресс. М., 1993.
Цена
5$
X ^