Эффект бумеранга, или Мотивация отказа от алкоголя
Продолжая психологическое исследование клиента, уточните ожидаемый результат. Если клиент говорит: "Я хочу не пить", он сообщает нам негативный результат. Это означает, что он стремится бросить пить, все помыслы направлены на это, и он не думает о том, на что он потратит освободившуюся энергию. В поисках нового результата человек непроизвольно отталкивается от прошлого отрицательного результата и всеми силами стремится уйти от него. Это стремление и движение мы условно обозначаем как движение от. Как правило, этот вариант малоэффективен. Поскольку нам нужен позитивный результат, необходимо уточнить: Что будет тогда, когда вы перестанете пить? Чем займетесь, когда станете свободным от алкоголя-яда? Таким образом, мы стремимся пробудить у клиента стремление двигаться к чему-либо. Например, улучшить взаимоотношения в семье, сохранить здоровье, материально обеспечить семью, развиваться как личность, изменить общественный статус и т. п.
Итак, проводя психотерапию, необходимо учитывать психологическую особенность клиента: его стремление от (чего-либо) или стремление к (чему-либо). Этот психологический феномен образно можно сравнить с бумерангом. Если попадаешь в цель, то он там и остается, а если промажешь, то бумеранг возвращается обратно, на исходную позицию. Попадая в точку, клиент навсегда отказывается от алкоголя, если же промажет, то возвращается к алкоголю. Задача психотерапевта уже на первичном приеме сформировать желаемую цель (результат), обязательно четкую и позитивную. Но не нужно полностью брать на себя формирование этого желаемого результата, так как это будет ваш желаемый результат, а не его, и вы станете тащить клиента в одну сторону, а он вас – в другую, и получится, как в басне, про лебедя, рака и щуку. Предоставьте своему подопечному свободу выбора, направьте поиск и разделите с ним ответственность за конечный результат!
Размышляя о движении от и к, мы невольно затрагиваем вопрос о том, к чему стремится человек, отказавшись от алкоголя. Кроме определения цели важно акцентировать внимание клиента на ценностях, которые он приобретает, отказавшись от яда, то есть на том, ради чего человек живет. Именно в этот момент клиент начинает размышлять (задумываться) о смысле жизни, о человеческих ценностях. Определяя глубинную ценность, ради которой он решил отказаться от алкоголя, клиент соприкасается с новыми радостными чувствами. Итак, на этом этапе необходимо сформировать мощную мотивацию отказа. Поскольку у каждого человека свои ценностные приоритеты, необходимо двигаться от одного приоритета к другому, уточняя, что является для клиента более важной ценностью по сравнению с предыдущей.
В этом случае психотерапевт напоминает наездника, который не знает, куда ехать, но умеет управлять лошадью, а лошадь (клиент) не умеет управлять собой, но ее бессознательное знает, куда двигаться. Важно вывести пациента на развилку, а выбирать, по какой тропинке идти, предоставьте его бессознательному. Вы и клиент неизбежно почувствуете тот момент, когда достигнете конечного результата. При достижении наиболее глубинной цели вы увидите, как засияет лицо вашего партнера, а он отметит глубокое чувство тепла, света внутри себя или вне себя и опишет это состояние как состояние любви или умиротворения.
Жизнь вне времени
У людей, употребляющих алкоголь, время искажается. Внешне они живут как все – день за днем, но на самом деле отсчет времени идет от запоя до выхода из него, с короткими светлыми промежутками в 1 – 2 недели. И только в эти промежутки клиент ощущает жизнь. Все остальные события проходят мимо. Это длится годы. Для некоторых алкоголиков время словно остановилось в тот момент, когда употребление алкоголя приносило им только позитивные ощущения, и они недоумевают: "Почему же алкоголь не действует так, как прежде?" Пытаясь принимать алкоголь в малой дозе, они обманывают себя, надеясь на этот раз не уйти в запой, но вновь уходят. Им невдомек, что жизнь идет, они меняются, и меняется реакция организма на алкоголь. Постепенно организм начинает отвергать этот ненужный продукт и как бы кричит похмельным синдромом: "Хватит пить! Посмотри, как ты вредишь мне!" Человек продолжает пить, снова уходит в запой, снова болеет, и приходит время, когда остается последняя возможность выбора: либо окончательное разрушение и деградация, либо длительное восстановление.
Вспоминаю одного из своих пациентов, начавшего пить в 15 лет и к 48 годам прошедшего не через один этап принудительного лечения. У меня он проходил курс психотерапевтической поддержки. Все его воспоминания о более чем 30-летней жизни начинались и заканчивались бутылкой: где, с кем, как доставали и т.д. Рождение ребенка, развод с женой, неоднократная смена работы, потерянная квалификация мастера на все руки, смерть матери – все прошло мимо. Шаг за шагом мы "отвоевывали" в его прошлом воспоминания, которые имеет смысл помнить, без которых человек, как дерево без корней, погибает, меняли его взгляд на себя и на окружающий мир, намечали пути его существования в ближайшем человеческом окружении. Возвращение в реальность было крайне болезненным. Новое обретение себя доводило до нервных срывов.
Человек склонен напрягаться только при наличии реальной угрозы. К сожалению, многим пьющим людям угроза потерять здоровье, семью, работу представляется иллюзорной и отодвигается в глубины сознания реальным удовольствием очередной пьянки. Если же человек сам или с помощью специалиста прекращает употреблять алкоголь, восприятие жизни у него резко меняется. Можно часто услышать такие слова: "Я словно заново начал жить"; "Жизнь бьет, как ключевая вода"; "Я ощутил вкус жизни, смог по-другому смотреть на мир".