Игнорирование и обесценивание /преувеличение
Макаров В.В., Макарова Г.А.
Транзактный анализ — восточная версия.— М: Академический Проект, ОППЛ, 2002. — 496 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).
ISBN 5-8291-0281-1 (Академический Проект) ISBN 5-94250-014-2 (ОППЛ)
Пособие посвящено восточной версии транзактного анализа — современному направлению, дополняющему классический вариант этого учения. Даются сведения о главных составляющих анализа: фиксированных жизненных позициях, структуре личности, анализе взаимодействий, психологических играх, жизненных сценариях. Впервые описываются психологические игры большого города. Подробно излагаются изменения сценариев жизни постсоветского человека; те выборы, которые мы делаем каждый день. Книга содержит ряд примеров. В ней отражены технологии работы авторов с клиентами и пациентами, а также с успешными людьми, обратившимися за анализом. Книга написана в увлекательной и доступной форме и имеет практическую, теоретическую и мотивирующую направленность.
Книга предназначается психотерапевтам, психологам, социальным работникам, психиатрам, студентам. А еще всем, кто делает важные выборы в своей жизни, своей судьбе, А также тем, кто хочет максимально использовать ресурсы собственной личности, полноценно и плодотворно общаться с другими людьми и добиться личного и профессионального успеха.
Содержание
Предисловие авторов................................-.........................
ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.............................................................................
ВВЕДЕНИЕ В ВОСТОЧНУЮ ВЕРСИЮ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА..........................................
ГЛАВА L ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ............
Структура метода.............................................................,
Основная цель..................................................................,
Транзактный анализ в советском обществе................
Основные мифы советского человека.........................,
Новые реальности постсоветского общества..............
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ....................
Выбор жизненной позиции человеком........................,
Характеристики основных жизненных позиций.......,
«Я не благополучен — Вы благополучны».....................
«Я не благополучен — Вы не благополучны»..................
«Я благополучен — Вы не благополучны»......................
«Я благополучен — Вы благополучны»...........................
Новейшие представления об экзистенциальных жизненных позициях 8 восточной версии
транзактного анализа.......................................................
Стресс и жизненные позиции.........................................
Три подхода к основным жизненным позициям.........
Неудачники..........................................................................
Середняки ...........................................................................
Удачники ...............................................................................
Терапевтические опросники по выявлению уровня
фиксированной эмоциональной установки.................
Скрининг..............................................................................
Основной вариант опросника.............................................
Поглаживания....................................................................
Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств...........
Пять правил поглаживаний.................................................
Запреты на поглаживания....................................................
Сказка о теплых Поглаживаниях ........................................
Банк поглаживаний..............................................................
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ...........................................
Понятие структуры личности.....................................
Концепция психической энергии...............................
Структурные аспекты эго-состояний........................
Родительское состояние...................................................
Взрослое состояние..........................................................
Детское состояние.............................................................
Функциональные характеристики
эго-состояний..................................................................
Понятие о функциональных характеристиках
эго-состояний....................................................................
Родитель: функциональная модель.................................
Ребенок: функциональная модель...................................
Опросники структуры личности.................................
Измеряемые компоненты личности.................................
Варианты опросников Р-Д*В...........................................
Применение шкалы Р-Д-В ...............................................
Границы и патология эго-состояний..........................
Понятие о границах эго-состояний.................................,
Постоянный Родитель......................................................
Постоянный Взрослый.....................................................
Постоянный Ребенок........................................................
Контаминация ....................................................................
Активизация и укрепление Взрослого
эго-состояния.................................................................■
Эго-состояния и структурирование времени............
Понятие о структурировании времени в транзактном
анализе ..............................................................................
Уход в себя.......................................................................
Ритуал...............................................................................
Времяпрепровождение, или развлечение......................
Деятельность....................................................................
Близость ...........................................................................
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ....................................................
Транзакция — единица общения..............................
Четыре правила коммуникации................................
Виды транзакций..........................................................
Параллельные транзакции..............................................
Пересекающиеся транзакции..........................................
Скрытые транзакции...................................................
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ...................................
Игры большого города..................................................
Значение игр..................................................................
Определение игр..........................................................
Антитезисы....................................................................
Степени игр...................................................................
Классы игр.....................................................................
Игры первого класса......................................................
Игры второго класса...........................„.......................
Сравнение игр двух классов.......................................
Группы игр.....................................................................
Игры маленькихдетей...............................................
Игры нищих....................................................................
Семейные игры...............................................................
Игры финансовых пирамид...........................................
Административные игры...............................................
Суицидные игры.............................................................
Игры с самим собой........................................................
Человек открытый и человек-игрок.......................
Награды за игры...........................................................
Система вознаграждений за игру..................................
Психотерапия игр.........................................................
ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ..................................
Рэкетные чувства и система рэкета.........................
Игнорирование и обесценивание /преувеличение
Понятие о способах искажения реальности..................
Четыре типа пассивного поведения..............................
Другие признаки игнорирования.................................
Игнорирование и игры..................................................
ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ...........................
Введение в сценарии....................................................
Сценарный процесс.....................................................,
Формула сценария...........................................................
Образцы сценарного процесса....................................
«Никогда».........................................................................
«Пока не».........................................................................
«Всегда»............................................................................
«После»............................................................................
«Снова и снова» (Почти).................................................
«Открытый конец»..........................................................
Психотерапия сценарных паттернов........................
Родительские приказания, или предписания.........
«Не будь» (Сгинь, Умри)................................................
«Не делай»........................................................................
«Не расти»........................................................................
«Не будь ребенком»........................................................
«Не будь самим собой»...................................................
«Не будь значимым».......................................................
«Не принадлежи»..............................................................
«Не будь близким»...........................................................
«Не достигай успеха» .......................................................
«Не думай»........................................................................
«Не чувствуй»..................................................................
«Не будь здоровым»........................................................
Драйверы и сценарные паттерны...............................
Понятие о драйверах........................................................
Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн
«Пока не»..........................................................................
Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После» ... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»
Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда».......
Драйвер «Спеши».............................................................
Функции драйверов.........................................................
Мини-сценарий и драйвфное поведение......................
Работа с мини-сценарием.................................................
Сценарии семьи.............................................................
Родовые сценарии.........................................................