Учение о сценариях жизни 6 страница
кушонок». Экзистенциальная позиция «Я - Мир +». И второй сценарный росток, который со временем стал разветвлением ствола или могучей ветвью, назывался «Красавица». Это ее ресурс в детские годы, который затем стал основным сценарием. Вера все сделала в своей жизни, чтобы соответствовать образу Красавицы, и она этого добилась. Выглядит, как фотомодель, имеет свой бизнес, да еще и более десяти лет занимается духовными практиками. У нее хорошая семья, любящий муж, дочь. Сценарий «Красавица» с экзистенциальной позицией «Я+ Мир+». В детстве и юности он был в «подполье» и не поощрялся никем из внешнего окружения, но медленно расцветал и набирал силу. Детское решение было «волшебным» — оно позволило расколдовать «Кукушонка» и превратить его в красавицу.
Итак, каждое дерево развивается не только под действием внешних сил и внешних условий, но также существуют внутренние мотивации и индивидуальные решения, которые приняты на основе внешних факторов и личного опыта. Принимаются эти решения чаще всего в состоянии яркого эмоционального переживания. Первые сценарные решения обычно принимаются при переживаниях раннего опыта. Возрастной интервал от внутриутробных переживаний до семи лет. Более поздние решения принимаются в подростковый период. Анализ фотографий наглядно демонстрирует смены экзистенциальных позиций и период принятия сценарных решений.
Итак, метафора дерева дает возможность хорошо структурировать все элементы сценарного процесса, систематизировать их, расположив на сценарном дереве. Рисунок сценарного дерева дает наглядное представление о многочисленных возможностях смены сценария, например, от неблагополучного к благополучному. Ростки, почки сценариев Удачни-
ков и Победителей всегда есть на дереве вашего сценария и задача терапии сценарного анализа дать энергию, жизнь для их развития. Дальнейшую работу с «Деревом» можно продолжать, ориентируясь на будущее. Предлагая клиенту или участникам группы нарисовать цветы, плоды на дереве, обозначить ландшафт, задав вопросы: «Опишите место, где растет Ваше дерево, что вокруг. Кто ухаживает за деревом? Плодоносит оно или нет?». Такие вопросы ориентируют клиента на будущее, на результат.
Сказкотерапия
При анализе сценариев мы также используем возможности сказкотерапии.
Вот методика, предложенная Ф. Инглиш (1969).
«Придумайте сказку, охватывающую всю Вашу жизнь, включая сегодняшний день. Персонажи этой сказки не люди и не мир людей. Сказка может описывать мир животных или сказочных существ. Перед тем как написать сказку, вы можете обдумать сюжет, но когда вы будете готовы, то пишите ее не больше 10 минут».
Когда время истекло, то не дописывайте или не переписывайте, написанное Вами. Адаптивный Ребенок и критически настроенный Родитель будут соблазнять Вас и предлагать довести текст до совершенства. Этого не стоит делать.
Дальнейшая работа направлена на обсуждение с клиентом следующих вопросов:
1. Кто главный персонаж в Вашей сказке?
2. Какое главное событие?
3. Завершена ли история, сюжет и как?
4. Какие прилагательные, глаголы Вы использовали для описания главного персонажа? Описывают ли они Ваши основные драйверы?
5. Как окружение воздействует на главного героя?
6. Посмотрите на разные части Вашей сказки и определите, как они между собой взаимодействуют?
7. Если бы это был Ваш сценарий, то, что бы Вы о себе узнали, что стали осознавать и понимать?
8. Какие родительские послания звучат в сказке?
9. Какие чувства выражены, рэкетные или аутентичные?
10. Каковы взаимодействия между героями и их последствия? Особенности и предпочтения в транзакциях?
Вот вариант сказки.
Жила-была маленькая серая птичка. Она все время мерзла, мир вокруг нее был холоден и неприветлив. Даже в родительском гнезде ей было неуютно. Большие птицы щебетали, что надо много трудиться, чтобы гнездо было большим и теплым. Они трудились всю жизнь, и гнездо имели большое, но в нем все равно было холодно. Однажды рано утром на заре маленькая птичка услышала прекрасное пение. Это пел соловей. Она забыла о холоде и одиночестве. Она взмахнула крыльями и полетела к солнцу. В его лучах она купалась и вдруг запела сама и ее песня была такой же прекрасной, как и у утреннего певца. В нашем лесу появился еще один соловей, защебетали птицы!
В этой сказке главный герой — серая птичка. Главное событие— осознание, что она— соловей. История завершена. Прилагательные демонстрируют вначале негативный, а потом позитивный драйвер — «Будь совершенным». Есть две части и две группы персонажей, которые противоположно воздействуют на героя. В первой части — родители — «большие птицы», и во второй — лесной певец. Сце-
нарный паттерн «После того, как...». После того как что-то не очень хорошее закончится, наступит что-то лучшее. Родительские послания — «не чувствуй» холода, неудобства, одиночества и контрпредписание (драйвер от родителей)— «тяжело трудись», строя теплое гнездо, «Будь сильной», «Пытайся». Рэ-кетные чувства— подавленность, безысходность. Аутентичные — радость. В первой части сказки предпочтительные транзакции детско-родительские, во второй— Ребенок-Ребенок, возможно и Взрослый-Взрослый.
Это пример получения сценарного материала по анализу сказки.
Далее можно предложить клиенту или участникам терапевтической группы продолжить сказку в будущее. Затем, анализируют обе сказки, важно отследить, использует ли клиенты старые цели, стратегии, распространяя их на будущее, или нет. На этом этапе работы важно задать следующие вопросы:
1. Выявляются ли в Вашей жизни закономерности, которые, как нити, исходят из прошлого и соединяют его через настоящее с Вашим будущим?
2. В чем смысл этих нитей, их ценность, проблематика, трудность?
3. На чем держится сказка? Ее основа, стержень, фабула, ради которой начинается действие. Часто психологическая проблема человека связана с ценностью, смыслом сказки— сценария, которые и усиливают проблему.
4. Переведите сказку в реальную жизнь и проанализируйте перспективы. Устраивает ли Вас это?
Иногда клиента в принципе устраивает его сценарий. Он хочет только его улучшить. В таком случае мы начинаем работу с определения ценностей в
жизни клиента. «Подумайте, говорим мы. Существует ли в Вашем сценарии дефицит таких чувств как: спонтанность, свобода, уверенность, близость, эмоциональная насыщенность, радость, любовь, полнота жизни? Проанализируйте ценности Вашего сценария, конечную награду. Цели, которые лежат в основе сценария, ради чего он разыгрывается. Цели являются как бы нитями, на которые элементы сюжета нанизываются, как бусы. Определите цели, реализация которых принесет чувства автономии, спонтанности и радости. Отказываться от старых целей не надо, надо изменить эмоциональную окраску, нагрузку, сменить акценты, если? это возможно. Если не удается, возвращайтесь к определению целей, вновь к их ревизии. Ищите те нити, которые дадут жизнь сценарию, внесут энергию и позитивные чувства. Цели, как струны должны заиграть, запеть, дать мелодию сценарию. Какую мелодию вы бы хотели сыграть? Как вы ее слышите?
Выделите эти цели, визуализируйте свою сказку-сценарий, усильте его будущее этими вновь зазвучавшими целями — нитями, струнами. Играйте с картинкой, пока она не устроит вас полностью.
После того, как эта работа успешно проведена, мы даем домашние задания по выработке и опробованию новых стратегий достижения цели. Мы обсуждаем и записываем несколько стратегий и клиент в перерывах между сессиями тренируется по их реализации. Результаты обсуждаем на сессиях, корректируем или меняем стратегии на новые. Обязательно закрепление результатов любыми поощрениями, поглаживаниями как от терапевта, членов группы, так и самого клиента.
В заключении мы предлагаем клиенту или участникам группы вновь нарисовать сценарное дерево. «Уберите старые ветки, черные корни, добавьте те,
12 Макаров В. В.
которые дают энергию и будущее вашему сценарному дереву»,— предлагаем мы.
В психотерапевтической практике конечно приходится сталкиваться и с драматическими сценариями, расплатой которых является тяжелая болезнь, убийство, суицид, сумасшествие. Создание нового сценария представляется необходимым элементом работы с такими людьми. На первом этапе терапевт совместно с клиентом определяют, насколько не устраивает старый сценарий. Изменения могут коснуться отдельных деталей, части или полностью всего сценария. Второй этап— определение новых целей, которых клиент желает добиться в новом сценарии. Мы предлагаем клиенту придумать новый сюжет, где герой достигает всех поставленных целей. Новая история должна быть с новым сюжетом, новым героем, персонажами и новым контекстом.
Каждая цель в тексте сказки — сценария должна быть визуализирована и реализована в действиях. Например, для смены привычного старого паттерна на новый можно использовать образ бабочки, рождающейся из куколки, для демонстрации личностного роста и самосознания — превращение гадкого утенка в лебедя.
Третьем этапом Психотерапевтической работы с новым сценарием является изменение условий проигрывания сценария. Старый сценарий имел свой стереотипный способ проживания, проигрывания. Например, тяжело трудиться и находить трудности, которые надо преодолевать. Или спешить, все забывая и запутываясь окончательно. Здесь важно проанализировать драйверы, родительские послания, исходящие от Родителя родителей к Родителю ребенка. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие новые требования к вам выдвигает новый сценарий, к способам проживания и достижению целей?» На этом
этапе клиенту обычно даются домашние задания, например, написать различия между требованиями нового сценария и старыми стереотипами поведения. Предлагается проанализировать транзакции, экзистенциальные позиции, старые паттерны поведения, чувства. Например, старые стереотипы: делать все тяжело, новые— легко и с удовольствием.
Когда новый сценарий написан, обсужден, и клиенту он нравится, мы проводим упражнение в состоянии наведенного транса, где новый сценарий — компьютерная игра, а клиент — герой. Терапевт говорит: «Представьте, что вы сидите за компьютером. У вас в руках новый диск с игрой. Вы вставляете диск, и на дисплее появляется название игры. Вы читаете...» И терапевт говорит название нового сценария клиента. «Вы — главный герой, у Вас много степеней свободы, много жизней и ресурсов. Вы можете выбрать любые ресурсы для себя, например, прыгать выше головы, проходить сквозь стены, летать как птица. Сделайте для себя такой набор способностей, качеств. Побудьте суперменом. Проиграйте игру до конца, меняя все, что будет вызывать у Вас напряжение и дискомфорт. Пройдитесь несколько раз от начала и до конца. Получите удовольствие от игры». Затем терапевт и клиент подробно обсуждают и анализирует чувства, мысли, фантазии, образы, которые возникли в ходе «Игры».
При аналогичной работе с терапевтической группой мы используем возможности группы. Например, предлагаем на основе сценария создать пьесу и разыграть психо-драматическое действие. Клиент, чей сценарий представляет группа, может быть как главным героем, так и режиссером. Задача режиссера — сделать спектакль эмоциональным, привлекательным, чтобы он был наполнен энергией, захватывал и интриговал.
12*
При работе с новыми сценариями мы применяем краткий проверочный сценарный список. Им может пользоваться терапевт на этапе завершения работы и ее проверки. Проверочный список можно обсуждать с клиентом, группой, а также при обучении студентов основам сценарного анализа.
1. Названия старого и нового сценария.
2. Цели старого и нового сценария.
3. Старая и новая миссия героини или героя.
4. Старые и новые способы реализации и проживания сценария.
5. Экзистенциальные позиции (фиксированные эмоциональные установки).
6. Поле транзакций, какие предпочтительней, в старом и новом, изменены ли и как.
7. Обязательные персонажи для реализации старого и нового сценариев.
8. Какой вид сценариев: банальный, героический или трагический.
9. Есть ли противоречия между способами проживания нового сценария и старыми привычными паттернами. Если они существуют, найдите новые способы проживания как новый ресурс.
10. Добавьте любую дополнительную информацию.
Часто в нашей работе появляются затруднения с реализацией и проживанием нового сценария. На наш взгляд, это связано с существованием нескольких сценариев одновременно. Сценарии могут быть противоречащими или дополняющими друг друга. Одни сценарии могут ослаблять травмирующее воздействие других, другие усиливать. Об этом мы расскажем дальше.
Рис. 14. Четыре сферы жизни
J — индивидуальная; 2 — микросоциальная; 3 — социальная; 4— макросоциальная.
Четыре сферы жизни Понятие о сферах жизни
В повседневной жизни мы существуем одновременно в 4 главных сферах: индивидуальной, микросоциальной, социальной и макросоциальной.
Индивидуальная сфера— интрапсихическая, или личностная сфера. Это наш внутренний мир со своей системой ценностей, иерархией, с целями, задачами, тревогами и страхами. Погружение в эту сферу происходит при рефлексии, медитации, трансах, психотерапии.
Микросоциальная сфера — ближайшее окружение индивида. Члены семьи, родители, близкие родственники, друзья — люди и другие живые существа с которыми индивид общается каждый день. Самое близкое социальное окружение, например, у одинокого человека может составлять любимая собака, которая преданно и безусловно любит своего хозяина. В ближайшем окружении также существует своя иерархия, у индивида есть свои функции и задачи, свои цели и миссия, совпадающие или нет с общи-
ми микросоциальными, например, семейными или супружескими.
Социальная сфера— это то окружение знакомых и малознакомых для человека людей, которых узнает он, и которые узнают его. Ими могут быть коллеги по работе, соседи, дальние родственники, знакомые. Здесь также существуют иерархия. У индивида есть свои роли, функции, миссии, симпатии и антипатии в этой сфере.
Макросоциальная сфера. К ней относятся все над-системные образования, которые включают такие понятия, как государство, народ, нация, страна, город и в конце концов— человечество. Индивид в этой сфере также имеет свою ценность, значимость, роль и место в иерархии, собственную миссию.
Если рассматривать понятие «жизненный сценарий личности» по Э. Берну, то он пронизывает все сферы и одновременно в каждой сфере он свой, особенный. Каждая из перечисленных сфер переплетена с другими и одновременно автономна, как и сценарии. Изменения в одной сфере оказывают влияния на остальные. Результат влияний может варьироваться от незначительных до разрушительных и трагических. Сценарий человека пронизывает все сферы, захватывает и индуцирует их. И одновременно в каждой сфере существуют сценарии или сценарные ростки, почки, которые пробуждаются под действием определенных условий — сценарных переключений.
Иллюстрацией может служить, по-видимому, последний оставшийся в нашей стране общенациональный праздник «9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне». В повседневной жизни дремлющий сценарий из макросоциальной сферы в период праздника 9 мая пробуждается, активизируется под
действием маршей, патриотических песен, старых кинофильмов. Просыпается патриотизм, чувство единства со страной, народом. Более значимыми становятся такие понятия, как миссия советского народа— победителя— освободителя, борца за справедливость. Четко проступает героический сценарий победителя, которому, однако, победа достается в борьбе и не легким путем хитрости и обмана, а тяжелым путем испытаний, жертв и мучений.
Чувства, мысли и действия, которые пробуждаются сценарием из макросоциальной сферы, захватывают и остальные сферы. Если мой индивидуальный сценарий неудачника или середняка, то героический национальный сценарий придает мне уверенности. В микросоциальной сфере, например, в семье супруги, начинают по-иному относится друг к другу фантазируя, если завтра «...дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». В социальной сфере— отношение к соседям и сослуживцам может так же подвергнуться влиянию чувства единения и сопричастности к общему делу, цели. В праздник можно и побрататься. Оценить, с кем пойти в разведку, а с кем нет.
В реальных условиях социальных кризисов, войны, по-видимому, макросоциальный сценарий может доминировать над остальными сценариями, разрушая или перестраивая их. Например, в Великую Отечественную войну призыв «Родина-Мать зовет» изменял границы микросоциальных, семейных сценариев. Мать— это Родина, все остальные— ее дети. И реальные матери отдавали своих детей, мужей и близких, разрушая свои семьи. Границы семей стирались. Была одна семья с одной матерью — Родиной. Здесь показателен американский фильм «Солдат Райн», где семейный сценарий, сценарий сохранения рода доминировал над макро-сценарием. Для нашего народа это не характерный феномен.
Проходит праздник, и сценарий народа-Победителя вновь переходит в спящий режим. Инициированные в других сферах чувства, мысли и поступки медленно угасают. А может быть, зря? У нас есть множество конструктивных сценариев в макросоци-альной сфере, и народ— преобразователь, изменивший историю и территории многих европейских стран и народов, и победитель фашизма, и народ — созидатель, поднявший из руин войны страну, и народ с высоким интеллектуальным и научным потенциалом, впервые запустивший человека в космос. Это сценарии Победителей, на струнах которых так искусно играли наши вожди в XX веке и которые умолкли теперь. Ведь вся атрибутика сценарного анализа ярко представлена. И великая миссия — спасти и преобразовать весь мир! И условия реализации — тяжело трудиться, победу добывать в мучениях, большой ценой. И внешнее окружение — обязательные враги, против которых надо бороться.
Возможно, наша профессиональная миссия — создание новых сценариев России!? И это реально, ведь у макросценария нашей страны и народа так много ресурсов, которые не учитываются нашими сегодняшними идеологами. Мы искажаем реальность в угоду времени, суживаем свой диапазон восприятия, критикуем и игнорируем почки и ростки сценариев народа — победителя, труженика, не замечая «жемчужины», которые нам дает реальность. Двадцатый век на макроуровне — век больших экспериментов, и немногие народы смогли пережить взлеты и падения Империй, в отличие от нас. Однако, возможно, не те струны заиграли в сценарии нынешнего века. Четыре поколения россиян были атеистами с естественно-научным мышлением. Вера в собственные силы, в единение и сплоченность, в возможности преодоления и победы были заложены в этих поколениях.
«Брожение умов» и разгул «правды» внесли дезориентацию. Конечно, в 20 веке в индивидуальной сфере персональные сценарии отдельного человека были деструктивны. Человек— винтик в государственной машине, вечно боящийся и искажающий свое мировосприятие под гнетом страха. Возможно, разрушение, бунт произошел за счет диссонанса в разных сферах. Конечно, сценарии индивидуальной сферы надо менять, и это происходит, однако, часто в ущерб или без использования ресурсов макросоциальной сферы. Гармония между сферами и сценариями даст эффект резонанса, который приведет к их усилению. Во всех четырех сферах д@лжны быть позитивные, конструктивные сценарии и это возможно, так как мы имеем ресурсы для реализации уже сейчас.
У каждой сферы свой ритм, свое время жизни, также как и у сценариев внутри этих сфер. Например, сценарий первой, индивидуальной сферы развивается медленно, активизируется в период рефлексии или у психологов, психотерапевтов на семинарах, тренингах и супервизиях. Его время жизни большое, он длится от рождения до смерти, развиваясь и реализовываясь постепенно.
У микросоциальной сферы иной ритм. Эта сфера наполнена эмоциями, любовью и ненавистью, скандалами и примирениями. Время жизни— «от свадьбы до развода».
У социальной сферы свои сценарии, связанные с социальной активностью гражданина, его работой, общественной деятельностью, карьерой.
Э. Берн определял сценарий как «план жизни, созданный в детстве, подкрепленный родителями, проведенный и одобренный последующими жизненными событиями и достигающий своей кульминации в ситуации альтернативного выбора» (цит. по Wool-lams, 1973, Р. 114).
Этот неосознаваемый план формируется, начиная с опыта, который переживает плод еще до рождения. Действие сценария может длиться неограниченно долго, вплоть до того момента, когда мы перестаем, наконец, чувствовать себя -во власти авторитарных фигур, обладавших ранее для нас силой, возможно, воображаемой нами.
В современном подходе анализ развития жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Э. Берна являются завершением процесса создания сценария, вершиной айсберга, основание которого уходит в историю развития ребенка, в историю его жизненного опыта (рис 15). Анализ стадий развития сценария затрагивает работу с самыми архаическими бессознательными образованиями, включая ранние решения о себе и мире, первичную боль, телесный сценарий.
По-видимому, первыми формируются сценарии первой и второй сферы. Формирование третьей и
Рис. 15. Сценарная пирамида
четвертой происходит, когда ребенок выходит за пределы своей семьи и начинается процесс социализации.
Пока сценарии каждой сферы формируются и выстраиваются, у каждого из них своя пирамидальная система поддержки, они еще малоразличимы. Возможно, они сплетены в один клубок. Индивид получает опыт в каждой из сфер, принимает решения, выбирает экзистенциальную позицию, подкрепляет родительскими предписаниями, выстраивает стратегии взаимодействия с другими в виде психологических игр и искажает реальность согласно своей системе ценностей. Разделение сценариев происходит на более позднем этапе, когда все четыре сферы будут полноценно представлены в жизни человека.
Анализ сценариев позволил определить, что человек, у которого сценарии всех сфер подкрепляют и дополняют друг друга, конгруэнтны, чаще всего не испытывает потребности в психотерапии. При этом все равно удачник он, середняк или неудачник. Например, человек, который считает себя «золотой серединой», не хватает звезд с неба и не претендует на Нобелевскую премию, в индивидуальной области он реально оценивает свои возможности, он женат на такой же «золотой середине», у них рядовая семья, он служащий среднего звена и послушный налогоплательщик. Все его сценарии просты и банальны. Но он спокоен и знает, что завтрашний день будет таким же, как вчерашний, и это его устраивает. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз его отца, который он усвоил еще в детстве.
Вот другой пример. Талантливый человек, который уже в 30 лет был успешным финансистом, был фантастически удачлив в социальной сфере. Он был известным человеком на макросоциальном уровне. Удачник первой степени— Победитель, Принц!
В микросоциальной сфере он был никто. Его мать и отец обесценивали весь его результат. Он ненавидел свою мать и боялся отца. Его семейный сценарий был сценарием неудачника, все попытки изменить семейную ситуацию приводили к провалу. Он никогда не был женат. Его индивидуальный сценарий был сценарием середняка, он оправдывал поведение родителей («Бывают родители и похуже») и принижал свои заслуги в работе («Бывают финансисты и получше»). Его тело демонстрировало сценарный конфликт нейродермитом и астмой.
Итак, если у человека сценарии во всех четырех сферах несовместимы, конфликтны и усиливают деструктивные тенденции, то такой человек часто — клиент для психотерапии.
Важно обратить внимание, что стратегии психотерапии и консультирования обычно строятся на работе с личностью клиента и редко— с его семьей. Таким образом, в психотерапии затрагивается исключительно индивидуальная сфера. Работа с микро-, макросоциальной и социальной сферами не ведется. Мы часто в практике сталкиваемся с активным сопротивлением этих сфер новым изменениям, которые происходят в личностном сценарии клиента.
Терапевтическая работа со сферами жизни
Как построить психотерапевтическую и консультационную работу, чтобы изменения происходили во всех областях и усиливали эффект терапии?
Мы в своей работе используем стратегии, которые основаны на работе со всеми сферами жизни клиента. Вот основополагающие тезисы этой стратегии:
1) работа с личностью клиента, с индивидуальной сферой;
2) привлечение членов семьи к терапии, очное или заочное, работа с микросоциальной сферой;
3) активные домашние задания, в которые включены ближайшее и отдаленное окружение клиента;
4) участие клиента в психотерапевтической групповой работе с целью обучения новым паттернам поведения, работа с социальной сферой;
5) участие клиента в обучающих программах с целью закрепления эффекта психотерапевтической работы, приобщение клиента к психотерапевтической культуре, сообществу— как элемент работы с макросоциальной сферой. Клиенты с удовольствием учатся и применяют психологические знания как к своим внутренним проблемам, так и в семейных отношениях, и в отношениях с коллегами.
При работе с клиентом за первые пять — десять сессий мы собираем информацию о четырех сферах жизни клиента и анализируем элементы сценариев всех сфер. Для структурирования материала мы пользуемся списком элементов сценария.
1. Жизненный курс (и название сценария) — то, что личность сделала из себя или со своей жизнью под действием сценария. Хорошо, если жизненный курс можно назвать. Например, «Убить себя медленно», «Упиться до смерти», «Никогда не умел смеяться». Жизненный курс обнаруживает себя с первых слов клиента. Обычно это слова из лексикона 8-летнего ребенка. Он может быть банальным или драматическим или трагическим. Жизненный курс имеет 4 обязательных элемента: решение, экзистенциальная позиция, мифический герой, соматический компонент.
2. Раннее решение —" есть момент принятия экзистенциальной позиции и миссии. Важно определить возраст принятия решения. Решение
принимает Взрослый в ребенке — Маленький Профессор. Зная возраст, в котором принято решение, можно определить зрелость Маленького Профессора.
3. Мифологический герой — определяется по анализу предпочтительных героев сказок, фильмов, реальных людей, которые были привлекательными на момент принятия решения и выбора экзистенциальной позиции и с которым индивид себя идентифицирует.
4. Экзистенциальная позиция благополучия или на время принятия решения, подкрепленная мифическим героем.
5. Телесный, соматический компонент чаще проявляется, когда присутствуют негативные компоненты сценария. Соматический компонент тогда включается и воздействует на определенные органы, такие как слезные железы, мышцы шеи, анус и другие сфинктеры. Здесь терапевт собирает соматический анамнез клиента.
6. Родительские предписания, драйверы и атрибуции. Важно определить, кто из родителей доминировал, какие ценности от него исходили. Предписания— что делать или не делать. Драйверы — как делать, тяжело, быстро, успешно или нет. Атрибуция — это оценка значимыми людьми того, кто ты. Например, «Ты неуч». Ты неряха». Или, напротив, «Умница». Важно улавливать скрытый психологический уровень (контекст послания), а не только социальный и поведенческий. Например, отец запрещал дочери сидеть с расставленными ногами. На поведенческом и социальном уровне это было послание— «Сиди прямо!». На скрытом психологическом— «Не будь сексуальной». Мать усиливала послание, добавляя атрибуцию —
«Будь совершенной», «Будь чистоплотной, аккуратной!», все вокруг подтверждали «У Иры все блестит от чистоты». Чистота и соблюдение чистоты в доме были способом собирать поглаживания близких людей. Ее жизненный курс звучит так «Будь аккуратной, чистенькой, асексуальной, избегай интимности».
7. Программа — то, что ребенок усваивает от родителя своего пола, и то, как он подчиняется предписанию родителя противоположного пола. Отец говорит дочери «Женщина должна быть сексуальной», а мать показывает дочери, как это быть сексуальной «Делай как я!» — говорит мать. И дочь следует родительской программе, она сексуальна, как мать.
8. Игры. Рэкеты. Искажения. Несомненно, для сценария существует одна главная игра, а остальные игры варианты основной и дополняющие ее. Например, для жизненного курса «Убей себя» соответствующими играми могут быть — «Алкоголик» с вариантами «Пни меня», «Полицейские и воры», «Должник», каждая из них имеет неожиданный исход, в той или иной степени разрешающий выпить и убить себя в результате. Рэкеты и искажения создают условия для реализации игр.
9. Развлечения или времяпровождения, или пристрастия. Это социальный способ, с помощью которого люди со схожими сценариями структурируют свое время. Например, для игры «Алкоголик» времяпровождением между запоями может быть «А наутро» — воспоминания в мужской компании, кто, когда, что и сколько выпил.
10. Трагический конец, или сценарная расплата — для трагических, героических сценариев. Например, для клиента с суицидальным сцена-
рием — суицид будет трагическим концом, или у алкоголика — смерть от алкоголя. Терапевт должен знать о сценарной расплате, чтобы использовать антитезис.
11. Терапевтическая роль или роль в Драматическом треугольнике — это ролевое поведение, которое по ожиданию клиента будет принято терапевтом, когда он начнет терапию. Эту роль клиент предлагает терапевту для того, чтобы иметь с ним привычные симбиотические отношения, уменьшающие его напряжение и боль, связанные с активизацией в терапии болевого опыта клиента. Роли находятся на континууме от Избавителя до Преследователя.