Языковой компонент фонологического кода языка

Предметная отнесенность слова («имя предмета»)

Тест. Показ предметов по их названиям.

Предъявляются предметы — реальные, находящиеся вокруг, и изображенные на картинках, в том числе стилизованные. Не­которые из изображений выполнены таким образом, что провоцируют к смешению с другим предметом (шляпа-сковорода, ба­тон-расческа и пр.). Дается задание показать предмет по назва­нию, воспринятому на слух.

Примечание. Используются только обиходные предметы, вербаль­ное обозначение которых имеет высокую степень упроченности.

Задача 1. Выявить состояние способности показывать части тела по их названиям.

Задача 2. Выявить способность показывать пальцы по назва­ниям.

Примечание. Неспособность показать части тела вообще и паль­цы в частности при способности понять задание свидетельствует о первичном нарушении ориентации в схеме тела (аутотопоагнозия), что обусловлено поражением теменной области левого полушария мозга. Данная проба информативна лишь в том случае, если первич­ное нарушение схемы тела отсутствует.

Диагностическое значение результатов выполнения тестов. Неспособность соотнести слово с предметом свидетельствует о грубой задержке формирования понимания речи. Это, в свою очередь, приводит к трудностям овладения словами с абстракт­ным и метафорическим значением, в том числе антонимами, омонимами, синонимами.

Область недостаточного функционирования в мозге. Неспособ­ность соотнести слово с реальным и хорошо знакомым предме­том (например, находящимся в комнате) свидетельствует о воз­можной недостаточности функционирования не только левого, но и правого полушария. Неспособность показать части тела, пальцы позволяет считать, что область недостаточного функци­онирования распространяется также на теменную область левого полушария мозга.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1. Выработка прочных смысловых связей слова с предметом, обеспечивающих образование интеграционного предметно-вер­бального единства путем введения отрабатываемых слов в различные смысловые (вербальные, зрительные, игровые и пр.) контексты.

2. Рисование или лепка предметов по их названиям (тех же, то отрабатываются на логопедических занятиях).

3. Музыкальные игры с показом тех предметов и частей тела, которые отрабатываются на логопедических занятиях.

4. Спортивные игры с использованием предметов, отрабаты­ваемых на логопедических и других занятиях.

Слово как обобщение

Тест. Идентификация разных изображений предмета.

Предъявляются серии картинок с разными изображениями (стилизациями) одних и тех же предметов. Просят найти среди них предмет, обозначаемый одним и тем же словом. Примечание. Проба проводится при условии, что отсутствуем предметная зрительная агнозия.

Основная патологическая симптоматика.

5. Неузнавание предметов одного и того же класса на разных по стилю рисунках.

6. Парагнозии в оценке класса предмета.

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Не­способность находить предмет среди разных картинных изобра­жений свидетельствует о несформированности слова как обобщения, т.е. несформированности базисного компонента поня­тийного мышления. Это приводит к задержкам овладения лексикой в целом. По мере созревания речевой функции данная способность перестает быть серьезно значимой для состояния словаря. Кроме того, нарушения представления о классе предме­та весьма редки, что связано с его ранней заменой представлением о категории, сформированным уже под влиянием слова.

Область патологического функционирования в мозге. Незрелость ассоциативных путей между уровнями вторичных (зрительных) полей затылочной коры и третичного (фонематическо­го) поля височной коры левого полушария мозга, благодаря которым образуются обобщенно зрительные и вербальные ассо­циации, необходимые для овладения словом.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1. Выработка представления об оптическом образе: а) еди­ничного, конкретного предмета; б) понятия класса предметов.

2 Детальный анализ отрабатываемых предметов, а затем их макетов и рисуночных изображений. Внимание детей фиксиру­ется на существенных (маркировочных) признаках. Особенно тщательно обыгрывается функциональный признак, т.е. для чего этот предмет нужен.

3. Предъявление разных вариантов одного и того же предме­та — реалистических, стилизованных, штриховых, теневых и т.п. с целью выработки его обобщенного образа. Внимание ребенка фиксируется на существенных (маркировочных) деталях, при­сутствующих во всех модификациях.

Фонематический слух

Тест. Выявление способности дифференцировать слова с оппози­ционными фонемами

Предъявляют слова с оппозиционными фонемами и просят показать соответствующие предметы на картинках или же объяс­нить смысл этих слов. Пары слов с оппозиционными фонемами: БОЧКА-ПОЧКА; ДОЧКА-ТОЧКА; РАД-РЯД; ДЕНЬ-ТЕНЬ ЖАР-ШАР; УГОЛ-УГОЛЬ, МЫЛА-МИЛА

Примечание Слова с неоппозиционными фонемами в данную пробу не включены, т.к. способность к их различению больше зави­сит от состояния речевого слухового гнозиса, чем от состояния фонематического слуха, предназначенного для ориентации в системе фонематических противопоставлений данного языка.

Диагностическое значение результатов выполнения теста. Нарушение фонематического слуха приводит к системно обус­ловленным трудностям овладения фонологическими операция­ми, а также другими средствами языка, надстраивающимися над ними.

Область недостаточного функционирования в мозге. Незре­лость третичного поля височной доли слева. Ее созревание, в сваю очередь, может задерживаться по той причине, что не соз­ревают вовремя те области мозга, на базе которых фонематиче­ский слух формируется, а именно вторичные поля: а) постцент­ральной коры (афферентный артикуляционный праксис) и б) височной доли левого полушария — основной области рече­вого слухового гнозиса.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1.Формирование представления о классе предмета (классовая отнесенность предмета): идентификация его разных картинных стилизаций.

2.Выработка ассоциаций, которые связали бы пред­мет как представителя класса данных предметов со словом.

Наши рекомендации