Учение о сценариях жизни 6 страница

кушонок». Экзистенциальная позиция «Я - Мир +». И второй сценарный росток, который со временем стал разветвлением ствола или могучей ветвью, на­зывался «Красавица». Это ее ресурс в детские годы, который затем стал основным сценарием. Вера все сделала в своей жизни, чтобы соответствовать обра­зу Красавицы, и она этого добилась. Выглядит, как фотомодель, имеет свой бизнес, да еще и более де­сяти лет занимается духовными практиками. У нее хорошая семья, любящий муж, дочь. Сценарий «Кра­савица» с экзистенциальной позицией «Я+ Мир+». В детстве и юности он был в «подполье» и не поощ­рялся никем из внешнего окружения, но медленно расцветал и набирал силу. Детское решение было «волшебным» — оно позволило расколдовать «Куку­шонка» и превратить его в красавицу.

Итак, каждое дерево развивается не только под действием внешних сил и внешних условий, но так­же существуют внутренние мотивации и индивидуаль­ные решения, которые приняты на основе внешних факторов и личного опыта. Принимаются эти реше­ния чаще всего в состоянии яркого эмоционального переживания. Первые сценарные решения обычно принимаются при переживаниях раннего опыта. Воз­растной интервал от внутриутробных переживаний до семи лет. Более поздние решения принимаются в подростковый период. Анализ фотографий наглядно демонстрирует смены экзистенциальных позиций и период принятия сценарных решений.

Итак, метафора дерева дает возможность хорошо структурировать все элементы сценарного процес­са, систематизировать их, расположив на сценар­ном дереве. Рисунок сценарного дерева дает нагляд­ное представление о многочисленных возможностях смены сценария, например, от неблагополучного к благополучному. Ростки, почки сценариев Удачни-

ков и Победителей всегда есть на дереве вашего сце­нария и задача терапии сценарного анализа дать энергию, жизнь для их развития. Дальнейшую ра­боту с «Деревом» можно продолжать, ориентируясь на будущее. Предлагая клиенту или участникам группы нарисовать цветы, плоды на дереве, обозна­чить ландшафт, задав вопросы: «Опишите место, где растет Ваше дерево, что вокруг. Кто ухаживает за де­ревом? Плодоносит оно или нет?». Такие вопросы ориентируют клиента на будущее, на результат.

Сказкотерапия

При анализе сценариев мы также используем воз­можности сказкотерапии.

Вот методика, предложенная Ф. Инглиш (1969).

«Придумайте сказку, охватывающую всю Вашу жизнь, включая сегодняшний день. Персонажи этой сказки не люди и не мир людей. Сказка может опи­сывать мир животных или сказочных существ. Пе­ред тем как написать сказку, вы можете обдумать сю­жет, но когда вы будете готовы, то пишите ее не больше 10 минут».

Когда время истекло, то не дописывайте или не переписывайте, написанное Вами. Адаптивный Ре­бенок и критически настроенный Родитель будут соблазнять Вас и предлагать довести текст до совер­шенства. Этого не стоит делать.

Дальнейшая работа направлена на обсуждение с клиентом следующих вопросов:

1. Кто главный персонаж в Вашей сказке?

2. Какое главное событие?

3. Завершена ли история, сюжет и как?

4. Какие прилагательные, глаголы Вы использо­вали для описания главного персонажа? Опи­сывают ли они Ваши основные драйверы?

5. Как окружение воздействует на главного героя?

6. Посмотрите на разные части Вашей сказки и определите, как они между собой взаимодей­ствуют?

7. Если бы это был Ваш сценарий, то, что бы Вы о себе узнали, что стали осознавать и пони­мать?

8. Какие родительские послания звучат в сказке?

9. Какие чувства выражены, рэкетные или аутен­тичные?

10. Каковы взаимодействия между героями и их последствия? Особенности и предпочтения в транзакциях?

Вот вариант сказки.

Жила-была маленькая серая птичка. Она все время мерзла, мир вокруг нее был холоден и неприветлив. Даже в родительском гнезде ей было неуютно. Большие пти­цы щебетали, что надо много трудиться, чтобы гнез­до было большим и теплым. Они трудились всю жизнь, и гнездо имели большое, но в нем все равно было холод­но. Однажды рано утром на заре маленькая птичка ус­лышала прекрасное пение. Это пел соловей. Она забы­ла о холоде и одиночестве. Она взмахнула крыльями и полетела к солнцу. В его лучах она купалась и вдруг запела сама и ее песня была такой же прекрасной, как и у утреннего певца. В нашем лесу появился еще один соловей, защебетали птицы!

В этой сказке главный герой — серая птичка. Главное событие— осознание, что она— соловей. История завершена. Прилагательные демонстриру­ют вначале негативный, а потом позитивный драй­вер — «Будь совершенным». Есть две части и две группы персонажей, которые противоположно воз­действуют на героя. В первой части — родители — «большие птицы», и во второй — лесной певец. Сце-

нарный паттерн «После того, как...». После того как что-то не очень хорошее закончится, наступит что-то лучшее. Родительские послания — «не чувствуй» холода, неудобства, одиночества и контрпредписа­ние (драйвер от родителей)— «тяжело трудись», строя теплое гнездо, «Будь сильной», «Пытайся». Рэ-кетные чувства— подавленность, безысходность. Аутентичные — радость. В первой части сказки пред­почтительные транзакции детско-родительские, во второй— Ребенок-Ребенок, возможно и Взрослый-Взрослый.

Это пример получения сценарного материала по анализу сказки.

Далее можно предложить клиенту или участникам терапевтической группы продолжить сказку в буду­щее. Затем, анализируют обе сказки, важно отсле­дить, использует ли клиенты старые цели, стратегии, распространяя их на будущее, или нет. На этом эта­пе работы важно задать следующие вопросы:

1. Выявляются ли в Вашей жизни закономерно­сти, которые, как нити, исходят из прошлого и соединяют его через настоящее с Вашим будущим?

2. В чем смысл этих нитей, их ценность, пробле­матика, трудность?

3. На чем держится сказка? Ее основа, стержень, фабула, ради которой начинается действие. Часто психологическая проблема человека свя­зана с ценностью, смыслом сказки— сцена­рия, которые и усиливают проблему.

4. Переведите сказку в реальную жизнь и проана­лизируйте перспективы. Устраивает ли Вас это?

Иногда клиента в принципе устраивает его сце­нарий. Он хочет только его улучшить. В таком слу­чае мы начинаем работу с определения ценностей в

жизни клиента. «Подумайте, говорим мы. Существует ли в Вашем сценарии дефицит таких чувств как: спонтанность, свобода, уверенность, близость, эмо­циональная насыщенность, радость, любовь, полнота жизни? Проанализируйте ценности Вашего сценария, конечную награду. Цели, которые лежат в основе сценария, ради чего он разыгрывается. Цели явля­ются как бы нитями, на которые элементы сюжета нанизываются, как бусы. Определите цели, реализа­ция которых принесет чувства автономии, спонтан­ности и радости. Отказываться от старых целей не надо, надо изменить эмоциональную окраску, нагруз­ку, сменить акценты, если? это возможно. Если не удается, возвращайтесь к определению целей, вновь к их ревизии. Ищите те нити, которые дадут жизнь сценарию, внесут энергию и позитивные чувства. Цели, как струны должны заиграть, запеть, дать мелодию сценарию. Какую мелодию вы бы хотели сыграть? Как вы ее слышите?

Выделите эти цели, визуализируйте свою сказку-сценарий, усильте его будущее этими вновь зазвучав­шими целями — нитями, струнами. Играйте с кар­тинкой, пока она не устроит вас полностью.

После того, как эта работа успешно проведена, мы даем домашние задания по выработке и опробова­нию новых стратегий достижения цели. Мы обсуж­даем и записываем несколько стратегий и клиент в перерывах между сессиями тренируется по их реа­лизации. Результаты обсуждаем на сессиях, коррек­тируем или меняем стратегии на новые. Обязатель­но закрепление результатов любыми поощрениями, поглаживаниями как от терапевта, членов группы, так и самого клиента.

В заключении мы предлагаем клиенту или участ­никам группы вновь нарисовать сценарное дерево. «Уберите старые ветки, черные корни, добавьте те,

12 Макаров В. В.

которые дают энергию и будущее вашему сценарно­му дереву»,— предлагаем мы.

В психотерапевтической практике конечно при­ходится сталкиваться и с драматическими сценари­ями, расплатой которых является тяжелая болезнь, убийство, суицид, сумасшествие. Создание нового сценария представляется необходимым элементом работы с такими людьми. На первом этапе терапевт совместно с клиентом определяют, насколько не устраивает старый сценарий. Изменения могут кос­нуться отдельных деталей, части или полностью всего сценария. Второй этап— определение новых целей, которых клиент желает добиться в новом сценарии. Мы предлагаем клиенту придумать новый сюжет, где герой достигает всех поставленных целей. Новая история должна быть с новым сюжетом, но­вым героем, персонажами и новым контекстом.

Каждая цель в тексте сказки — сценария долж­на быть визуализирована и реализована в действи­ях. Например, для смены привычного старого пат­терна на новый можно использовать образ бабочки, рождающейся из куколки, для демонстрации лично­стного роста и самосознания — превращение гадко­го утенка в лебедя.

Третьем этапом Психотерапевтической работы с новым сценарием является изменение условий про­игрывания сценария. Старый сценарий имел свой стереотипный способ проживания, проигрывания. Например, тяжело трудиться и находить трудности, которые надо преодолевать. Или спешить, все забы­вая и запутываясь окончательно. Здесь важно про­анализировать драйверы, родительские послания, ис­ходящие от Родителя родителей к Родителю ребен­ка. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие новые требования к вам выдвигает новый сценарий, к спо­собам проживания и достижению целей?» На этом

этапе клиенту обычно даются домашние задания, например, написать различия между требованиями нового сценария и старыми стереотипами поведения. Предлагается проанализировать транзакции, экзис­тенциальные позиции, старые паттерны поведения, чувства. Например, старые стереотипы: делать все тяжело, новые— легко и с удовольствием.

Когда новый сценарий написан, обсужден, и клиенту он нравится, мы проводим упражнение в состоянии наведенного транса, где новый сцена­рий — компьютерная игра, а клиент — герой. Тера­певт говорит: «Представьте, что вы сидите за ком­пьютером. У вас в руках новый диск с игрой. Вы вставляете диск, и на дисплее появляется название игры. Вы читаете...» И терапевт говорит название нового сценария клиента. «Вы — главный герой, у Вас много степеней свободы, много жизней и ресур­сов. Вы можете выбрать любые ресурсы для себя, на­пример, прыгать выше головы, проходить сквозь стены, летать как птица. Сделайте для себя такой набор способностей, качеств. Побудьте суперменом. Проиграйте игру до конца, меняя все, что будет вызывать у Вас напряжение и дискомфорт. Пройди­тесь несколько раз от начала и до конца. Получите удовольствие от игры». Затем терапевт и клиент подробно обсуждают и анализирует чувства, мысли, фантазии, образы, которые возникли в ходе «Игры».

При аналогичной работе с терапевтической груп­пой мы используем возможности группы. Например, предлагаем на основе сценария создать пьесу и ра­зыграть психо-драматическое действие. Клиент, чей сценарий представляет группа, может быть как глав­ным героем, так и режиссером. Задача режиссера — сделать спектакль эмоциональным, привлекатель­ным, чтобы он был наполнен энергией, захватывал и интриговал.

12*

При работе с новыми сценариями мы применя­ем краткий проверочный сценарный список. Им может пользоваться терапевт на этапе завершения работы и ее проверки. Проверочный список можно обсуждать с клиентом, группой, а также при обуче­нии студентов основам сценарного анализа.

1. Названия старого и нового сценария.

2. Цели старого и нового сценария.

3. Старая и новая миссия героини или героя.

4. Старые и новые способы реализации и прожи­вания сценария.

5. Экзистенциальные позиции (фиксированные эмоциональные установки).

6. Поле транзакций, какие предпочтительней, в старом и новом, изменены ли и как.

7. Обязательные персонажи для реализации ста­рого и нового сценариев.

8. Какой вид сценариев: банальный, героический или трагический.

9. Есть ли противоречия между способами про­живания нового сценария и старыми привыч­ными паттернами. Если они существуют, най­дите новые способы проживания как новый ресурс.

10. Добавьте любую дополнительную информа­цию.

Часто в нашей работе появляются затруднения с реализацией и проживанием нового сценария. На наш взгляд, это связано с существованием несколь­ких сценариев одновременно. Сценарии могут быть противоречащими или дополняющими друг друга. Одни сценарии могут ослаблять травмирующее воз­действие других, другие усиливать. Об этом мы рас­скажем дальше.

учение о сценариях жизни 6 страница - student2.ru

Рис. 14. Четыре сферы жизни

J — индивидуальная; 2 — микросоциальная; 3 — социальная; 4— макросоциальная.

Четыре сферы жизни Понятие о сферах жизни

В повседневной жизни мы существуем одновре­менно в 4 главных сферах: индивидуальной, микро­социальной, социальной и макросоциальной.

Индивидуальная сфера— интрапсихическая, или личностная сфера. Это наш внутренний мир со сво­ей системой ценностей, иерархией, с целями, зада­чами, тревогами и страхами. Погружение в эту сфе­ру происходит при рефлексии, медитации, трансах, психотерапии.

Микросоциальная сфера — ближайшее окружение индивида. Члены семьи, родители, близкие род­ственники, друзья — люди и другие живые существа с которыми индивид общается каждый день. Самое близкое социальное окружение, например, у одино­кого человека может составлять любимая собака, которая преданно и безусловно любит своего хозяи­на. В ближайшем окружении также существует своя иерархия, у индивида есть свои функции и задачи, свои цели и миссия, совпадающие или нет с общи-

ми микросоциальными, например, семейными или супружескими.

Социальная сфера— это то окружение знакомых и малознакомых для человека людей, которых узна­ет он, и которые узнают его. Ими могут быть колле­ги по работе, соседи, дальние родственники, знако­мые. Здесь также существуют иерархия. У индивида есть свои роли, функции, миссии, симпатии и ан­типатии в этой сфере.

Макросоциальная сфера. К ней относятся все над-системные образования, которые включают такие понятия, как государство, народ, нация, страна, го­род и в конце концов— человечество. Индивид в этой сфере также имеет свою ценность, значимость, роль и место в иерархии, собственную миссию.

Если рассматривать понятие «жизненный сцена­рий личности» по Э. Берну, то он пронизывает все сферы и одновременно в каждой сфере он свой, осо­бенный. Каждая из перечисленных сфер переплетена с другими и одновременно автономна, как и сцена­рии. Изменения в одной сфере оказывают влияния на остальные. Результат влияний может варьировать­ся от незначительных до разрушительных и траги­ческих. Сценарий человека пронизывает все сферы, захватывает и индуцирует их. И одновременно в каж­дой сфере существуют сценарии или сценарные ро­стки, почки, которые пробуждаются под действием определенных условий — сценарных переключений.

Иллюстрацией может служить, по-видимому, пос­ледний оставшийся в нашей стране общенациональ­ный праздник «9 мая, День Победы в Великой Оте­чественной войне». В повседневной жизни дремлю­щий сценарий из макросоциальной сферы в период праздника 9 мая пробуждается, активизируется под

действием маршей, патриотических песен, старых кинофильмов. Просыпается патриотизм, чувство единства со страной, народом. Более значимыми становятся такие понятия, как миссия советского народа— победителя— освободителя, борца за справедливость. Четко проступает героический сце­нарий победителя, которому, однако, победа доста­ется в борьбе и не легким путем хитрости и обмана, а тяжелым путем испытаний, жертв и мучений.

Чувства, мысли и действия, которые пробуждаются сценарием из макросоциальной сферы, захватывают и остальные сферы. Если мой индивидуальный сце­нарий неудачника или середняка, то героический национальный сценарий придает мне уверенности. В микросоциальной сфере, например, в семье супру­ги, начинают по-иному относится друг к другу фан­тазируя, если завтра «...дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». В социальной сфере— отношение к соседям и сослуживцам может так же подвергнуть­ся влиянию чувства единения и сопричастности к общему делу, цели. В праздник можно и побратать­ся. Оценить, с кем пойти в разведку, а с кем нет.

В реальных условиях социальных кризисов, вой­ны, по-видимому, макросоциальный сценарий мо­жет доминировать над остальными сценариями, разрушая или перестраивая их. Например, в Вели­кую Отечественную войну призыв «Родина-Мать зо­вет» изменял границы микросоциальных, семейных сценариев. Мать— это Родина, все остальные— ее дети. И реальные матери отдавали своих детей, му­жей и близких, разрушая свои семьи. Границы се­мей стирались. Была одна семья с одной матерью — Родиной. Здесь показателен американский фильм «Солдат Райн», где семейный сценарий, сценарий сохранения рода доминировал над макро-сценарием. Для нашего народа это не характерный феномен.

Проходит праздник, и сценарий народа-Победи­теля вновь переходит в спящий режим. Иницииро­ванные в других сферах чувства, мысли и поступки медленно угасают. А может быть, зря? У нас есть множество конструктивных сценариев в макросоци-альной сфере, и народ— преобразователь, изменив­ший историю и территории многих европейских стран и народов, и победитель фашизма, и народ — созидатель, поднявший из руин войны страну, и народ с высоким интеллектуальным и научным по­тенциалом, впервые запустивший человека в космос. Это сценарии Победителей, на струнах которых так искусно играли наши вожди в XX веке и которые умолкли теперь. Ведь вся атрибутика сценарного анализа ярко представлена. И великая миссия — спа­сти и преобразовать весь мир! И условия реализа­ции — тяжело трудиться, победу добывать в муче­ниях, большой ценой. И внешнее окружение — обя­зательные враги, против которых надо бороться.

Возможно, наша профессиональная миссия — создание новых сценариев России!? И это реально, ведь у макросценария нашей страны и народа так много ресурсов, которые не учитываются нашими сегодняшними идеологами. Мы искажаем реальность в угоду времени, суживаем свой диапазон восприятия, критикуем и игнорируем почки и ростки сценариев народа — победителя, труженика, не замечая «жем­чужины», которые нам дает реальность. Двадцатый век на макроуровне — век больших экспериментов, и немногие народы смогли пережить взлеты и падения Империй, в отличие от нас. Однако, возможно, не те струны заиграли в сценарии нынешнего века. Четы­ре поколения россиян были атеистами с естествен­но-научным мышлением. Вера в собственные силы, в единение и сплоченность, в возможности преодо­ления и победы были заложены в этих поколениях.

«Брожение умов» и разгул «правды» внесли дезори­ентацию. Конечно, в 20 веке в индивидуальной сфе­ре персональные сценарии отдельного человека были деструктивны. Человек— винтик в государственной машине, вечно боящийся и искажающий свое миро­восприятие под гнетом страха. Возможно, разруше­ние, бунт произошел за счет диссонанса в разных сферах. Конечно, сценарии индивидуальной сферы надо менять, и это происходит, однако, часто в ущерб или без использования ресурсов макросоциальной сферы. Гармония между сферами и сценариями даст эффект резонанса, который приведет к их усилению. Во всех четырех сферах д@лжны быть позитивные, конструктивные сценарии и это возможно, так как мы имеем ресурсы для реализации уже сейчас.

У каждой сферы свой ритм, свое время жизни, также как и у сценариев внутри этих сфер. Напри­мер, сценарий первой, индивидуальной сферы раз­вивается медленно, активизируется в период рефлек­сии или у психологов, психотерапевтов на семина­рах, тренингах и супервизиях. Его время жизни большое, он длится от рождения до смерти, разви­ваясь и реализовываясь постепенно.

У микросоциальной сферы иной ритм. Эта сфе­ра наполнена эмоциями, любовью и ненавистью, скандалами и примирениями. Время жизни— «от свадьбы до развода».

У социальной сферы свои сценарии, связанные с социальной активностью гражданина, его работой, общественной деятельностью, карьерой.

Э. Берн определял сценарий как «план жизни, созданный в детстве, подкрепленный родителями, проведенный и одобренный последующими жизнен­ными событиями и достигающий своей кульминации в ситуации альтернативного выбора» (цит. по Wool-lams, 1973, Р. 114).

Этот неосознаваемый план формируется, начи­ная с опыта, который переживает плод еще до рож­дения. Действие сценария может длиться неограни­ченно долго, вплоть до того момента, когда мы перестаем, наконец, чувствовать себя -во власти ав­торитарных фигур, обладавших ранее для нас силой, возможно, воображаемой нами.

В современном подходе анализ развития жизнен­ного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Э. Берна являются заверше­нием процесса создания сценария, вершиной айсбер­га, основание которого уходит в историю развития ребенка, в историю его жизненного опыта (рис 15). Анализ стадий развития сценария затрагивает рабо­ту с самыми архаическими бессознательными обра­зованиями, включая ранние решения о себе и мире, первичную боль, телесный сценарий.

По-видимому, первыми формируются сценарии первой и второй сферы. Формирование третьей и

учение о сценариях жизни 6 страница - student2.ru

Рис. 15. Сценарная пирамида

четвертой происходит, когда ребенок выходит за пределы своей семьи и начинается процесс социа­лизации.

Пока сценарии каждой сферы формируются и выстраиваются, у каждого из них своя пирамидаль­ная система поддержки, они еще малоразличимы. Возможно, они сплетены в один клубок. Индивид получает опыт в каждой из сфер, принимает решения, выбирает экзистенциальную позицию, подкрепляет родительскими предписаниями, выстраивает страте­гии взаимодействия с другими в виде психологичес­ких игр и искажает реальность согласно своей систе­ме ценностей. Разделение сценариев происходит на более позднем этапе, когда все четыре сферы будут полноценно представлены в жизни человека.

Анализ сценариев позволил определить, что чело­век, у которого сценарии всех сфер подкрепляют и дополняют друг друга, конгруэнтны, чаще всего не испытывает потребности в психотерапии. При этом все равно удачник он, середняк или неудачник. На­пример, человек, который считает себя «золотой серединой», не хватает звезд с неба и не претендует на Нобелевскую премию, в индивидуальной облас­ти он реально оценивает свои возможности, он же­нат на такой же «золотой середине», у них рядовая семья, он служащий среднего звена и послушный налогоплательщик. Все его сценарии просты и ба­нальны. Но он спокоен и знает, что завтрашний день будет таким же, как вчерашний, и это его устраива­ет. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз его отца, который он усвоил еще в детстве.

Вот другой пример. Талантливый человек, кото­рый уже в 30 лет был успешным финансистом, был фантастически удачлив в социальной сфере. Он был известным человеком на макросоциальном уровне. Удачник первой степени— Победитель, Принц!

В микросоциальной сфере он был никто. Его мать и отец обесценивали весь его результат. Он ненави­дел свою мать и боялся отца. Его семейный сцена­рий был сценарием неудачника, все попытки изме­нить семейную ситуацию приводили к провалу. Он никогда не был женат. Его индивидуальный сцена­рий был сценарием середняка, он оправдывал пове­дение родителей («Бывают родители и похуже») и принижал свои заслуги в работе («Бывают финанси­сты и получше»). Его тело демонстрировало сценар­ный конфликт нейродермитом и астмой.

Итак, если у человека сценарии во всех четырех сферах несовместимы, конфликтны и усиливают деструктивные тенденции, то такой человек часто — клиент для психотерапии.

Важно обратить внимание, что стратегии психо­терапии и консультирования обычно строятся на ра­боте с личностью клиента и редко— с его семьей. Таким образом, в психотерапии затрагивается исклю­чительно индивидуальная сфера. Работа с микро-, макросоциальной и социальной сферами не ведет­ся. Мы часто в практике сталкиваемся с активным сопротивлением этих сфер новым изменениям, ко­торые происходят в личностном сценарии клиента.

Терапевтическая работа со сферами жизни

Как построить психотерапевтическую и консуль­тационную работу, чтобы изменения происходили во всех областях и усиливали эффект терапии?

Мы в своей работе используем стратегии, которые основаны на работе со всеми сферами жизни кли­ента. Вот основополагающие тезисы этой стратегии:

1) работа с личностью клиента, с индивидуаль­ной сферой;

2) привлечение членов семьи к терапии, очное или заочное, работа с микросоциальной сферой;

3) активные домашние задания, в которые включе­ны ближайшее и отдаленное окружение клиента;

4) участие клиента в психотерапевтической груп­повой работе с целью обучения новым паттер­нам поведения, работа с социальной сферой;

5) участие клиента в обучающих программах с целью закрепления эффекта психотерапевти­ческой работы, приобщение клиента к психо­терапевтической культуре, сообществу— как элемент работы с макросоциальной сферой. Клиенты с удовольствием учатся и применя­ют психологические знания как к своим внут­ренним проблемам, так и в семейных отноше­ниях, и в отношениях с коллегами.

При работе с клиентом за первые пять — десять сессий мы собираем информацию о четырех сферах жизни клиента и анализируем элементы сценариев всех сфер. Для структурирования материала мы пользуемся списком элементов сценария.

1. Жизненный курс (и название сценария) — то, что личность сделала из себя или со своей жизнью под действием сценария. Хорошо, если жизненный курс можно назвать. Например, «Убить себя медленно», «Упиться до смерти», «Никогда не умел смеяться». Жизненный курс обнаруживает себя с первых слов клиента. Обычно это слова из лексикона 8-летнего ре­бенка. Он может быть банальным или драма­тическим или трагическим. Жизненный курс имеет 4 обязательных элемента: решение, эк­зистенциальная позиция, мифический герой, соматический компонент.

2. Раннее решение —" есть момент принятия эк­зистенциальной позиции и миссии. Важно оп­ределить возраст принятия решения. Решение

принимает Взрослый в ребенке — Маленький Профессор. Зная возраст, в котором принято решение, можно определить зрелость Малень­кого Профессора.

3. Мифологический герой — определяется по анализу предпочтительных героев сказок, фильмов, реальных людей, которые были при­влекательными на момент принятия решения и выбора экзистенциальной позиции и с кото­рым индивид себя идентифицирует.

4. Экзистенциальная позиция благополучия или на время принятия решения, подкрепленная мифическим героем.

5. Телесный, соматический компонент чаще про­является, когда присутствуют негативные ком­поненты сценария. Соматический компонент тогда включается и воздействует на определен­ные органы, такие как слезные железы, мыш­цы шеи, анус и другие сфинктеры. Здесь тера­певт собирает соматический анамнез клиента.

6. Родительские предписания, драйверы и атри­буции. Важно определить, кто из родителей до­минировал, какие ценности от него исходили. Предписания— что делать или не делать. Драйверы — как делать, тяжело, быстро, успеш­но или нет. Атрибуция — это оценка значимы­ми людьми того, кто ты. Например, «Ты неуч». Ты неряха». Или, напротив, «Умница». Важно улавливать скрытый психологический уровень (контекст послания), а не только социальный и поведенческий. Например, отец запрещал дочери сидеть с расставленными ногами. На поведенческом и социальном уровне это было послание— «Сиди прямо!». На скрытом пси­хологическом— «Не будь сексуальной». Мать усиливала послание, добавляя атрибуцию —

«Будь совершенной», «Будь чистоплотной, аккуратной!», все вокруг подтверждали «У Иры все блестит от чистоты». Чистота и соблюде­ние чистоты в доме были способом собирать поглаживания близких людей. Ее жизненный курс звучит так «Будь аккуратной, чистенькой, асексуальной, избегай интимности».

7. Программа — то, что ребенок усваивает от ро­дителя своего пола, и то, как он подчиняется предписанию родителя противоположного пола. Отец говорит дочери «Женщина должна быть сексуальной», а мать показывает дочери, как это быть сексуальной «Делай как я!» — говорит мать. И дочь следует родительской программе, она сексуальна, как мать.

8. Игры. Рэкеты. Искажения. Несомненно, для сценария существует одна главная игра, а ос­тальные игры варианты основной и дополня­ющие ее. Например, для жизненного курса «Убей себя» соответствующими играми могут быть — «Алкоголик» с вариантами «Пни меня», «Полицейские и воры», «Должник», каждая из них имеет неожиданный исход, в той или иной степени разрешающий выпить и убить себя в результате. Рэкеты и искажения создают усло­вия для реализации игр.

9. Развлечения или времяпровождения, или при­страстия. Это социальный способ, с помощью которого люди со схожими сценариями струк­турируют свое время. Например, для игры «Ал­коголик» времяпровождением между запоями может быть «А наутро» — воспоминания в муж­ской компании, кто, когда, что и сколько выпил.

10. Трагический конец, или сценарная расплата — для трагических, героических сценариев. На­пример, для клиента с суицидальным сцена-

рием — суицид будет трагическим концом, или у алкоголика — смерть от алкоголя. Терапевт должен знать о сценарной расплате, чтобы использовать антитезис.

11. Терапевтическая роль или роль в Драматичес­ком треугольнике — это ролевое поведение, ко­торое по ожиданию клиента будет принято терапевтом, когда он начнет терапию. Эту роль клиент предлагает терапевту для того, чтобы иметь с ним привычные симбиотические от­ношения, уменьшающие его напряжение и боль, связанные с активизацией в терапии болевого опыта клиента. Роли находятся на континууме от Избавителя до Преследователя.

Наши рекомендации