Связь с последующими дисциплинами (модулями)
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе СКФУ
__________________________
"__" _____________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
030301.65 Психология (специалитет)
специализация «Юридическая психология»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Учебный план – 2009 уч.г.
Изучается в 9 семестре
Объем занятий: итого | 140 ч. | ||
В т. ч. аудиторных | 70 ч. | ||
Из них: | |||
Лекций | 22 ч. | ||
Лабораторных занятий | 48 ч | ||
Самостоятельная работа | 34 ч. | ||
Экзамен 9 семестр | |||
«СОГЛАСОВАНО»: | «РАЗРАБОТАНО»: | ||
Зав. кафедрой психологии, профессор _______________________Белых Т.В. "____" __________ 2013 г. Директор института образования и социальных наук, ___________________Шаповалов В.К. "__" _____________ 2013 г. Рассмотрено УМК института образования и социальных наук "__" _____________ 20_____ г. протокол ____________ Председатель УМК ________ | Зав. кафедрой психологии, профессор ________________________Белых Т.В. "___" _______________ 2013 г. Разработчик - доцент кафедры психологии ____________________Болотова О.В. "___" _______________ 2013 г. Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ _______________________Е.А. Конопко "__" ____________ 20____ г. | ||
Ставрополь, 2013
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
030301.65 Психология (специалитет)
специализация «Юридическая психология»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Ставрополь 2013
Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель курса: углубление и систематизация у студентов знаний в области психологического обеспечения работы психологической службы в исправительных учреждениях; получение практико-ориентированной подготовки по основным направлениям деятельности психологической службы пенитенциарной системы; формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по психодиагностике и психокоррекции в пенитенциарной системе.
Задачи курса:
1.Познакомить студентов с системой знаний по психологическим аспектам деятельности служб пенитенциарной системы.
2. Сформировать у студентов навыки реализации основных видов деятельности психологической службы пенитенциарной системы.
3. Изучить психическую динамику личности осужденного в ходе исправительного воздействия на него работников пенитенциарной системы.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина «Психологическая служба в пенитенциарной системе» относится к профессиональному циклу дисциплин специализации. Ее освоение происходит в 9 семестрах.
Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)
Освоение данной дисциплины основано на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении «Психодиагностики», «Криминальной психологии и др.
Связь с последующими дисциплинами (модулями)
Освоение дисциплины «Психологическая служба в пенитенциарной системе» необходимастудентам для дальнейшего изучения таких дисциплин специализации как «Исправительно-трудовая психология», «Полиграфия» и др.
5. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | · особенности возникновения и становления психологических служб в пенитенциарной системе России и зарубежных стран; · закономерности, категории, принципы и методы работы психологических служб уголовно-исправительной системы; · особенности протекания психических процессов у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения; · особенности протекания психических процессов у сотрудников пенитенциарной системы и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения. |
УМЕТЬ | · свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом; · применять на практике психодиагностику; · использовать методики для определения индивидуальных особенностей личности; · использовать вербальные и невербальные средства общения; · оценить конфликтные ситуации в сфере пенитенциарной системы и предложить компромиссные формы их разрешения; · использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных; · соблюдать нормы профессиональной этики; · применять базовые психологические знания в практической работе; · пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации. |
ВЛАДЕТЬ | · системой знаний о практической деятельности психологической службы в пенитенциарной системе; · умениями психологической диагностики заключенных и сотрудников уголовно-исправительной службы; · системой методов повышения своего профессионального мастерства. · Основными представлениями о поведенческих стратегиях профилактики и коррекции конфликтных ситуаций с пенитенциарных учреждениях |
6. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
140 академических часов, из них:
70 академических часов – аудиторные занятия,
70 академических часов – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля) | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | ||||
Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Организационная структура психологической службы | опрос | ||||||
Нормативно-правовое обеспечение психологической службы. | Защита лабораторной работы | ||||||
Должностная инструкция пенитенциарного психолога. | Защита лабораторной работы | ||||||
Психологическая диагностика как функция психологической службы. | Защита лабораторной работы | ||||||
Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг. | Защита лабораторной работы | ||||||
Механизм психологического консультирования. | Защита лабораторной работы | ||||||
Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Формы психологической работы с осужденными. | Защита лабораторной работы | ||||||
Психологическая диагностика осужденных. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Психологическая коррекция личности и поведения осужденных. | Защита лабораторной работы | ||||||
Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных. | Защита лабораторной работы | ||||||
Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Психологический отбор и его проблемы. | Защита лабораторной работы | ||||||
Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений. | Защита лабораторной работы | ||||||
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. | Проверка выполнения письменного домашнего задания | ||||||
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях. | Защита лабораторной работы | ||||||
Всего за курс |
7. Наименование и содержание проведения лекций
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Часы |
8 семестр | ||
Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях. Становление психологической службы. Первые должности практических психологов в правоохранительных органах. Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе России. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом конгрессе ООН. Понятие психологической службы в исправительных учреждениях. Концептуальные основы функционирования психологической службы. | ||
Организационная структура психологической службы Основные психологические функции и инструментарий их реализации: психологическая диагностика, психологическая коррекция, развитие личности, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование. Проектирование организационной структуры психологической службы. Организация службы на низовом, муниципальном уровне. | ||
Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция. Основные понятия: психокоррекция и психотерапия. Условия, необходимые для успешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе. Особенности психологического воздействия на внутренний мир человека (клиента). Эффективность психокоррекционной работы. | ||
Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных. Проблемы изоляции и отбывания срока наказания правонарушителями. Условия жизни в колонии и тюрьме. Понятие ресоциализации осужденных. Виды реабилитации осужденных: социальная реабилитация, социально-психологическая реабилитация, реабилитация в психолого-педагогическом аспекте, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация. | ||
Формы психологической работы с осужденными. Общая и специальная психологическая работа с осужденными. Индивидуальное психологическое воздействие. Коллективное (групповое) психологическое воздействие. Приемы коллективного (группового) психологического воздействия. | ||
Психологическая диагностика осужденных. Основные психодиагностические задачи. Психодиагностические методы. Психодиагностика на фазе ориентирования. Психодиагностика на этапе ресоциализации. Психодиагностика на этапе освобождения. Тестовый инструментарий. | ||
Психологическая коррекция личности и поведения осужденных. Основные цели и задачи психотерапии в пенитенциарном учреждении. Основная психотерапевтическая документация психолога в исправительном учреждении. Психотерапевтическая работа психолога в жилой группе. Цели и задачи психотерапевтических групп. Цели «ориентировочных групп. Характерные темы групповой психотерапевтической работы в жилой группе. | ||
Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация. Первичный психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Психологическая диагностика личного состава пенитенциарных учреждений. Психологическое сопровождение и углубленное изучение стажеров в испытательный срок. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с личным составом подразделений: проведение индивидуального консультирования и социально-психологического тренинга с персоналом. | ||
Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений. Понятие адаптации. Адаптационные возможности человека. Психологический аспект адаптации. Профессиональная адаптация кадров. Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС. Аспекты профессиональной адаптации. | ||
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. | ||
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях. Цели, задачи, содержание и виды морально-психологической подготовки. Основные задачи МПП. Содержание МПП. Организация морально-психологической подготовки. Основы методики занятий по морально-психологической подготовке. Контроль за состоянием морально-психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. | ||
Итого |
8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Часы |
8семестр | ||
Нормативно-правовое обеспечение психологической службы. Квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами. Качественный состав психологов психологической службы Основные нормативные акты: - Конституция Российской Федерации; - закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; - Федеральный законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; -Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»; - ряд ведомственных приказов: - международные документы о правах человека. Планирование деятельности и ведение отчетной документации сотрудниками психологической лаборатории. Основная документация психологической лаборатории: - журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых) прошедших психологическое обследование; - журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми); - журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми); - журнал (тетрадь) регистрации заявок на работу психолога; - журнал учета сотрудников и кандидатов на службу, прошедших психологическое обследование; - журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом; - журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом; - дело планов и отчётов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога; - журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование. Материально-техническое и методическое оснащение психологической лаборатории: компьютерная и копировальная технику, расходные материалы к ней. Специальное психологическое оборудование, видео- и аудиосредства, пакет психологических методик компьютерной и ручной обработки, а также комплект специальной психологической литературы. | ||
Должностная инструкция пенитенциарного психолога. Права и обязанности начальника психологической лаборатории. Задачи и обязанности начальника психологической лаборатории: - определение перспективных задач деятельности психологической лаборатории, с учетом складывающейся обстановки; - создание необходимой для работы лаборатории материально-технической базы; - утверждение планов работы лаборатории и согласование отчетов о проделанной работе; - анализ результатов работы психологической лаборатории и определение мер по совершенствованию ее деятельности; - обеспечение необходимого взаимодействия сотрудников психологической лаборатории с другими заинтересованными службами учреждения. Права начальника психологической лаборатории. Права и обязанности старшего психолога психологической лаборатории Штаты психологической лаборатории и основные направления работы. | ||
Психологическая диагностика как функция психологической службы Психологическая диагностика как функция психологической службы. Проблемы построения психодиагностического обследования. Требования к отбору психодиагностических методов исследования. Организация и проведение психодиагностического обследования. Формирование системы заявок. Этапы психодиагностического обследования: первичное обследование (разведывательное), специализированное углубленное обследование. Формированию мотивации испытуемого на психологическое обследование. Обработка стандартизированных методик. Психологический диагноз. | ||
Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг. Принципы проведения социально-психологических тренингов. Принцип персональной ответственности. Принцип самораскрытия. Принцип «Здесь и сейчас». Принцип «обратной связи». Принцип гуманистического отношения к личности. | ||
Механизм психологического консультирования. Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы. | ||
Психологическая диагностика осужденных. Интеллектуальные тесты: тест структуры интеллекта Амтхауэра; тест невербального интеллекта «Матрицы Равена»; тест невербального интеллекта Кэттелла и др. Личностные опросники: миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI); шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF); личностный опросник Айзенка (EPI) и др. Специализированные тесты: Хайнский тест (на прогноз опасности сексуального поведения); – MSI – на отрицание преступления и мотивации к изменениям; SRID-2 – клинический опросник, построенный по терминам международной классификации болезней и др. Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Форма развернутой характеристики на осужденного: 1) анкетные данные осужденного; 2) за что отбывает наказание; 3) подробный анализ совершенного им преступления; 4) анализ жизненного пути (биографические данные, данные об отношениях в семье, школе, получении образования, работе и т.п.); 5) анализ психосексуального развития; 6) отношение осужденного к преступлению; 7) ход ресоциализации (прогресс) в учреждении; 8) проведение и результаты индивидуальных консультаций; 9) проведение и результаты групповых психокоррекционных мероприятий; 10) алкогольный и наркотический анамнез; 11) суицидальный анемнез; 12) состояние социального окружения на момент обследования; 13) психодиагностические выводы; 14) цели психологической коррекции и ресоциализации в целом; 15) план ресоциализации и психологической коррекции личности осужденного; 16) прогноз успешности ресоциализации и предложения по изменению условий отбывания наказания. | ||
Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных. Методологические подходы в терапии: гуманистические; глубинно-психологические (психоанализ); когнитивно-поведенческие. Проработка преступлений (пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, реконструкция поведения и переживаний) Актуальность психопрофилактической работы в среде задержанных и осужденных. Основные направления проведения психопрофилактической работы с несовершеннолетними преступниками. | ||
Психологический отбор и его проблемы. Вопросы методики психологического отбора. Вопросы организации психологического отбора. Профессиограмма пенитенциарного сотрудника. | ||
16. | Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Процесс профессиональной адаптации: 1. Адаптация к содержанию деятельности; 2. Адаптация к условиям реальности; 3. Адаптация к служебному коллективу; 4. Адаптация к отношениям с руководством; 5. Включение в первичную (малую) группу сослуживцев; 6. Включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.). Психолого-педагогическое обеспечение работы с личным составом и с молодыми сотрудниками. Периодом профессионального саморазвития как заключительный этап профессиональной адаптации. Самоуправление профессиональным развитием. | |
Профилактика профессиональной деформации работников уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников УИС. | ||
Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов в сложных условиях. Психологическая подготовка. | ||
Итого |
9. Наименование и содержание проведения
практических (семинарских) занятий
Практические занятия в данном курсе не предусмотрены.
10. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля