Связь с последующими дисциплинами (модулями)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе СКФУ

__________________________

"__" _____________ 20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

030301.65 Психология (специалитет)

специализация «Юридическая психология»

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Учебный план – 2009 уч.г.

Изучается в 9 семестре

Объем занятий: итого   140 ч.
В т. ч. аудиторных   70 ч.
Из них:
Лекций   22 ч.
Лабораторных занятий   48 ч
Самостоятельная работа   34 ч.
  Экзамен 9 семестр
«СОГЛАСОВАНО»: «РАЗРАБОТАНО»:
Зав. кафедрой психологии, профессор _______________________Белых Т.В. "____" __________ 2013 г.   Директор института образования и социальных наук, ___________________Шаповалов В.К. "__" _____________ 2013 г.   Рассмотрено УМК института образования и социальных наук "__" _____________ 20_____ г. протокол ____________ Председатель УМК ________   Зав. кафедрой психологии, профессор ________________________Белых Т.В. "___" _______________ 2013 г.   Разработчик - доцент кафедры психологии   ____________________Болотова О.В. "___" _______________ 2013 г.     Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ _______________________Е.А. Конопко "__" ____________ 20____ г.
       

Ставрополь, 2013

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

030301.65 Психология (специалитет)

специализация «Юридическая психология»

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Ставрополь 2013




Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель курса: углубление и систематизация у студентов знаний в области психологического обеспечения работы психологической службы в исправительных учреждениях; получение практико-ориентированной подготовки по основным направлениям деятельности психологической службы пенитенциарной системы; формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по психодиагностике и психокоррекции в пенитенциарной системе.

Задачи курса:

1.Познакомить студентов с системой знаний по психологическим аспектам деятельности служб пенитенциарной системы.

2. Сформировать у студентов навыки реализации основных видов деятельности психологической службы пенитенциарной системы.

3. Изучить психическую динамику личности осужденного в ходе исправительного воздействия на него работников пенитенциарной системы.

Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Дисциплина «Психологическая служба в пенитенциарной системе» относится к профессиональному циклу дисциплин специализации. Ее освоение происходит в 9 семестрах.

Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)

Освоение данной дисциплины основано на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении «Психодиагностики», «Криминальной психологии и др.

Связь с последующими дисциплинами (модулями)

Освоение дисциплины «Психологическая служба в пенитенциарной системе» необходимастудентам для дальнейшего изучения таких дисциплин специализации как «Исправительно-трудовая психология», «Полиграфия» и др.

5. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ · особенности возникновения и становления психологических служб в пенитенциарной системе России и зарубежных стран; · закономерности, категории, принципы и методы работы психологических служб уголовно-исправительной системы; · особенности протекания психических процессов у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения; · особенности протекания психических процессов у сотрудников пенитенциарной системы и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения.
УМЕТЬ · свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом; · применять на практике психодиагностику; · использовать методики для определения индивидуальных особенностей личности; · использовать вербальные и невербальные средства общения; · оценить конфликтные ситуации в сфере пенитенциарной системы и предложить компромиссные формы их разрешения; · использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных; · соблюдать нормы профессиональной этики; · применять базовые психологические знания в практической работе; · пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации.
ВЛАДЕТЬ · системой знаний о практической деятельности психологической службы в пенитенциарной системе; · умениями психологической диагностики заключенных и сотрудников уголовно-исправительной службы; · системой методов повышения своего профессионального мастерства. · Основными представлениями о поведенческих стратегиях профилактики и коррекции конфликтных ситуаций с пенитенциарных учреждениях

6. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

140 академических часов, из них:

70 академических часов – аудиторные занятия,

70 академических часов – самостоятельная работа.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях.     Проверка выполнения письменного домашнего задания
Организационная структура психологической службы     опрос
Нормативно-правовое обеспечение психологической службы.     Защита лабораторной работы
Должностная инструкция пенитенциарного психолога.     Защита лабораторной работы
Психологическая диагностика как функция психологической службы.     Защита лабораторной работы
Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция.     Проверка выполнения письменного домашнего задания
Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг.   Защита лабораторной работы
Механизм психологического консультирования.   Защита лабораторной работы
Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных.     Проверка выполнения письменного домашнего задания
Формы психологической работы с осужденными.     Защита лабораторной работы
Психологическая диагностика осужденных.   Проверка выполнения письменного домашнего задания
Психологическая коррекция личности и поведения осужденных.     Защита лабораторной работы
Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных.     Защита лабораторной работы
Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация.     Проверка выполнения письменного домашнего задания
Психологический отбор и его проблемы.     Защита лабораторной работы
Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений.   Защита лабораторной работы
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.   Проверка выполнения письменного домашнего задания
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях.   Защита лабораторной работы
  Всего за курс      

7. Наименование и содержание проведения лекций

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Часы
  8 семестр  
Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях. Становление психологической службы. Первые должности практических психологов в правоохранительных органах. Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе России. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом конгрессе ООН. Понятие психологической службы в исправительных учреждениях. Концептуальные основы функционирования психологической службы.
Организационная структура психологической службы Основные психологические функции и инструментарий их реализации: психологическая диагностика, психологическая коррекция, развитие личности, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование. Проектирование организационной структуры психологической службы. Организация службы на низовом, муниципальном уровне.
Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция. Основные понятия: психокоррекция и психотерапия. Условия, необходимые для успешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе. Особенности психологического воздействия на внутренний мир человека (клиента). Эффективность психокоррекционной работы.
Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных. Проблемы изоляции и отбывания срока наказания правонарушителями. Условия жизни в колонии и тюрьме. Понятие ресоциализации осужденных. Виды реабилитации осужденных: социальная реабилитация, социально-психологическая реабилитация, реабилитация в психолого-педагогическом аспекте, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация.
Формы психологической работы с осужденными. Общая и специальная психологическая работа с осужденными. Индивидуальное психологическое воздействие. Коллективное (групповое) психологическое воздействие. Приемы коллективного (группового) психологического воздействия.
Психологическая диагностика осужденных. Основные психодиагностические задачи. Психодиагностические методы. Психодиагностика на фазе ориентирования. Психодиагностика на этапе ресоциализации. Психодиагностика на этапе освобождения. Тестовый инструментарий.
Психологическая коррекция личности и поведения осужденных. Основные цели и задачи психотерапии в пенитенциарном учреждении. Основная психотерапевтическая документация психолога в исправительном учреждении. Психотерапевтическая работа психолога в жилой группе. Цели и задачи психотерапевтических групп. Цели «ориентировочных групп. Характерные темы групповой психотерапевтической работы в жилой группе.
Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация. Первичный психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Психологическая диагностика личного состава пенитенциарных учреждений. Психологическое сопровождение и углубленное изучение стажеров в испытательный срок. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с личным составом подразделений: проведение индивидуального консультирования и социально-психологического тренинга с персоналом.
Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений. Понятие адаптации. Адаптационные возможности человека. Психологический аспект адаптации. Профессиональная адаптация кадров. Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС. Аспекты профессиональной адаптации.
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников.
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях. Цели, задачи, содержание и виды морально-психологической подготовки. Основные задачи МПП. Содержание МПП. Организация морально-психологической подготовки. Основы методики занятий по морально-психологической подготовке. Контроль за состоянием морально-психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
  Итого

8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Часы
  8семестр  
Нормативно-правовое обеспечение психологической службы. Квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами. Качественный состав психологов психологической службы Основные нормативные акты: - Конституция Российской Федерации; - закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; - Федеральный законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; -Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»; - ряд ведомственных приказов: - международные документы о правах человека. Планирование деятельности и ведение отчетной документации сотрудниками психологической лаборатории. Основная документация психологической лаборатории: - журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых) прошедших психологическое обследование; - журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми); - журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми); - журнал (тетрадь) регистрации заявок на работу психолога; - журнал учета сотрудников и кандидатов на службу, прошедших психологическое обследование; - журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом; - журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом; - дело планов и отчётов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога; - журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование. Материально-техническое и методическое оснащение психологической лаборатории: компьютерная и копировальная технику, расходные материалы к ней. Специальное психологическое оборудование, видео- и аудиосредства, пакет психологических методик компьютерной и ручной обработки, а также комплект специальной психологической литературы.
Должностная инструкция пенитенциарного психолога. Права и обязанности начальника психологической лаборатории. Задачи и обязанности начальника психологической лаборатории: - определение перспективных задач деятельности психологической лаборатории, с учетом складывающейся обстановки; - создание необходимой для работы лаборатории материально-технической базы; - утверждение планов работы лаборатории и согласование отчетов о проделанной работе; - анализ результатов работы психологической лаборатории и определение мер по совершенствованию ее деятельности; - обеспечение необходимого взаимодействия сотрудников психологической лаборатории с другими заинтересованными службами учреждения. Права начальника психологической лаборатории. Права и обязанности старшего психолога психологической лаборатории Штаты психологической лаборатории и основные направления работы.
Психологическая диагностика как функция психологической службы Психологическая диагностика как функция психологической службы. Проблемы построения психодиагностического обследования. Требования к отбору психодиагностических методов исследования. Организация и проведение психодиагностического обследования. Формирование системы заявок. Этапы психодиагностического обследования: первичное обследование (разведывательное), специализированное углубленное обследование. Формированию мотивации испытуемого на психологическое обследование. Обработка стандартизированных методик. Психологический диагноз.
Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг. Принципы проведения социально-психологических тренингов. Принцип персональной ответственности. Принцип самораскрытия. Принцип «Здесь и сейчас». Принцип «обратной связи». Принцип гуманистического отношения к личности.
Механизм психологического консультирования. Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы.
Психологическая диагностика осужденных. Интеллектуальные тесты: тест структуры интеллекта Амтхауэра; тест невербального интеллекта «Матрицы Равена»; тест невербального интеллекта Кэттелла и др. Личностные опросники: миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI); шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF); личностный опросник Айзенка (EPI) и др. Специализированные тесты: Хайнский тест (на прогноз опасности сексуального поведения); – MSI – на отрицание преступления и мотивации к изменениям; SRID-2 – клинический опросник, построенный по терминам международной классификации болезней и др. Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Форма развернутой характеристики на осужденного: 1) анкетные данные осужденного; 2) за что отбывает наказание; 3) подробный анализ совершенного им преступления; 4) анализ жизненного пути (биографические данные, данные об отношениях в семье, школе, получении образования, работе и т.п.); 5) анализ психосексуального развития; 6) отношение осужденного к преступлению; 7) ход ресоциализации (прогресс) в учреждении; 8) проведение и результаты индивидуальных консультаций; 9) проведение и результаты групповых психокоррекционных мероприятий; 10) алкогольный и наркотический анамнез; 11) суицидальный анемнез; 12) состояние социального окружения на момент обследования; 13) психодиагностические выводы; 14) цели психологической коррекции и ресоциализации в целом; 15) план ресоциализации и психологической коррекции личности осужденного; 16) прогноз успешности ресоциализации и предложения по изменению условий отбывания наказания.
Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных. Методологические подходы в терапии: гуманистические; глубинно-психологические (психоанализ); когнитивно-поведенческие. Проработка преступлений (пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, реконструкция поведения и переживаний) Актуальность психопрофилактической работы в среде задержанных и осужденных. Основные направления проведения психопрофилактической работы с несовершеннолетними преступниками.
Психологический отбор и его проблемы. Вопросы методики психологического отбора. Вопросы организации психологического отбора. Профессиограмма пенитенциарного сотрудника.
16. Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Процесс профессиональной адаптации: 1. Адаптация к содержанию деятельности; 2. Адаптация к условиям реальности; 3. Адаптация к служебному коллективу; 4. Адаптация к отношениям с руководством; 5. Включение в первичную (малую) группу сослуживцев; 6. Включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.). Психолого-педагогическое обеспечение работы с личным составом и с молодыми сотрудниками. Периодом профессионального саморазвития как заключительный этап профессиональной адаптации. Самоуправление профессиональным развитием.
Профилактика профессиональной деформации работников уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников УИС.
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов в сложных условиях. Психологическая подготовка.
  Итого

9. Наименование и содержание проведения
практических (семинарских) занятий

Практические занятия в данном курсе не предусмотрены.

10. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля

Наши рекомендации