Семинар 9. (Тема 7). Психические состояния и их проявление в поведении и деятельности
Вопросы для обсуждения
1. Психические состояния и их влияние на активность психических явлений.
2. Подходы к классификации психических состояний.
3. Состояние сознания и эффективность деятельности человека.
4. Состояние сна и состояние бодрствования.
5. Роль сновидений в жизни человека.
6. Основные теории эмоций.
7. Эмоционально-волевые состояния и регуляция поведения человека.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
Семинар 10. (Тема 8).
Доклады:Потребности и мотивация. Психологические концепции потребностно - мотивационной регуляции поведения и деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Мотивационные образования и личность.
2. Психологическая характеристика речи.
3. Физиологические основы речи.
4. Сущность общения.
5. Роль общения в регуляции деятельности человека. Функции общения.
6. Типичные трудности и техника межличностного общения.
*Примечание: форма проведения занятия: с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
Семинар 11,12. (Тема 9).
Доклады: «Уникальность жизненного пути человека». «Человек как субъект, индивидуальность, личность».
Вопросы для обсуждения:
1. Какова психологическая структура личности и ее элементы?
2. Чем характеризуются индивидуально-психологические различия людей и их индивидуальный стиль деятельности.
3. Способности, их классификация. Какова их роль в эффективности деятельности человека?
4. Каковы основные типы темперамента и их психологические характеристики?
5. Чем характеризуется индивидуальный стиль поведения и общения?
6. Психосоциотип личности и особенности информационного обмена со средой. Чем они характеризуются?
7. Влияние индивидуальных процессов на поведение человека. Каким образом это проявляется?
8. Характер и возможные его акцентуации. В чем их специфика?
*Примечание: форма проведения занятия: - с использованием метода портфолио. Метод портфолио (итал. portfolio - портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
Семинар 13, 14. (Тема10).
Доклад: Виды групп и их влияние на личность.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль референтных групп.
2. Динамические процессы в группах: давление, распределение ролей, регуляция активности членов группы; формирование групповых норм, подчинение авторитету.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
А). Для студентов очно – заочной формы обучения
Семинар 1.(Темы 1,2).
Доклад: «Задачи и место психологии в системе наук», «История становления психологии как науки. Выдающиеся деятели отечественной психологии и их вклад в развитии психологической науки».
Вопросы для обсуждения:
1. Психология как наука и практика.
2. Объективные закономерности проявления психического.
3. Мир психических явлений.
4. Бессознательное и сознание.
5. Взаимосвязи психологии с отраслями наук.
6. Психологические концепции и направления психологической теории и практики.
7. Психоанализ и его задачи.
8. Роль генетических кодов и предрасположенность к проблемам, событиям, жизненным ситуациям.
*Примечание: форма проведения занятия: форма проведения занятия - деловая игра «Брифинг» (англ. briefing - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 2. (Темы 4,5).
Доклады:«Психика человека», «Специфика поведения человека»,«Сущность сознания и его функции. Свойства сознания. Связь отношения, познания и переживания с мышлением и эмоциями в процессе сознания. Развитие сознания».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы функционально-структурные возможности высших отделов мозга, психики, поведения и деятельности?
2. В чем заключается функциональная специализация мозговых полушарий?
3. Специализация функционирования полушарий мозга, словесно-драматическая логика и интуитивное пространственно-образное отражение событий и ситуаций. Какие взаимосвязи здесь прослеживаются?
4. В чем заключается важнейшая функция психики?
5. Какова связь управления поведением и деятельностью человека?
6. Каковы важнейшие особенности деятельности человека и деятельности животных? Сходство и различие.
7. Чем характеризуются основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
8. Какова структура сознания?
Дайте характеристики бессознательное: сущность, содержание и компоненты. Взаимодействие сознания и бессознательного в поведении и деятельности человека.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар с использованием метода «мозгового штурма» - форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 3. (Темы 6,8).
Доклады:«Мышление как психологический феномен», «Методы развития памяти», «Потребности и мотивация. Психологические концепции потребностно-мотивационной регуляции поведения и деятельности»
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы физиологические основы ощущений?
2. Каковы характеристики видов ощущений?
3. Чем характеризуются основные виды и свойства восприятия?
4. Каковы свойства и характеристики внимания как психологического процесса?
5. Каковы особенности процессов памяти?
6. Виды и уровни памяти и их роль в обучении. В чем состоит их специфика?
7. Основные приемы управления памятью. Как их использовать в образовательной деятельности?
8. Какие существуют виды мышления? В чем их особенности?
9. Мышление и воображение: в чем состоит их сходство и различие?
10.Психологическая характеристика речи.
11.Физиологические основы речи.
12.Роль общения в регуляции деятельности человека. Функции общения.
*Примечание: форма проведения занятия: с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
Семинар 4. (Темы 9,10).
Доклады: «Уникальность жизненного пути человека», «Человек как субъект, индивидуальность, личность», «Виды групп и их влияние на личность»..
Вопросы для обсуждения:
1. Какова психологическая структура личности и ее элементы?
2. Чем характеризуются индивидуально-психологические различия людей и их индивидуальный стиль деятельности.
3. Способности, их классификация. Какова их роль в эффективности деятельности человека?
4. Каковы основные типы темперамента и их психологические характеристики?
5. Чем характеризуется индивидуальный стиль поведения и общения?
6. Психосоциотип личности и особенности информационного обмена со средой. Чем они характеризуются?
7. Влияние индивидуальных процессов на поведение человека. Каким образом это проявляется?
8. Характер и возможные его акцентуации. В чем их специфика?
8. Роль референтных групп.
9. Динамические процессы в группах: давление, распределение ролей, регуляция активности членов группы; формирование групповых норм, подчинение авторитету.
*Примечание: форма проведения занятия: - с использованием метода портфолио. Метод портфолио (итал. portfolio - портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.