Тест Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте
С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таких стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае неспровоцированных партнером „пожаров"; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.
Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
1.
а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
№ п/п | Соперни- чество | Сотрудни- чество | Компро- мисс | Избе- гание | Приспо- собление |
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а |
4. Конструктивный рисунок человека [Е. Д. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992].
Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.
Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.
Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни — количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Таким образом выводится „формула рисунка", по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.