Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников
А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк
Назначение методики.Общее назначение состоит в следующем:
• выяснить, какой образ жизни ведут старшеклассники и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна—бодрствования, режим труда—отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки;
• выяснить, какие представления о здоровье сформированы в сознании учащихся (уровень понимания здоровья, самооценка здоровья, прогноз в отношении ЗОЖ).
Частное назначение таково:
• заставить учащихся задуматься над тем, что такое «здоровье» и что значит «быть здоровым»;
• помочь им осмыслить свой ОЖ;
• ознакомить учащихся с основами ЗОЖ;
• помочь им выработать цели, касающиеся своего ОЖ на будущее. '
Возраст тестируемых.Учащиеся средней и старшей школы (в возрасте 11-15 лет), а при небольших изменениях опросника — лица любого возраста, но не моложе 10лет.
Форма тестирования.Индивидуальная и групповая (один школьный класс), на бумажных носителях.
Время тестирования.30 мин, разброс — ±10 мин.
Необходимое оборудование.Бланки опросника (приложение 23.1), ручка с темной пастой, ПЭВМ с программным обеспечением Microsoft Excel-97 или более поздних версий, файл Miss OZH (по поводу файла обращаться на факультет психологии СПбГУ к доценту А. С. Галицкому, ел. тел. 328-94-08, e-mail: [email protected]).
Инструкция тестирующему.Испытуемым требуется правильно заполнить опросник. Методика включает вопросы различной формы. Поэтому необходимо уточнить у испытуемых, поняли ли они, как следует отвечать, а затем во время проведения тестирования проследить правильность заполнения опросника.
Перед началом тестирования нужно сделать небольшое вступление:
Поданным Минздрава России, за последние годы только 1-3% детей рождаются абсолютно здоровыми. Этому способствуют многие факторы — неблагоприятная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, тяжелые, нестабильные социально-экономические условия, скрытые формы различных болезней и многое другое. Несмотря на это, люди в течение жизни, как правило, не сохраняют и не поправляют свое здоровье, а, наоборот, ухудшают его. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние его образ жизни, т. е. его поведение и деятельность.
Испытуемым предлагается следующая инструкция:
Ответьте, пожалуйста, на 57 вопросов, касающихся вашего образа жизни. Просьба ничего не придумывать и описывать ваше реальное поведение как можно искренне. Это поможет получить наиболее достоверные результаты обследования, а вам лучше узнать самих себя. Ваши индивидуальные ответы будут обсуждаться строго конфиденциально с педагогом-психологом, а групповые — все вместе.
Вопросы сформулированы таким образом, что предусматривают различные формы ответов:
• ваш ответ в свободной форме;
• предложены варианты ответов: а), б), в), г) и д); внимательно прочтите все варианты ответов и обведите ту букву, под которой стоит нужный вам ответ;
• предложена таблица; внимательно просмотрите ее всю и поставьте галочки в нужных вам графах; в графу «Другое» можно вписать свой вариант ответа, если он не Предусмотрен, но необходим вам.
Инструкция для первичной обработки тестовых материалов.Ответы испытуемых необходимо подвергнуть экспертному оцениванию в соответствии с указаниями, содержащимися в приложении 23.2.
Инструкция для математико-статистической обработки данных (компьютерный вариант):
1. Войти в файл Miss OZH (версия Excel 97 или более поздние).
2. Занести в строку первого испытуемого, в соответствующие столбцы, — результаты экспертных оценок или данных, указанных испытуемыми.
3. То же самое проделать с данными всех остальных испытуемых.
4. Система автоматически подсчитает суммы баллов каждого испытуемого, построит для всей группы 5-балльные квалиметрические шкалы, выставит оценки.
5. Полученные данные перенести путем копирования на другой лист той же книги, формируя «Итоговый протокол» необходимой степени подробности.
Интерпретация полученных данных.Учащиеся, получившие оценки «5» и «4», ведут здоровый образ жизни. Те, кто получил «1» и «2» балла, имеют серьезные проблемы. Получившие оценку «3» занимают середину.
Рекомендации и обратная связь.Учащиеся, получившие оценки «2» и «1», нуждаются в серьезной коррекции в форме специального тренинга. Тем, кто получил балл «3», требуются разъяснения и/или консультации по отдельным параметрам ЗОЖ.
Контрольные вопросы
1. Каково общее и частное назначение методики, представленной вданном занятии?
2. Для какого возраста предназначена данная методика?
3. Какова градация энергетической ценности продуктов питания по Биркер-Бреннеру и какие продукты относятся к каждой из градаций?
4. В чем суть квалиметрического подхода к измерению параметров образа жизни людей?
Приложение 23.1 ОПРОСНИК «ОБРАЗ ЖИЗНИ школьников»
ФИО_______
Пол__________________Школа________________Класс___
Время и дата тестирования__________________________
Данные о рождении:________ числа_____ месяца____ года; ___ч ____мин.
I
1.
В какое время вы обычно: | в будний день | в выходной день | |
ложитесь вечером | |||
встаете утром | |||
Сколько времени вы спите днем |
2. Охарактеризуйте ваш сон.
Засыпаю:
а) легко и сразу;
б) с трудом и не сразу;
в) с помощью лекарств.
Сплю:
а) спокойно и крепко без сновидений;
б) спокойно, но часто вижу сны;
в) часто просыпаюсь;
г) беспокойно, снятся кошмары и ужасы;
д) хроническая бессонница.
Встаю утром:
а) полон (полна) сил и энергии;
б) бодрый (ая), с хорошим настроением;
в) сонный(ая) и неактивный(ая);
г) усталый(ая) и разбитый(ая);
д) с головной болью.
3. Вы встаете утром (ложитесь вечером):
а] самостоятельно;
б) под контролем родственников.
4. Сколько часов в день, по вашему мнению, вы должны спать и во сколько
ложиться вечером, чтобы хорошо себя чувствовать?________
II
5. Сколько раз в день вы принимаете пищу?_____________
6. В какое время у вас обычно:
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | |
1-й | 2-й | |||
7 Какие блюда и напитки обычно составляют ваше меню в течение дня?
Блюда и напитки | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Фрукты | ||||
Салаты из свежих овощей | ||||
Овощи вареные и тушеные | ||||
Картофель | ||||
Каша | ||||
Бутерброды |
Мучные изделия | ||||
Мясные и рыбные блюда | ||||
Яйца | ||||
Молоко | ||||
Кисломолочные продукты | ||||
Суп | ||||
Сок | ||||
Чай | ||||
Кофе | ||||
Какао | ||||
Кондитерские изделия | ||||
Другое |
8. Какие продукты в вашей семье употребляют чаще (в каждой строч возможен выбор нескольких позиций]: 1) а) со своего огорода;
б) с рынка;
в) из магазина;
2) а) сырые (свежие);
б] термически обработанные; в]консервированные;
3) а] отечественные;
б) импортные.
9. Знаете ли вы что-нибудь:
а) о постах;
б) о лечебном голодании;
в) о принципах правильного (рационального) питания;
г) ничего не знаю.
10. Какие источники получения энергии человеком кроме еды вы Знаете?_______________________
11. Принято ли у вас в семье:
а) соблюдать посты;
б) молиться до и после трапезы;
в) соблюдать принципы лечебного голодания;
г) соблюдать принципы рационального питания?
д) не принято ничего из вышеперечисленного.
12. Как часто вам приходится принимать пищу в местах общественного
питания:
а) никогда;
б) иногда;
в)один раз вдень,
г) два раза в день;
д) постоянно.
13. Как часто вы собираетесь всей семьей за общей трапезой:
а) почти никогда;
б) только в праздничные дни;
в) по выходным и праздникам;
г) один раз в день,
д) все время.
14. Как часто в своем рационе вы используете следующие продукты и напитки:
Продукты и напитки | Частота употребления: | ||||
постоянно | часто | средне | редко | никогда | |
Овощи | |||||
Фрукты | |||||
Молочные продукты | |||||
Мясо | |||||
Рыба | |||||
Яйца | |||||
Мучные изделия | |||||
Кондитерские изделия | |||||
Фасоль, горох, соя, чечевица | |||||
Зерновые | |||||
Орехи, семечки | |||||
_Проросшие зерна | |||||
Зелень | |||||
Мед | |||||
Вода |
Соки, компоты | |||||
Чай | |||||
Травяные чаи | |||||
Газированные напитки | |||||
Кофе | |||||
Какао | |||||
Квас | |||||
Другое |
15. Какое блюдо вы можете приготовить сами?
________________________
16. Практикуете ли вы какие-либо виды:
а) поста (если да, то какие]___________________
б) лечебного голодания [если да, то какие]_____
в) дозированного голодания (если да, то какие]________ ___________________________
17 Соблюдаете ли вы какие-либо диеты:
а] связанные с духовными целями;
б] с целью коррекции веса;
в] связанные со спортивными тренировками.
18. Во время еды вы обычно:
а) смотрите телевизор;
б) слушаете радио;
в) читаете;
г) прослушиваете магнитофонные записи;
д) разговариваете.
19. Используете ли вы лекарственные вещества с целью коррекции веса, какие?
_______
III
20. Вы учитесь:
а) легко, без особых усилий;
б) спокойно, но нужно потрудиться;
в) с большой затратой усилий и времени;
г) с перенапряжением;
д) на грани срыва.
21 Что вы чувствуете обычно в конце учебного дня:
а) интерес, желание продолжить учебу;
б) удовлетворение проделанной работой;
в) облегчение, что все закончилось,
г) разочарование, недовольство собой;
д) усталость, нежелание учиться.
22. Хотелось бы вам:
а) узнать еще больше и быстрее;
б) получить более подробную информацию по интересующим вас предметам;
в) продолжить обучение в том же режиме;
г) уменьшить темп получения учебной информации;
д) сократить темп обучения и количество учебного материала.
23. Как долго вы задерживаетесь в школе для выполнения внеклассной работы?_
24. Сколько времени в среднем уходит у вас на выполнение домашнего зада н и я ?
25. Успеваете ли вы сделать все домашние задания:
а) успеваю полностью;
б) успеваю частично;
в) не успеваю.
26. Какие факультативы, кружки, секции вы посещаете?
___________________________
27 Сколько времени в день и сколько раз в неделю уходит у вас на занятия в факультативах, кружках, секциях?
28. Сколько времени у вас уходит на дорогу:
а) в школу__________________
б) в кружок (если он не в школе!
29. Что или кто вам:
а) помогает учиться__________
б) мешает учиться_____
30. Какую работу по дому вам доверяют делать?__
31 Сколько у вас уходит времени на выполнение домашних дел?.
32. Вы выполняете работу по дому, потому что:
а) вам это нравится;
б) хочется помочь родителям;
в) это дает возможность отдохнуть от уроков;
г) это просто необходимо;
д) заставляют.
33. Где и сколько часов вы работаете после школы (вне дома)?
34. Почему вы это делаете?____________________
IV
35. Остается ли у вас свободное время после школьных и домашних занятий, работы по дому и вне дома (сколько)?_________
36. Какие общественные места и как часто вы посещаете:
Общественные места | Не посещаю | 1-2 раза в год | 1-2 раза в месяц | 1-2 раза в неделю | Практически ежедневно |
Церковь | |||||
Библиотека | |||||
Театр, музей | |||||
Кинотеатр | |||||
Дискотека | |||||
Спортивные состязания | |||||
Игровой компьютерный зал | |||||
Бываю в гостях | |||||
Другое |
37 Ваше любимое занятие в свободное время?
38. Какую литературу (статьи, книги) вы любите читать:
а) духовную (религиозную);
б) художественную;
в) научно-популярную;
г) специальную (по интересующему вас предмету);
д) приключения;
е) мистику;
ж) фантастику;
з) детективы;
и) другое_______
39. Какую музыку вы любите слушать?________________
40. Сколько часов в день вы гуляете?___________________
41 Как часто вы бываете за городом в течение учебного года:
а) живу в лесопарковой зоне;
б) каждую неделю;
в) 1-2 раза в месяц;
г) иногда;
д) не бываю.
42. Сколько времени в день вы проводите:
а)_____________ перед телевизором (видеомагнитофоном)
б)_____________ перед компьютером
в)_____________ с магнитофоном
V
43. Делаете ли вы утром физическую зарядку?___________
44. Сколько раз в неделю и как долго вы занимаетесь спортом и танцами (включая занятия на уроках физкультуры и ЛФК)?_______________________________
45. Любите ли вы заниматься физкультурой, спортом, играть в подвижные игры:
а) очень нравится;
б) нравится;
в) иногда, при случае;
г) отношусь равнодушно;
д) нет, не люблю.
46. Какими видами спорта вы владеете и на каком уровне:
Вид спорта | Любитель | Разряды | Уровни мастерства | |||||||
юношеский | взрослый | кандидат в мастера спорта | мастер спорта | мастер спорта международного класса | ||||||
III | II | III | II | |||||||
Легкая атлетика | ||||||||||
Тяжелая атлетика | ||||||||||
Велосипед | ||||||||||
Футбол | ||||||||||
Хоккей | ||||||||||
Коньки | ||||||||||
Лыжи | ||||||||||
Теннис | ||||||||||
Туризм | ||||||||||
Боевые искусства | ||||||||||
Волейбол | ||||||||||
Танцы | ||||||||||
Другое |
47 Какие закаливающие процедуры вы проводите дома:
а) умываюсь холодной водой;
б) принимаю прохладный душ;
в) хожу босиком;
г) посещаю бассейн;
д) хожу в парилку (сауну);
е)_____________ другое
VI
48. Какие из перечисленных ниже привычек у вас есть и насколько часто они проявляются?
Привычка | Никогда не имел(а) | Пробовал(а) | Бывает изредка | Несколько раз в неделю | Каждый день | Несколько раз в день |
1. Жевание жевательной резинки | ||||||
2. Обкусывание ногтей | ||||||
3. Сквернословие | ||||||
4. Курение | ||||||
5. Употребление алкоголя (в том числе пива) | ||||||
6. Употребление наркотических веществ |
49. Как давно появились у вас данные привычки (сколько дней, или недель, или месяцев, или лет):
а) жую жевательную резинку______________________
б) сквернословлю_______________________________
в) курю табачные изделия_________________________
г) употребляю алкогольные напитки крепкие_________
слабые (включая пиво и джин-тоник)_______________
д)принимаю наркотические вещества________________
50. Кто дал их вам попробовать:
а) родители;
б) родственники (брат, сестра, др.);
в) друзья;
г) знакомые;
д) чужие.
51 Ваши родители:
а) жуют жевательную резинку;
б) сквернословят;
в) курят;
г) употребляют алкогольные напитки;
д) употребляют наркотические вещества.
52. Почему вы стали делать что-либо из перечисленного в пункте 51.
а) заставили;
б) случайно;
в) из интереса;
г) чтобы быть «как все»;
д) чтобы казаться взрослым.
53. Что вы чувствуете сразу после курения и/или приема алкогольных
напитков и/или наркотических веществ:
а) радость;
б) смелость;
в) раскованность,
г) снятие напряжения;
д) отсутствие страха;
е)другое_______
Что вы чувствуете через некоторое время после их приема:
а) тошноту;
б) головную боль;
в) плохое настроение;
г) угрызения совести;
д)другое________
54. Каково ваше отношение к этим привычкам, если говорить о будущем:
Привычка | Хочу увеличить дозу | Хочу все оставить без изменений | Смогу бросить, если захочу | Хочу уменьшить дозу | Хочу бросить, но не могу | Собираюсь бросить и уверен, что смогу |
1. Жевание жевательной резинки | ||||||
2.Обкусывание ногтей | ||||||
3. Сквернословие | ||||||
4. Курение | ||||||
5. Употребление алкоголя (в том числе пива) | ||||||
6. Употребление наркотических веществ |
VII
55. Что такое здоровье з вашем понимании (проранжируйте данные ответы: расставьте номера от 1 до л в порядке значимости для вас):
1. Красота и долголетие | |
2. Отсутствие болезней и связанных с ними неприятных ощущений | |
3. Длительная работоспособность | |
4. Высокий уровень и качество жизни как следствие широких возможностей | |
5. Возможность далеких путешествий и широкое общение | |
6. Крепкая семья и наличие детей | |
7 Возможность реализовать себя, раскрытие различных способностей | |
8. Умение управлять собой в изменяющихся условиях | |
9. Активное созидание, возможность приносить пользу окружающим | |
10. Духовное совершенствование | |
11 Ваш вариант ответа: |
56. Как вы оцените ваше здоровье по 5-балльной шкале?.
57 Ваше отношение к здоровью, если говорить о будущем:
а) хотелось бы оставить все без изменений;
б) хотелось бы что-то изменить к лучшему;
в) хочу вести здоровый образ жизни, но не получается;
г) хочу побольше узнать по этому вопросу;
д) буду вести здоровый образ жизни.