Основные формы мышления и их характеристика

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждениеэто форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Вопрос 34

Младший школьный возраст это дети от 6-7 лет до 10-11.С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Это связано с тем, что свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать ребенка: интересоваться оценками, проверять домашние задания. В этот момент происходит перестройка социальных отношений. Если в дошкольном возрасте у ребенка было две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь система отношений «ребенок – взрослый» разделяется на две части «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».Изменение социальной ситуации приводит к изменению эмоционального состояния ребенка, повышается психическая напряженность, что отражается и на физическом здоровье и на поведении.Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте учебная. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. На начальных этапах учебная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика.

Но в младшем школьном возрасте помимо учебной деятельности, еще есть и игровая и трудовая деятельность.При это игровая деятельность отличается от той, что была в дошкольном возрасте, на нее влияет учебная деятельность. В характере игровой деятельности происходят изменения: возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные). В этом возраст игра носит скрытый характер, т.е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация0. Кроме того, игра начинает подчиняться игровой деятельности. Тем не менее для младшего школьника игра очень важна, поскольку она позволяет сделать смысл вещей более явным, овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Учебная деятельность так же связана с трудовой. Участие детей в друдовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
В этом возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка. Память ребенка приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания6 от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления разных частей материала.
На начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Поэтому в этом возрасте происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом.
Учебная деятельность способствует развитию у детей младшего школьного возраста воли, т.к. учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на неинтересных вещах.
основной вид мышления в данном возрасте наглядно-образное, но процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Таким образом, наглядно-образное мышление постепенно сменяется словесно-логическим мышлением.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Младший школьный возраст начинается как правило с кризиса семи лет, причинами данного кризиса становятся личностное развитие и появление самосознания.
Основные признаки кризиса семи лет:

-потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

-манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строго и т.д.

- Симптом «горькой конфета». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

-Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

-Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений.

Вопрос 35


Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет.
Социальная ситуация подросткового возраста представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. В этом возрасте по иному стоятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизни перемещаются из дома в внешний мир, отношения со сверстниками строятся на серьезном уровне. В начале подросткового возраста появляется желание быть похожими на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически и т.д.) В подростковом возрасте происходят изменения на психологическом уровне:
- происходит перестройка памяти – начинает активно развиваться логическая память, постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти.
- происходить отношение между памятью и мышлением – для подростка мыслить – значит вспоминать, а вспомнить – значит мыслить. Для того чтобы запомнить, материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.
- происходят изменения в чтении, монологичекой и письменной речи – чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная – от изложения к сочинению. Речь становится богатой.
- мышление становится теоретическим, понятийным. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.
- в этом возрасте возникает потребность в общении и дружбе, в доверительных отношениях. Появляется стремление к риску. В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Снижается устойчивость к стрессам, подростки могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными, отношения со сверстниками строятся как равноправные. Подростки предпочитают проводить время со сверстниками. Они объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила.
В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты; товарищеские (способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками); дружеские (позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера).
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план,
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др.Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности; самоопределение.
Кризис в данном возрастном периоде приходится на возраст 12-14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
В период подросткового кризиса происходят поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Многие из любопытства начинают пробовать алкоголь, наркотики, начинают курить.В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Проявляется негативизм, который выражается у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.

Вопрос 36


В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.
Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное.
Многие в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.
В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, в также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.
Развиваются творческие способности.
Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение.
Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».Ведущая деятельность в юношеском возрасте учебная, которая основывается на профессиональном самоопределении.

Вопрос 38

В отечественной психологии существует представление, что личность задана в системе социальных отношений и развивается через ведущие виды деятельности. Поэтому общество должно создавать условия для нормального психического развития ребенка.

Основные западные теории:

Название теории Основоположники Детерминанта социального развития   Основные положения Понятие социального развития
Биогенети-ческая теория Дарвин, Геккель Генетика - развитие личности определяется генетическими факторами; - для реализации генетической программы необходимы социокультурные условия, которые задают темп развития задатков; - развитие личности – последовательность; определенных фаз, следовательно существует регресс и прогресс. Соц. развитие – процесс, подчиняющийся внутренним закономерностям
Социоге-нетическая теория Мид Культура - культурные условия определяют направление, развитие ребенка; влияет на то, насколько доброжелательно принимается ребенок взрослым. - итогом социализации является адаптация человека в культуре. В разных культурах стадии социализации разные, отсюда нет единых возрастных этапов. Соц. развитие – социокультурные условия
Теория социально-го научения (на основе бихевиоризма) Скиннер, Толмен, Бандура Научение - личность – набор изученных моделей поведения; - научение человека соц. действиям происходит в результате наблюдения за поведением других и подражания значимым лицам; - необходимым элементом является подкрепление - + и -; - замещающее подкрепление – видит где-то из опыта; - самоподкрепление Соц. развитие – личность формируется в процессе научения – поведение, моральные принципы, установки
Когнитив-ная теория Пиаже, Колберг Развитие когнитив-ных процессов– речь, мышление - процесс соц. развития – это освоение совокупности норм и правил соц. взаимодействия, а также подчинения своего поведения соц. требованиям. 6 стадий соц. развития. Переход от одной стадии к другой определяется развитием когнитивных процессов и формированием способности к сопереживанию. 1 и 2 стадии пассивного принятия соц. роли и подчинения требованиям роли с целью заслужить поощрения, либо избежать наказания. 3 и 4 стадии – человек осознает мнения других о себе и действует так, чтобы заслужить одобрение. Формируется представление о том, что такое хорошо-плохо, добро-зло.5 и 6 стадии – характеризуются осознанием противоречий между нравственными убеждениями и формируется собственная этическая система, которая влияет на процессы общения, взаимодействия.   Соц. развитие – движение от пассивного принятия соц. норм к пониманию соц. требований и навыкам соц. взаимодействия вне ролевого предписания с опорой на универсальные этические принципы

Социализация– двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом соц. опыта, путем вхождения в соц. среду, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой среды в деятельности. (Андреева Г. М.)

Воспитание и развитие имеют некие черты социализации, но имеют свои специфические черты.

Воспитание понимается в двух смыслах:

Воспитание – педагогически организованное воздействие на субъект. Целенаправленный процесс со стороны воспитывающего.

Воспитаниеприравнивается к совокупности всех, в том числе нецеленаправленных и случайных социальных воздействий.

Развитие– постепенное вхождение человека в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека.

Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к общественным нормам и ценностям.

1. Семья

2. Дошкольные детские учреждения

3. Школа

4. Профессиональные образовательные учреждения

5. Трудовой коллектив

6. После трудовой коллектив, общественные группы

Процесс социализации – непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но по интенсивности, по количеству изменений больше в детстве. К 30 годам сформированы представления о мире, стереотипы, самооценка, которые трудно изменить.

Механизмы социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с неко­торыми людьми или группами, позволяющее усваивать разно­образные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации являет­ся полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для пред­ставителей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин­дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со­стояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние пове­дения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Н.Смелзер выделяет четыре психологических механизма со­циализации:

1. Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведе­ния, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

4. Чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя­занное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие опреде­ленное поведение.

Вопрос 40

Внутригрупповое взаимодействие – особенность формирования внутригрупповых отношений – это отношения между людьми входящими в общественную группу. В процессе этих отношений люди влияют друг на друга, по отношению к ним есть ожидания со стороны других. Общение на основе ролей, в зависимости от статуса.

Роль – нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого, занимающего какую-то позицию в группе. Сначала роль воспринимается извне, затем переходит во внутрь. Это процесс интериоризации роли и она становится компонентом самосознания. Роль – отношение человека к какой-либо деятельности. Любая роль предполагает определенное положение в группе, т.е. статус (роль – лидер, статус - высокий).

Статус– социальное положение человека, его место в социальной структуре группы. Статус не бывает постоянен, он зависит от группы.

Роли бывают: формальные – официально заданные извне; неформальные – на основе личностных симпатий, межличностных отношений.

Межгрупповое взаимодействие – в истории рассматривается как групповая агрессия.

Основой взаимодействия между группами являются экономические, правовые, политические вопросы. Всегда отношения между группами строятся на принципах противопоставления и обособления.

Новиков: в гр. Форм-сягруппов. самосзн – через традиции, нормы: форм-сячув-во общности, это дает поддержку, силы, форм-ет У. «мы» и «они».

Данная проблема мало изучалась до недавнего времен, но интерес «породил» следующие исследования: исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу Т.Адарно, враждебности и страха в психоаналитических теориях.

Эксперименты:

50-е годы – эксперименты М.Шерифа в лагере для подростков. Выявил межгрупповую враждебность при использовании двух влияющих факторов: конкуренции и пооперации. Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества заключаются не в мотивах отдельной личности (как у психоаналитиков), а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы.

Когнитивный подход: эксперименты А.Тэшфела. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т. е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Но упускается вопрос о адекватности восприятия друг другом, т.е. насколько воспринимаемые различия соответствуют действительности.

Деятельностный подход Агеева. В центре внимания стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера. Главное направление изучения - это причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивных процессов, сопровождающих совместную групповую деятельность. Важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность; и как, межгрупповые отношения отражаются в сознании членов групп и предопределяют их восприятие друг другом.

Социальная перцепция - это упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это новое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность» («все» или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность» («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности (но могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами). Большая роль стереотипов при восприятии (быстрая категоризация, может наполняться негативными характеристикамиÞ межгрупповая враждебность).

Д.Кэмпбел сформулировал «гипотезу контакта»: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

Эксперименты Агеева. Первая серия экспериментов на студентах.

В качестве показателей адекватности межгруппового восприятия выступали:

  • прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;
  • объяснение причин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревновании;
  • представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией.

В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности.

Вторая серия экспериментов в пионерском лагере.

Две ситуации соревнования с различной организацией (соревнование и кооперация). В 1-ом случае – внутригрупповой фаворитизм, неадекватность восприятия, значение общей (надгрупповой) цели, оторванность от социально значимой совместной деятельности. Во 2-ом: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости (социально значимая) деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Схема генезиса межгрупповых процессов: Объективные условия совместной межгрупповой деятельности ® Характер непосредственного межгруппового взаимодействия ® Параметры процессов межгруппового восприятия.

Сделаны следующие общие выводы:

Межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любыхмежгрупповых отношений.

Социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях. Она может быть снята посредством совместной деятельности групп.

Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. (В случае стабильной неудачи значительно ухудшается качество межличностных отношений: наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов.Констатация подобных сдвигов может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.).

Для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.

Перспектива исследований межгрупповых отношений должна включит в себя два сечения: 1 – отношения между группами по «горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения; 2- отношения между группами по «вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии.

Вопрос 41

Проблема малой группы является традиционной и хорошо развитой в социальной психологии. Началом послужил вопрос о взаимоотношении личности и её формировании, т. к. с первых дней жизни человек связан с малыми группами.

Этап. Изучались эффекты: 1.Эффект фацилитации – присутствие членов группы облегчает действия одного; 2.Эффект ингибации – торможение действий индивида под влиянием присутствия других членов.

Изучение взаимодействия индивидов в малой группе.

Изучение характеристик групп: структуры, типы взаимодействия в группе.

Причины рассмотрения малой группы по Ярошевскому:

Включение индивида в разные группы по виду деятельности, характеру общественных связей.

Данная проблема образовалась на стыке 2-х наук (психологии и социологии).

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, ценностей, норм (Андреева). В отечественной психологии малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в непосредственных личных контактах.

Кол-во участников 2-7. Наименьшая форма малой группы «диада» или «триада». «Верхний предел» – число Миллера 7±2 (вводившего его для обозначения оперативной памяти); может быть (практически) 10,15,20; 30-40Þ нет «жесткого верхнего предела.

Классификация малых групп:

1. Первичные (малые) – Вторичные (Кули);

2.Формальные – Неформальные (Мэйо), различия типа и характера отношений внутри группы;

3. Группы членства – Референтные группы (Хаймен, Келли).

Структура коммуникаций в группе: колесо, цепь, игрек, круг, сложный круг.

Но главная задача – изучение групповых процессовÞ понятие «групповой динамики» как совокупности динамических процессов, с помощью которых происходит развитие группы:

1.Процесс образования малых групп (феномен группового давления);

2.Процесс групповой сплоченности;

3.Лидерство и руководство;

4.Принятие групповых решений;

5.Эффективность групповой деятельности, образование коллектива.

6.Создается система предписаний относительно структуры группы, статусов, ролей, целей группы.

Изучение феноменов:

1. Групповое давление – подключение к группе нового члена. Принятие или отвержение стандартов, определяется мера подчинения индивида групповому давлению: проблема конформизма. Конформизм внешний (внешнее принятие) и внутренний. Негативизм – отрицание стандартов группы и демонстрация этого, но в основе чаще лежит привязанность к группе.

Петровский выделяет 3 типа поведения: 1.Внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы, 2.Конформность – внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3.Коллективизм – одно поведение в результате сознательной солидарности личности с целями группы.

Дойч выделяет 2 вида группового влияния: нормативное (мнение большинства) и информативное (давление меньшинства, член группы должен сам сделать выбор).

2. Формирование групповой сплоченности – полное принятие норм и целей всеми членами группы, общность людей.

Фестингер: сплоченность основывается на прочности и частоты коммуникативных связей (т.е. сумма всех сил, действующих на индивида, чтобы удержать его).

Бейвелас: сплоченность зависит от реализации и групповых целей (операциональные), и индивидуальных (символические).

Петровский(стратометрическая концепция): 3 уровня развития групповой сплоченности: 1 – развитие эмоциональных контактов, 2- формирование ценностно-ориентационного единства, 3- «ядро», все члены группы разделяют общие цели.

Парыгинразличая лидера и руководителя выделяет следующие характеристики:

Л – регуляция межличностных отношений в группе, Р – регуляция официальных отношений,

Л - в условиях микросреды, Р-в макросреде,

Л – стихийно возникает, Р – назначается или выбирается,

Л- явление нестабильное, Р-во – стабильное,

Р - имеется система санкций,

3. Руководство – процесс принятия решений опосредован множестволм обстоятельств, лидерство – непосредственные решения,

Л – малая группа, Р - … в более широкой социальной системе.

Основные теории происхождения лидерства:

1. Теория черт – человек, обладающий определенным набором личностных качеств – черт м. б. лидером.

2. Ситуационная теория лидерства: в разных ситуациях выдвигается отдельный член группы, который имеет определенные необходимые качества.

3. Системная теория лидерства: - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер-субъект управления этим процессом.

Стиль лидерства. Авторитарный, демократический, попустителький – К.Левин. Две стороны стилей: а) содержание решений и б) техника (приемы) осуществления решений.

Выделяют другие типы лидерства: Л-организатор, Л-инициатор, Л-эрудит, Л-умелец и т.д.

4. Групповое решение – групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией, при решении общей для группы задачи. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия, которая имеет 2-е закономерности: столкновение позиций - становятся видны разные стороны проблемы, выработка групповой нормы.

Формы групповой дискуссии:

  • совещание,
  • «мозговая атака» (деление группы нагенераторов идей и критиков, которые выступают друг за другом),
  • метод синектики – соединения разнородного (в ходе крайности отбрасываются).

Феномен сдвига риска – увеличение риска при принятии гр. решения (нежели индивидуального).

5.Показатели эффективности проведения дискуссии:

  • Четко определена цель,
  • Всем понятны цели, задачи группы,
  • Определена процедура и время,
  • Высказывание альтернативных идей о путях решения, Наличие ведущего,
  • Обсуждение достоинств и недостатков предложенных решений,
  • Выбор наиболее удачных,
  • Резюмирование.
  • Проблема удовлетворенности трудом членов группы.

Вопрос 42

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Виды консультирования:

I. По сферам приложения:

1. детское;

2. подростковое;

3. семейное и супружеское;

4. профессиональное;

5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

II. По количеству клиентов:

индивидуальное;

групповое;

III. По пространственной организации:

1. контактное (очное);

2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

Типы консультирования:

развивающее;

кризисное – люди переживают критические состояния. Основная цель – помочь человеку справиться с переживаниями.

Наши рекомендации