Ключ для интерпретации ответов по шкале психической надежности
№ п/п | Компоненты психической активности | |||||||||||
СЭУ (соревновательная эмоциональная устойчивость) | СР (саморегуляция) | М-Э (мотиваци-онно-энергети-ческий компонент) | Ст-П (стабильность-помехоустойчивость) | |||||||||
а) | б) | в) | а) | б) | в) | а) | б) | в) | а) | б) | в) | |
и | ||||||||||||
-2 | -1 | + 1 | ||||||||||
-2 | + 1 | |||||||||||
-2 | -1 | + 1 | ||||||||||
+ 1 | -1 | |||||||||||
+ 1 | -1 | -2 | ||||||||||
+ 1 | -1 | -2 | ||||||||||
-2 | -1 | + 1 | ||||||||||
-2 | -1 | + 1 | ||||||||||
+ 1 | -1 | -2 | ||||||||||
+ 1 | -1 | -2 | ||||||||||
И | + 1 | -1 | -2 | |||||||||
+ 1 | -1 | |||||||||||
-2 | + 1 | |||||||||||
-2 | + 1 | |||||||||||
-2 | -1 | |||||||||||
-2 | + 1 | -1 | ||||||||||
Характер эмоциональных реакций: а — нейтральные; г, д, ж, з, и — стенические; б, в, е — астенические | ||||||||||||
-2 | + 1 | |||||||||||
-2 | -1 | + 1 | ||||||||||
-1 | + 1 | |||||||||||
+ 1 | -1 | -2 | ||||||||||
-1 | +2 | + 1 |
Подчеркивается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком «—» говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту по сравнению со средними данными; соответственно со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.
Диапазон оценок по компонентам равняется: СЭУ - от 12 до 5 баллов, СР - от 10 до 6 баллов, М-Э - от 10 до 7 баллов, Ст-П -от 6 до 3 баллов.
Как показывают исследования (В.Э.Мильман и др.), средние групповые значения компонентов психической надежности (кроме мотивационного) закономерно увеличиваются с ростом спортивного мастерства.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова связь особенностей личности спортсмена с успешной спортивной деятельностью?
2. Каковы отличительные черты личности спортсмена?
3. Какими путями может достигнуть спортсмен самовоспитания позитивных черт характера?
Рекомендуемая литература
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., 1988.
Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М., 1982.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, среда / Пер. с англ. - М., 1993.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М., 1991.
Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж, 1996.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.
Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В. М. Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. - М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.— М., 1969.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж, 1996.
Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М., 1987.
Глава 8
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПОРТИВНЫХ ГРУПП
Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам *.
* См.: Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., 1984.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.
Социальная среда - сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения — группы. Существуют понятия большие и малые группы: а) большие - государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозым, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
б) малые - небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения (см. схему 8).
Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Рассмотрим взаимоотношения в группе.
Схема 8