Тема 3. Я как будущий психолог
ВВЕДЕНИЕ
Тренинговая форма обучения, моделирующая ключевые содержательные и функциональные моменты деятельности практического психолога, позволяет использовать активные методы обучения для становления профессионального самосознания, развития профессионально–личностных качеств будущих специалистов.
Личностная зрелость, состояние психического здоровья психолога являются системообразующими факторами его профессиональной позиции, инструментами эффективности его профессиональной деятельности. Профессиональное взаимодействие психолога с другим человеком опирается на личностный опыт самопознания, самораскрытия.
Творческий характер тренинговой формы работы, насыщенность тренинга личностно–значимыми событиями, организация безопасного, поддерживающего взаимодействия с другими обеспечивают наиболее короткий и эффективный, с точки зрения временных затрат, путь приобретения личностного опыта, организация личностно–профессионального роста будущих психологов.
Цель психологического тренинга: актуализация их творческого потенциала студентов, наполнение профессиональной деятельности личностным смыслом.
Задачи:
– исследование участниками групп различных сторон собственной личности;
– осознание и получение опыта переживаний существующих различий между внутренним Я и ролевым поведением;
– развитие эмпатии и аутентичности;
– повышение социально–психологической компетентности участников;
– развитие профессионального самосознания и Я–концепции будущих психологов;
– приобретение умений проведения релаксационных процедур.
Представленные в пособии задания предназначены для самостоятельного выполнения студентами заочной формы обучения в межсессионный период. Задания 1 раздела «Тренинг личностного роста» выполняются студентами 1 курса после первой установочной сессии и в письменном виде в форме рефлексивного дневника предоставляются преподавателю, ведущему тренинг. Над заданиями, включенными во второй раздел пособия студенты работают после участия в социально-психологическом тренинге зимней сессии 1 курса. Отчеты предоставляются в виде рефлексивного дневника, материалы которого будут включены в тренинг летней сессии.
Задания третьего раздела «Релаксационный тренинг» предполагают изучение теоретического материала (литература указана в пособии), подготовку релаксационных текстов и аудиоматериалов, необходимых для проведения занятий на предстоящей сессии. В данном разделе также содержатся упражнения, требующие индивидуального выполнения и описания полученного опыта в рефлексивном дневнике.
Качественное выполнение заданий необходимо для проведения итоговых занятий во время сессий.
I. тренинг личностного роста
Тема 1. Самопрезентация.
Задание выполняется непосредственно после окончания тренинга личностного роста.
Инструкция:выберите один из вариантов рефлексии своего опыта участия в тренинге.
Вариант 1. Напишите эссе на тему: «Я и другие в тренинге личностного роста».
Вариант 2. Ретроспективно оцените свое состояние во время тренинга по следующей схеме:
1. Я чувствовал(а) себя скованно –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5
2. Я чувствовал(а) себя свободно –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5
3. Я чувствовал(а) себя тревожно –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5
4. Я чувствовал(а) себя безопасно –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5
5. Мне было интересно –5, –4, –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5
Ответьте на следующие вопросы:
1. Можете ли вы сказать, что тренинговые занятия принесли вам пользу и новые психологические "приобретения"?
2. Каков был ваш вклад в групповую работу на тренинге?
3. Удавалось ли вам полностью сосредоточиться на событиях, происходящих в группе, реализации принципа "здесь и сейчас"?
4. Были ли на занятии моменты, когда вы ощущали дискомфорт, переживали неприятные или неожиданные для вас чувства и состояния? Опишите их.
5. Что вам больше всего понравилось на занятиях?
6. Что вам больше всего не понравилось на занятиях?
7. Группа не может быть "плохой" или "хорошей", так как все что происходит в ней, имеет свой смысл и целесообразность – любая группа по–своему мудра. В чем, по–вашему, проявилась мудрость вашей группы?
8. Удовлетворены ли вы работой группы и результатами тренинга в целом.
9. Что бы вы пожелали своему тренеру по поводу ведения группы.
Тема 2. Моя будущая профессия.
Задание 1.
Напишите 5 вопросов, которые вы бы задали психологу.
Прочтите их.
Ответьте, какими качествами должен обладать человек, что он должен знать и уметь, чтобы ответить на эти вопросы.
Задание 2.
Представьте себя в роли рекламного агента психологической службы.
Ваша задача: составить рекламный листок об услугах психологической службы.
Придумайте девиз рекламируемой вами организации, который бы отражал ее миссию.
Задание 3.
Сформулируйте 2–3 вопроса, которые вы хотели бы задать ведущему вашей группы о профессии психолога.
Задание 4.
Проанализируйте предложения, приведенные ниже. По каждому из них напишите свое мнение
1. Психолог работает только с психически больными людьми.
2. Психолог все знает и насквозь видит человека.
3. Психолог может решить все проблемы.
4. Женщина–психолог – не психолог, мужчина–психолог – не мужчина.
5. У самого психолога нет проблем.
6. Психолог должен быть психологом всегда и везде.
7. Психолог устроен таким образом, что получает удовольствие от бесплатного выслушивания всех и каждого.
8. Психолог – развлечение для богатых людей.
9. Психолог может зомбировать окружающих, внушать им свои мысли, поэтому к нему следует относиться настороженно, и т.п.
Тема 3. Я как будущий психолог.
Задание 1. Кто Я, какой Я.
Назначение: осознание себя, определение зоны ближайшего личностного и профессионального развития.
Задание выполняется в три этапа.
Этап 1. Инструкция: "Возьмите листок бумаги и напишите вверху 2 вопроса: "Кто Я? Какой Я?". Ответы запишите в столбик. Это могут быть слова, фразы, предложения. Не оценивайте их. Пишите то, что приходит в голову. Таких характеристик–ответов должно быть не менее 15".
Этап 2. Инструкция: "Прочтите еще раз то, что вы написали о себе, теперь из 15 определений выберите 5–6 наиболее важных, тех, которые наиболее характерны для вас. Подумайте, может быть, некоторые ваши характеристики вы сможете объединить в одну общую. Запишите их".
Этап 3. Инструкция: "А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что наступила волшебная ночь. За эту ночь исчезли все препятствия на вашем пути. Все стало возможным, достижимым. Какими вы видите себя? Откройте глаза и запишите 5–6 своих характеристик из воображаемого будущею. Итак, какими бы вы стали, если бы все было возможно?"
После выполнения всех шагов задания опишите, как выполнялись вес 3 этапа упражнения, какие возникали чувства, мысли.
Задание 2.Карта будущего.
Назначение: осознание собственных целей, средств и путей их достижения.
Инструкция: "Вам предстоит составить карту своего будущего. Для этого подумайте инапишите самые важные иактуальные для вас цели, к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. На карте обозначьте промежуточные "пункты–цели", "транспортные средства", при помощи которых вы будете достигать поставленных целей. Нарисуйте улицы идороги, по которым вы будете идти".
Опишите:
1.Как вы будете добираться к своим целям?
2.Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
3.На какую помощь вы можете рассчитывать?
4.Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
5.Как сочетаются цели друг с другом?
6.Какие чувства у вас вызывает ваша карта?
Задание 3.Каким должен быть психолог?
Назначение: выявление реалистичных и нереалистичных представлений о личностных характеристиках психолога–консультанта.
Инструкция: “Представьте, что вы – комиссия, которой предстоит создать и утвердить список качеств и личностных характеристик, которыми должен обладать психолог–консультант, а также характеристик, являющихся противопоказаниями к этой работе».
Все личностные качества и характеристики запишите в два столбца: в один – необходимые, в другой – нежелательные.
Подумайте и отметьте те качества, которые у вас присутствуют, от каких хотелось бы избавиться, а какие развить.