Средний школьный возраст 3 страница
Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред-
ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон
взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз-
можность подмены его конкретными (в том числе и физиче-
скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала
мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и
больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе-
регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая
четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была
трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и
здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес-
сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что
я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж-
дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие,
считая это высшей формой проявления своей любви к девоч-
ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав-
но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга»
отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз-
дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери,
«огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело-
века погасить его.
Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре-
цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в
силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по
устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от
этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни-
чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого,
как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их
ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми
ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха-
ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в
конечных свойствах себя и другого человека.
Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию,
помогающие им же самим пережить возможности своего Я,
выходящие за пределы обыденного реагирования друг на
друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что
она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче-
ское пространство, создала препятствия для проявления
силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по-
ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и
сама девочка.
Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное
средство против всех форм псевдолюбви - это права человека,
это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из
Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):
«Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж-
на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз-
можности и благоприятные условия, которые позволяли бы
511
510
ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и
в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью
законов главным соображением должно быть наилучшее обес-
печение интересов ребенка...»
Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь-
кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».
«Статья 12.
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ-
ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод-
но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим
ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима-
ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...
Статья 13.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
это право включает свободу искать, получать и передавать
информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в
устной, письменной или печатной форме, в форме произве-
дений искусства или с помощью других средств по выбору
ребенка...
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на сво-
боду мысли, совести и религии...
Статья 16.
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно-
го или незаконного вмешательства в осуществление его права
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи-
лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга-
тельства на его репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша-
тельства или посягательства...»
Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре-
бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и
воспринимается, по крайней мере, с изумлением.
- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права,
они же должны... (список долгов я приводить не буду).
Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на
себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя
загнанными в трудный период своей жизни, потому что
взрослые не находят для них места - элементарного простран-
ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для
осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)
512
необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое
пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе-
реживать границы своего Я, своего психологического про-
странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне
кажется очень подходящим к описанию проблем развития
самосознания в этот период, так как подросток ставит глав-
ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе
как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во
всей его полноте и целостности - вот главная проблема под-
росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей
просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы-
кальных странствиях современных подростков. Родители
знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его
ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных
функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы-
ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных
и не соответствующих друг другу переживаний подростка,
создает (пусть на время) переживание собственной целостно-
сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре-
дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра-
вится подросткам больше всего.
Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя-
занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий
груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо-
нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим,
требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при-
ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива-
ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин-
тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы
оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен-
ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.
У меня есть возможность проанализировать, как на про-
тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня-
лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя,
основные свойства в описываемом периоде жизни человека.
Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к
вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой-
чивости в историческом времени не только индивидуальной,
но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к
его систематизации в виде таблицы.
' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-
сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.
17 Г. С. Абрамова
513
Основные психологические новообразования
человека в возрасте 13-17 лет
Новооб-
разова-
ния
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.
Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.
Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»
514
Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.
Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна
Новооб- разова- ния | По данным психологического исследования 1927 г. | По данным психологического исследования 1987 г. |
2. Иска- | Анализ характера юных пере- | Анализ саморепрезен- |
ние но- | живаний показывает, какую мощ- | тации показывает, что для |
вого Я и | ную роль в них играет стремление к | старших подростков в це- |
пробле- | выяснению своей личности, к соб- | лом характерна достаточно |
мы само- | ственному обнаружению. Эта черта | высокая степень рефлексии |
выявле- | не является частным проявлением | и существенных различий |
ния | только в этой сфере. Всем хорошо | между подростками-старше- |
знакомо явление, как юность любит | классниками и подростками, | |
чувствовать себя непонятой, оди- | стоящими на пороге юности | |
нокой в своих исканиях, увлекаясь | (имеется в виду количествен- | |
мыслью, что обыденные люди не в | ная характеристика). Вместе | |
состоянии понять ее незаурядную | с тем данные свидетельству- | |
натуру и так далее. Черта исканий | ют, что сторона самосозна- | |
присуща юности как ее типическая | ния во многом зависит от | |
черта. Ее может увлекать сам прин- | эмоциональной. | |
цип исканий, так сказать, фор- | Переход от подростко- | |
мальное искание, когда юная мо- | вого к раннему юношеско- | |
лодежь больше ощущает свое на- | му возрасту можно охарак- | |
строение, а назвать его не может, | теризовать как период, в | |
потому что они только своего рода | котором происходит смена | |
вопросительный импульс, часто | некоторого «объективистс- | |
больше самоощущение, чем реаль- | кого» взгляда на себя | |
ная конкретная потребность. Стрем- | «извне» на субъективную ди- | |
ление это - найти и выявить самого | намическую позицию «изнут- | |
себя, свое Я. В эту пору особенно | ри». Критерии самооценки | |
ярко начинает говорить желание | приобретают принципиаль- | |
быть самим собой. Юность считает, | но иные формы сравнитель- | |
что величайшее счастье, это - быть | но с оценкой человеком дру- | |
самим собой и найти свое настоя- | гих людей. Она проявляется | |
щее место в жизни, это не голос | в умении отделять успех или | |
рассудка, а выражение всего суще- | неуспех в конкретной дея- | |
ства юности. | тельности от общего пред- | |
Естественно, с первого же мо- | ставления о себе, своих спо- | |
мента юность начинает рваться к | собностях, возможностях. | |
борьбе за свою личность, за вы- | Развитие временных пред- | |
явление себя, за собственное опо- | ставлений тесно связано как с | |
знание. Найти для себя арену дея- | умственным развитием, так и | |
тельности и простор для самовыяв- | изменением жизненной пер- | |
ления, что ведет к повышенной | спективы ребенка. Воспри- | |
жажде активности, неугомонности, | ятие времени подростком | |
суетливой горячности и так далее. | еще остается дискретным и | |
Интерес к субъективному ми- | ограничено непосредствен- | |
ру, внутренний мир, как большой | ным прошлым и настоящим, | |
мир, как постоянное явление, от- | а будущее кажется ему почти | |
крывается именно в юности. Это | буквальным продолжением | |
действительно открытие Америки, | настоящего. В юности вре- | |
и для каждого юного человека это | менной горизонт расширяет- | |
открытие нетронутых, невиданных | ся как вглубь, охватывая |
Новооб- | По данным | По данным |
разова- | психологического | психологического |
ния | исследования 1927 г. | исследования 1987 г. |
плодоносных целин, которые | отдаленное прошлое и буду- | |
ждут и неотложно требуют своей | щее, так и вширь, включая | |
разработки. | уже не только личные, но и | |
Яркое ощущение нового Я, | социальные перспективы. | |
которому надо дать новое со- | Изменение временной | |
держание. Так сильно захватыва- | перспективы тесно связано с | |
ет юность это стремление к выяв- | переориентацией юношеско- | |
лению своей личности... У нее | го сознания с внешнего кон- | |
горячее стремление к осчастлив- | троля на внутренний само- | |
ливанию человечества, к соци- | контроль и ростом потреб- | |
альному делу, к альтруизму. И | ности в достижении. И то и | |
все это идет рука об руку с го- | другое сильно зависит от | |
товностью жертвовать собой. | социальных и культурных | |
Юность, даже широко подра- | условий. Формирование но- | |
жая, не хочет, чтобы думали, что | вой временной перспективы | |
она подражает. Все подражания | не всем дается легко. Обост- | |
юности конкретным образцам по- | ренное чувство необратимо- | |
ведения включены в основное ис- | сти времени нередко сочета- | |
кание юности - в стремление найти | ется в юношеском сознании с | |
и выявить свое Я. Юность способ- | нежеланием замечать его | |
на в известных случаях быть сча- | течение, с представлением о | |
стливой своим несчастьем, даже | том, что время остановилось. | |
болезнями, лишь бы они не несли с | Особенности организации | |
собой ощущение преодоления, не- | систем саморегуляции лично- | |
обыденности, возможность выде- | сти детерминируют актив- | |
лить свою личность. | ность учащихся в согласии, а | |
Ни в коем случае нельзя просто | порой и вопреки субъектив- | |
развенчивать эти порывы юности к | но представленным содержа- | |
новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью | ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном | |
случае не всегда является | ||
определяющим, ибо высту- | ||
пает лишь как ориентир в | ||
сложном процессе активно- | ||
сти и развития личности | ||
3. Неко- | Индивидуализм юности - чер- | Жизненная позиция неот- |
торые | та, которую мы отмечали неод- | делима от мировоззрения |
характер- | нократно, особенно в стремлении | личности. Социальная цен- |
ные чер- | юности быть самим собой. Юность | ность человека определяется |
ты умо- | полна социальных стремлений, но | тем, насколько его деятель- |
настрое- | она без всякого противоречия с | ность способствует прогрессу |
ния юно- | этой своей чертой хочет быть | общества. Чем больше чело- |
сти | индивидуально социальна, чув- | век дает людям, тем богаче |
ствуя, что повторение снижает | становится сам как личность. | |
ценность личности, что для соци- | Задавая вопрос о смысле жиз- | |
ального служения нужно не ста- | ни, юноша думает одновре- | |
до. а многогранный коллектив. | менно и о направлении обще- |
516
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..
Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.
В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, счем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Новооб- разова- ния | По данным психологического исследования 1927 г. | По данным психологического исследования 1987 г. |
ме, это стремление к расцвету | «разрушение» авторитетов | |
своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает- | становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо- | |
ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со | ральному релятивизму: если все относительно, значит, все | |
всей энергией выступить против | дозволено, все, что можно | |
постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в | понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное | |
юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным | этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера- | |
прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует | туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже | |
понять, взвесить и оценить | ||
жизненные ситуации |
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).