Ключ для интерпретации ответов по шкале психической надежности

№ п/п     Компоненты психической активности
СЭУ (соревновательная эмоциональная устойчивость) СР (саморегуляция) М-Э (мотиваци-онно-энергети-ческий компонент) Ст-П (стабильность-помехоустойчивость)
  а) б) в) а) б) в) а) б) в) а) б) в)
и
-2 -1 + 1                  
-2   + 1                  
      -2 -1 + 1            
            + 1   -1      
                  + 1 -1 -2
                  + 1 -1 -2
                  -2 -1 + 1
-2 -1 + 1                  
            + 1 -1 -2      
            + 1 -1 -2      
И             + 1 -1 -2      
      + 1 -1              
-2   + 1                  
-2   + 1                  
-2 -1                    
      -2 + 1 -1            
Характер эмоциональных реакций: а — нейтральные; г, д, ж, з, и — стенические; б, в, е — астенические
      -2   + 1            
      -2 -1 + 1            
      -1   + 1            
            + 1 -1 -2      
            -1 +2 + 1      

Подчеркивается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком «—» говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту по сравнению со средними данными; соответственно со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.

Диапазон оценок по компонентам равняется: СЭУ - от 12 до 5 баллов, СР - от 10 до 6 баллов, М-Э - от 10 до 7 баллов, Ст-П -от 6 до 3 баллов.

Как показывают исследования (В.Э.Мильман и др.), средние групповые значения компонентов психической надежности (кроме мотивационного) закономерно увеличиваются с ростом спортивного мастерства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова связь особенностей личности спортсмена с успешной спортивной деятельностью?

2. Каковы отличительные черты личности спортсмена?

3. Какими путями может достигнуть спортсмен самовоспитания позитивных черт характера?

Рекомендуемая литература

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., 1988.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.

Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М., 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, среда / Пер. с англ. - М., 1993.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М., 1991.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж, 1996.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.

Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В. М. Мельникова. — М., 1987.

Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. - М., 1979.

Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.— М., 1969.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж, 1996.

Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М., 1987.

Ключ для интерпретации ответов по шкале психической надежности - student2.ru

Глава 8

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПОРТИВНЫХ ГРУПП

Социально-психологические особенности спортивной группы

Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам *.

* См.: Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., 1984.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.

Социальная среда - сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения — группы. Существуют понятия большие и малые группы: а) большие - государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозым, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;

б) малые - небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения (см. схему 8).

Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Рассмотрим взаимоотношения в группе.

Схема 8

Наши рекомендации