Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Зимняя, Ирина Алексеевна.
Педагогическая психология : учебник для студентов вузов / И. А. Зимняя .— Изд. 2-е, доп., испр. и перераб .— М. : Логос, 2003 .— 383 с .— (Учебник для XXI века) .— ISBN 5-94010-018-Х.
2. Гамезо, Михаил Викторович.
Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова .— М. : Педагогическое общество России, 2003 .— 508 с .— (Образование ХХI века) .— ISBN 5-93134-195-1.
3. Развитие субьекта образования : проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е. Д. Божович .— М. : ПЕР СЭ, 2005 .— 399 с .— ISBN 5-9292-0140-4.
4. Гущина, Татьяна Николаевна.
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков : практическое пособие / Т. Н. Гущина .— М. : АРКТИ, 2007 .— 116 с .— (Школьное образование) .— ISBN 5-89415-552-5
5. Басов, Михаил Яковлевич.
Общие основы педологии : [избранные труды по педагогической психологии] / М. Я. Басов ; отв. ред. Е. В. Левченко .— СПб. : Алетейя, 2007 .— 773 с .— (Серия "Мир культуры") .— 05-06-16146д .— ISBN 978-5-903354-65-8.
Столяренко Л.Д.
Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Глава №7. Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999 – 672.
б) дополнительная литература:
1. Нижегородцева Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению./ Под. ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль,2004.
2..Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1993.
4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.,1988.
5..Поддьяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.
6.Поддьянов Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
7.Поддьяков Н.Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.
8.Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие М., 1967.
9.Практикум по психодиагностике. М., МГУ, 1989.
10.Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии.1996.№4.
11.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.,1996.
12.Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
13. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.,1998.
14.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. I. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 2001.
15.Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. – М.: Педагогика, 1982. – 174 с.
16. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. – М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 160 с.
17.Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии// Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 17 – 31.
18.Эльконин Д.Б. Учебная деятельность; место учения в жизни подростков пятиклассников// Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – С. 14 – 28
Примерные вопросы к экзамену
по учебному курсу дисциплины «Педагогическая психология»
1. История отечественной педагогической психологии.
2. Предмет и структура педагогической психологии.
3. Современное образование: психологический аспект.
4. Общее представление о процессе обучения.
5. Общее представление о процессе воспитания.
6. Ценностные ориентации – основа содержания воспитания.
7. Позиция личности как цель воспитания.
8. Обучение и развитие.
9. Психологический анализ урока.
10. Психологическая характеристика деятельности учителя на уроке.
11. Психологическая характеристика учебной деятельности и учебной работы.
12. Психологическая структура учебной деятельности и ее формирование.
13. Деятельностный подход к процессу обучения.
14. Мотивационно-потребностная сфера и учет ее особенностей в поурочной деятельности.
15. Цели учебной деятельности.
16. Исторический характер воспитания.
17. Функциональный анализ деятельности класса как учебного подразделения.
18. Структурный анализ деятельности учащегося на уроке.
19. Развитие личности учащегося в учебном процессе.
20. Характеристика внимания учащихся на уроке.
21. Психологические особенности организации восприятия на уроке.
22. Организация и управление процессами памяти на уроке.
23. Характеристика мышления учащихся на уроке.
24. Индивидуальные особенности мышления учащихся.
25. Педагогическое стимулирование творческого мышления учащихся на уроке.
26. Особенности воображения учащихся.
27. Эмоциональное содержание урока.
28. Произвольная регуляция поведения учащихся на уроке.
29. Оценка эффективности обучения учащихся в традиционной школьной учебно-воспитательной ситуации.
30. Оценка эффективности обучения в классах развивающего обучения.
31. Взаимодействие учителя с учащимися на уроке.
32. Содержание педагогического общения.
33. Барьеры в педагогическом общении.
34. Профессиональная компетентность педагога.
35. Психологическая характеристика педагогических умений.
36. Требования к личности учителя.
37. Педагогические способности.
38. Развитие личности учащегося на уроке.