Средний школьный возраст 3 страница

Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред-
ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон
взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз-
можность подмены его конкретными (в том числе и физиче-
скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала
мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и
больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе-
регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая
четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была
трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и
здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес-
сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что
я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж-
дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие,
считая это высшей формой проявления своей любви к девоч-
ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав-
но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга»
отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз-
дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери,
«огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело-
века погасить его.

Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре-
цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в
силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по
устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от
этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни-
чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого,
как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их
ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми
ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха-
ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в
конечных свойствах себя и другого человека.

Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию,
помогающие им же самим пережить возможности своего Я,
выходящие за пределы обыденного реагирования друг на
друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что
она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче-
ское пространство, создала препятствия для проявления
силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по-
ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и
сама девочка.

Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное
средство против всех форм псевдолюбви - это права человека,
это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из
Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):

«Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж-
на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз-
можности и благоприятные условия, которые позволяли бы

511

510

ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и
в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью
законов главным соображением должно быть наилучшее обес-
печение интересов ребенка...»

Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь-
кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».

«Статья 12.

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ-
ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод-
но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим
ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима-
ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...

Статья 13.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;

это право включает свободу искать, получать и передавать
информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в
устной, письменной или печатной форме, в форме произве-
дений искусства или с помощью других средств по выбору
ребенка...

Статья 14.

1. Государства-участники уважают право ребенка на сво-
боду мысли, совести и религии...

Статья 16.

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно-
го или незаконного вмешательства в осуществление его права
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи-
лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга-
тельства на его репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша-
тельства или посягательства...»

Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре-
бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и
воспринимается, по крайней мере, с изумлением.

- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права,
они же должны... (список долгов я приводить не буду).

Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на
себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя
загнанными в трудный период своей жизни, потому что
взрослые не находят для них места - элементарного простран-
ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для
осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)

512

необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое
пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе-
реживать границы своего Я, своего психологического про-
странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне
кажется очень подходящим к описанию проблем развития
самосознания в этот период, так как подросток ставит глав-
ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе
как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во
всей его полноте и целостности - вот главная проблема под-
росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей
просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы-
кальных странствиях современных подростков. Родители
знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его
ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных
функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы-
ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных
и не соответствующих друг другу переживаний подростка,
создает (пусть на время) переживание собственной целостно-
сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре-
дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра-
вится подросткам больше всего.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя-
занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий
груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо-
нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим,
требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при-
ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива-
ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин-
тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы
оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен-
ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.

У меня есть возможность проанализировать, как на про-
тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня-
лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя,
основные свойства в описываемом периоде жизни человека.
Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к
вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой-
чивости в историческом времени не только индивидуальной,
но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к
его систематизации в виде таблицы.

' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-
сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;

Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.

17 Г. С. Абрамова

513

Основные психологические новообразования
человека в возрасте 13-17 лет

Новооб-
разова-
ния

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.

Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.

Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.

Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.

Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»

514

Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.

Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна

Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска- Анализ характера юных пере- Анализ саморепрезен-
ние но- живаний показывает, какую мощ- тации показывает, что для
вого Я и ную роль в них играет стремление к старших подростков в це-
пробле- выяснению своей личности, к соб- лом характерна достаточно
мы само- ственному обнаружению. Эта черта высокая степень рефлексии
выявле- не является частным проявлением и существенных различий
ния только в этой сфере. Всем хорошо между подростками-старше-
    знакомо явление, как юность любит классниками и подростками,
    чувствовать себя непонятой, оди- стоящими на пороге юности
    нокой в своих исканиях, увлекаясь (имеется в виду количествен-
    мыслью, что обыденные люди не в ная характеристика). Вместе
    состоянии понять ее незаурядную с тем данные свидетельству-
    натуру и так далее. Черта исканий ют, что сторона самосозна-
    присуща юности как ее типическая ния во многом зависит от
    черта. Ее может увлекать сам прин- эмоциональной.
    цип исканий, так сказать, фор- Переход от подростко-
    мальное искание, когда юная мо- вого к раннему юношеско-
    лодежь больше ощущает свое на- му возрасту можно охарак-
    строение, а назвать его не может, теризовать как период, в
    потому что они только своего рода котором происходит смена
    вопросительный импульс, часто некоторого «объективистс-
    больше самоощущение, чем реаль- кого» взгляда на себя
    ная конкретная потребность. Стрем- «извне» на субъективную ди-
    ление это - найти и выявить самого намическую позицию «изнут-
    себя, свое Я. В эту пору особенно ри». Критерии самооценки
    ярко начинает говорить желание приобретают принципиаль-
    быть самим собой. Юность считает, но иные формы сравнитель-
    что величайшее счастье, это - быть но с оценкой человеком дру-
    самим собой и найти свое настоя- гих людей. Она проявляется
    щее место в жизни, это не голос в умении отделять успех или
    рассудка, а выражение всего суще- неуспех в конкретной дея-
    ства юности. тельности от общего пред-
    Естественно, с первого же мо- ставления о себе, своих спо-
    мента юность начинает рваться к собностях, возможностях.
    борьбе за свою личность, за вы- Развитие временных пред-
    явление себя, за собственное опо- ставлений тесно связано как с
    знание. Найти для себя арену дея- умственным развитием, так и
    тельности и простор для самовыяв- изменением жизненной пер-
    ления, что ведет к повышенной спективы ребенка. Воспри-
    жажде активности, неугомонности, ятие времени подростком
    суетливой горячности и так далее. еще остается дискретным и
    Интерес к субъективному ми- ограничено непосредствен-
    ру, внутренний мир, как большой ным прошлым и настоящим,
    мир, как постоянное явление, от- а будущее кажется ему почти
    крывается именно в юности. Это буквальным продолжением
    действительно открытие Америки, настоящего. В юности вре-
    и для каждого юного человека это менной горизонт расширяет-
    открытие нетронутых, невиданных ся как вглубь, охватывая

Новооб- По данным По данным
разова- психологического психологического
ния исследования 1927 г. исследования 1987 г.
    плодоносных целин, которые отдаленное прошлое и буду-
    ждут и неотложно требуют своей щее, так и вширь, включая
    разработки. уже не только личные, но и
    Яркое ощущение нового Я, социальные перспективы.
    которому надо дать новое со- Изменение временной
    держание. Так сильно захватыва- перспективы тесно связано с
    ет юность это стремление к выяв- переориентацией юношеско-
    лению своей личности... У нее го сознания с внешнего кон-
    горячее стремление к осчастлив- троля на внутренний само-
    ливанию человечества, к соци- контроль и ростом потреб-
    альному делу, к альтруизму. И ности в достижении. И то и
    все это идет рука об руку с го- другое сильно зависит от
    товностью жертвовать собой. социальных и культурных
    Юность, даже широко подра- условий. Формирование но-
    жая, не хочет, чтобы думали, что вой временной перспективы
    она подражает. Все подражания не всем дается легко. Обост-
    юности конкретным образцам по- ренное чувство необратимо-
    ведения включены в основное ис- сти времени нередко сочета-
    кание юности - в стремление найти ется в юношеском сознании с
    и выявить свое Я. Юность способ- нежеланием замечать его
    на в известных случаях быть сча- течение, с представлением о
    стливой своим несчастьем, даже том, что время остановилось.
    болезнями, лишь бы они не несли с Особенности организации
    собой ощущение преодоления, не- систем саморегуляции лично-
    обыденности, возможность выде- сти детерминируют актив-
    лить свою личность. ность учащихся в согласии, а
    Ни в коем случае нельзя просто порой и вопреки субъектив-
    развенчивать эти порывы юности к но представленным содержа-
    новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
        случае не всегда является
        определяющим, ибо высту-
        пает лишь как ориентир в
        сложном процессе активно-
        сти и развития личности
3. Неко- Индивидуализм юности - чер- Жизненная позиция неот-
торые та, которую мы отмечали неод- делима от мировоззрения
характер- нократно, особенно в стремлении личности. Социальная цен-
ные чер- юности быть самим собой. Юность ность человека определяется
ты умо- полна социальных стремлений, но тем, насколько его деятель-
настрое- она без всякого противоречия с ность способствует прогрессу
ния юно- этой своей чертой хочет быть общества. Чем больше чело-
сти индивидуально социальна, чув- век дает людям, тем богаче
    ствуя, что повторение снижает становится сам как личность.
    ценность личности, что для соци- Задавая вопрос о смысле жиз-
    ального служения нужно не ста- ни, юноша думает одновре-
    до. а многогранный коллектив. менно и о направлении обще-

516

Средний школьный возраст 3 страница - student2.ru

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.

Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.

Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.

Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..

Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).

Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.

Фанатизм - черта, которая

ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.

В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.

Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.

В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, счем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не

отчасти намечена в максимализ

удовлетворяет. Более того.

517


Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
    ме, это стремление к расцвету «разрушение» авторитетов
    своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает- становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
    ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
    всей энергией выступить против дозволено, все, что можно
    постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
    юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
    прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
        понять, взвесить и оценить
        жизненные ситуации

Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.

Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.

За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное

5J8

явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.

Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;

общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.

Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).

Наши рекомендации