Лекция 12. Способности
Понятие о способностях
Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняется (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.
Это определение было предложено нашим отечественным ученым Б.М. Тепловым, который внес значительный вклад в разработку общей теории способностей. В понятии “способности”, по его мнению, заключены следующие идеи:
· · под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
· · способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
· · понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениями , которые уже выработаны у данного человека.
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей, причем оно может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Существует несколько классификаций способностей человека:
I классификация:
· · Природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловлены).
· · Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
К природным способностям относятсяспособности, являющиеся общими у человека и у животных: восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.
Кроме этого у человека есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности,основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
II классификация:
· · Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
· · Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и т.д.
III классификация:
· · Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, вторые – к конкретным, практически действиям. В отличие от общих и специальных они не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
IV классификация:
· · Учебные – определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
· · Творческие – “отвечают” за создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.
V классификация:
· · Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно-познавательные, способности. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммутативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.
Но не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо.Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, т.к. недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.