Жестокость и мстительность
Однажды Аполлону нанес оскорбление мастер игры на флейте, сатир Марсий, вызвав бога на состязание в музыкальном мастерстве. И это стало для сатира роковой ошибкой. Аполлон был не только участником этого состязания, но также жюри и судьей. Он объявил себя победителем, поскольку мог играть на лире, перевернутой вверх ногами, а Марсий на перевернутой флейте играть не мог. Согласно договору, победитель мог сделать с побежденным все, что захочет. Аполлон заживо содрал с Марсия кожу – абсурдный и бесчеловечный поступок.
Такая склонность к жестокости, практикуемой на законных основаниях, может быть негативной чертой мужчины-Аполлона, которому пришлось пережить унижения и притеснения с чьей-либо стороны и теперь он отождествляет себя с агрессором. Стоит ему одержать верх над соперником, и он, не ведая пощады, может хладнокровно содрать с него кожу. Или вспомним, как Аполлон наказал Кассандру: вначале он наделил ее способностью видеть будущее, а затем сделал так, что ее предсказаниям никто не верил. Такое наказание свидетельствует об изощренной жестокости Аполлона, – тут особое значение имеет тот факт, что Кассандра видела ряд предстоящих трагедий, которые не могла предотвратить. Таким образом, она страдала дважды: предвидя неотвратимое, а затем переживая все это в реальности.
Яд злобы
Хотя Аполлон олицетворяет ясное солнце и абсолютную уравновешенность, есть у него и менее известный, темный аспект, когда Аполлон является темный, как ночь, и посылает смертоносные стрелы. Гомер называет эти стрелы "крылатыми змеями". Кереньи тоже приравнивает его отравленные стрелы к ядовитым змеям7. Психотерапевту нередко приходится слышать о "ядовитых" словах, призванных причинять боль. Нередко эти стрелы были обращены против тех, кого Аполлон любил и высоко ценил, – если этим людям случалось не оправдать его ожиданий, обидеть или унизить его.
Когда сдержанный рассудительный Аполлон дает волю эмоциям, – которые обычно подавляет, – они оказываются весьма примитивными (то есть неразвитыми) и иррациональными. Он превращается в ядовитую змею, вонзающую в жертву отравленные клыки. Хотя своими враждебными действиями Аполлон может причинить ущерб окружающим, однако главной жертвой становится позитивная сторона его же собственной личности.
Высокомерие
Мужчина-Аполлон, привыкший к тому, что он – всеми любимый и обласканный мальчик, который всегда и во всем добивался успехов, легко может переоценить свои способности, что нередко ведет к плачевным результатам. Его самомнение раздувается сверх меры: он отождествляет себя с богом и забывает, что является всего лишь человеком. Такой мужчина может воплотить в своей жизни миф о сыне Аполлона, Фаэтоне.
Однажды мать сказала Фаэтону, что он – сын Аполлона.* Юноша начал хвастать этим, но ему никто не верил. Чтобы доказать свое происхождение, фаэтон отправился на поиски отца. Аполлон признал свое отцовство и в качестве дополнительного подтверждения дал Фаэтону нерушимое обещание выполнить любую его просьбу. Фаэтон попросил позволить ему в течение одного дня управлять солнечной колесницей.
* В греческой мифологии Фаэтон был сыном более древнего доолимпийского солнечного божества – Гелиоса и нимфы Климены. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять его колесницей, не смог справиться с упряжкой и чуть не погубил Землю в страшном пламени приблизившегося Солнца. (См.: Энциклопедия "Мифы народов мира".) – Прим. ред.
На рассвете Фаэтон надел отцовскую корону солнца и взобрался на колесницу. Могучие кони, почуяв на поводьях незнакомую и неопытную руку, отклонились от обычного пути, которым следует солнце. Фаэтону не хватило ни сил, ни умения, чтобы управлять бегом своенравных коней, и раскаленные солнечные лучи опалили землю. Ущерб был бы еще большим, если бы Зевс не поразил Фаэтона ударом молнии. Аполлон весь следующий день оплакивал сына и не вывел солнце на небо. Лишь сутки спустя светило снова прошло по небосклону своим обычным курсом.
Миф о Фаэтоне заставляет меня вспомнить о людях, которые считают, будто они могут вести "ограниченные" ядерные войны. Подобное самомнение может привести к тому, что земля будет опалена огнем, а гарь, выброшенная в атмосферу, закроет солнце, и на планете наступит темная ночь ядерной зимы. Люди рискуют скатиться к подобному высокомерию именно из-за непрерывной череды своих успехов. Мужчина-Аполлон может прийти к ложному выводу, будто выдающиеся успехи в одной области делают его авторитетом во всех сферах. Кроме того, он может возомнить, будто вправе и в силах делать все, что ему заблагорассудится.
На современном психологическом жаргоне предположение Фаэтона, что он может управлять колесницей Аполлона, называют "самонадеянностью" (egotrip). Оно вредит другим людям и ведет к падению самого человека. Эта склонность также нередко проявляется в более скромных масштабах.