Оборудование и выбор фильмов

Для данного исследования были подготовлены четыре фильма. Все фильмы были черно-белыми и имели длительность пять минут. В нейтральном фильме было показано интервью типа «ток-шоу», и его содержание не было ни агрессивным, ни эротическим. В чисто эротическом фильме изображалась молодая пара на различных стадиях полового сношения. Содержание этого фильма также не было агрессивным. Последние два фильма имели агрессивно-эротический характер. Они отличались друг от друга лишь вступительным текстом и содержанием последних 30 секунд. В обоих фильмах изображалась молодая женщина, которая приходит к двум мужчинам, чтобы вместе заниматься учебой. Оба мужчины до ее прихода выпили, и когда она садится между ними, ее начинают толкать и заставляют тоже пить. Затем они ее связывают, раздевают, бьют и совершают сексуальное нападение. В

агрессивно-эротическом фильме с позитивным исходом в конце показано, как женщина улыбается исовершенно не «сопротивляется» двум мужчинам. Во вступлении к этому фильму испытуемым также говорилось, что к концу фильма женщина станет охотно участвовать в сексуальной деятельности. В

агрессивно-эротическом фильме с негативным исходом по поведению женщины в последние 30 секундэпизода видно, что она страдает. Во вступлении к этому варианту фильма сообщалось, что она считает случившееся унизительным и отвратительным. Предварительное тестирование показало, что в восприятии испытуемых женщина из последнего фильма страдает сильнее и получает меньше удовольствия, чем женщина из фильма с положительным концом.

План и процедура эксперимента

Базовым планом эксперимента был факторный план 2x4, в котором в качестве факторов выступали пол мишени (мужской, женский) и тип фильма (нейтральный, эротический, позитивно-агрессивный, негативно-агрессивный) . На роли экспериментаторов и их помощников были случайным образом назначены четыре студента мужского пола; две женщины выступали в роли помощников экспериментатора.

Пришедшего на эксперимент испытуемого встречал помощник экспериментатора (мужчина или женщина), который притворялся, что он также является испытуемым. Затем появлялся экспериментатор и провожал своего помощника и испытуемого в первую комнату для эксперимента.

Испытуемому давали прослушать аудиозапись инструкции, в которой объяснялось, что в эксперименте изучается влияние стресса на обучаемость и физиологические реакции. Испытуемому и помощнику экспериментатора сообщали, что в ходе эксперимента им придется получать и наносить слабые удары электрическим током по кончикам пальцев. Они могли отказаться от участия в эксперименте, получив при этом полное количество обещанных им баллов. После этого вручалась форма, которую помощник экспериментатора и испытуемый должны были прочитать и подписать, выразив таким образом свое согласие участвовать в эксперименте, включавшем в себя удары электрическим током. В форме также указывалось, что полную информацию о характере и цели исследования они получат после окончания сеанса эксперимента. Затем все испытуемые заполняли медицинскую анкету, чтобы подтвердить, что состояние их здоровья позволяет им принять участие в эксперименте и они не принимают лекарств, которые могут повлиять на показатели артериального давления.

После этого снова включали магнитофонную запись инструкции, в которой более подробно описывались остальные процедуры эксперимента. В этой инструкции испытуемым сообщалось, что каждого из них попросят выполнить задание в стрессовой ситуации. Экспериментатора якобы интересовало не только выполнение задания, но и их физиологические реакции на задание и на экспериментальную ситуацию. Поэтому в ходе эксперимента у каждого испытуемого в определенные моменты будет производиться измерение артериального давления.

В это время экспериментатор выбирал одного испытуемого (всегда своего помощника ) и приглашал его пройти в другую комнату, будто бы для того, чтобы начать готовиться к выполнению его (или ее) задания. Подождав примерно 1 минуту, экспериментатор возвращался к испытуемому и провожал его в другую комнату. Испытуемому сообщали, что в его задачу входит оказание помощи экспериментатору в проведении теста обучаемости, к которому готовился «другой испытуемый» (то есть помощник экспериментатора). Испытуемому говорили, что экспериментатор должен быть свободен, чтобы в течение всего эксперимента измерять физиологические реакции.

Испытуемому объясняли, что, пока другой испытуемый (помощник экспериментатора) готовится, он будет выполнять свое задание. Но сначала необходимо провести измерение базового уровня артериального давления у обоих. Затем экспериментатор надевал манжетку сфигмоманометра на руку испытуемого, возвращался в соседнюю комнату и записывал показатель артериального давления (АД1 или базовый уровень).

Манипуляция чувством гнева.После первого измерения артериального давленияэкспериментатор возвращался в комнату, где находился испытуемый, и давал ему прослушать следующий раздел записанной на пленку инструкции. Испытуемому сообщалось, что в его задачу вхо - дит написать короткое сочинение на тему о легализации марихуаны. Испытуемый должен был сформулировать свое мнение по этой проблеме и коротко обосновать свою позицию (на выполнение задания отводилось примерно пять минут). Чтобы вызвать у испытуемого стресс, ему говорили, что его сочинение будет оценивать его партнер, находящийся в соседней комнате. Оценивание будет производиться с помощью ударов током; кроме того, партнер даст короткую письменную оценку сочинения испытуемого. В соответствии с процедурой, применявшейся в предыдущих исследованиях, испытуемому сообщали, что в случае хорошей оценки он вообще не получит ударов током, а в случае плохой оценки он может получить до десяти ударов током. Затем экспериментатор на пять минут выходил из комнаты, а испытуемый в это время писал свое сочинение.

По прошествии пяти минут экспериментатор возвращался в комнату и говорил, что сейчас он отдаст сочинение другому испытуемому (помощнику экспериментатора) для оценки. Вернувшись к испытуемому (в то время как помощник якобы «читал» сочинение), экспериментатор подсоединял два электрода к пальцам испытуемого, подготавливая его к получению оценки. Затем экспериментатор уходил, будто бы для того, чтобы забрать у партнера письменную оценку сочинения испытуемого, а затем возвращался в комнату испытуемого. Он связывался со своим помощником по селекторной связи и давал ему (или ей) указание«выставить оценку» с помощью ударов током. Все испытуемые получали по девять ударов током слабой интенсивности, каждый из которых длился пять секунд. После электрошоковой оценки испытуемому вручали письменную оценку выполненного им задания. Она состояла из оценок по четырем пятибалльным шкалам и свидетельствовала о том, что партнер испытуемого имел невысокое мнение о его сочинении. Затем проводилось второе измерение артериального давления испытуемого (АД2).

После завершения этих действий экспериментатор отсоединял электроды и говорил испытуемому, что его партнер (помощник экспериментатора) скоро будет выполнять свое задание. Испытуемому объясняли, что он будет помогать в проведении тестирования партнера, но поскольку тот еще не успел подготовиться, то начало нового этапа эксперимента на несколько минут откладывается.

Условия просмотра фильмов.В этот момент появлялась возможность обосновать показиспытуемым фильмов различного типа. Если испытуемый был назначен для просмотра нейтрального фильма, то ему говорили, что пока «ученик» готовится, экспериментатор хотел бы узнать мнение испытуемого по поводу фильма, который он (экспериментатор) собирается использовать в будущих исследованиях. Поскольку это не запланировано в основном эксперименте, то экспериментатор спрашивал, желает ли испытуемый посмотреть фильм, оценить его по ряду показателей и позволит ли измерить свое артериальное давление сразу же после просмотра.

Если испытуемому собирались показать эротический или агрессивно-эротический фильм, то кроме приведенного выше обоснования ему сообщали, что ему покажут фильм чрезвычайно эротического содержания со сценами явного сексуального поведения. Испытуемому давали понять, что он может отказаться от просмотра фильма и такое решение никакие повлияет на количество баллов, которые он получит за участие в эксперименте. Если он решал посмотреть фильм (все испытуемые при-няли такое решение), то ему давали для прочтения и подписания соответствующую форму.

Все мужчины согласились на просьбу экспериментатора и затем смотрели фильм, а экспериментатор возвращался в комнату, где находилась измерительная аппаратура. После окончания просмотра фильма (через пять минут) испытуемому измеряли артериальное давление (АДЗ) и он заполнял короткий опросник, касавшийся содержания фильма. Затем испытуемому сообщали, что теперь он может приступить к эксперименту по изучению «обучаемости в условиях стресса».

Возможности проявления агрессии.Для выполнения второго задания экспериментаиспытуемого просили вручить помощнику экспериментатора заранее составленный список бессмысленных слогов, якобы для того, чтобы освободить экспериментатора, который должен был ре-гистрировать результаты выполнения задания и физиологические реакции партнера. Испытуемого снабжали правильными ответами на каждый вопрос задания и сообщали ему, что, если его партнер правильно ответит на вопрос, он может присудить партнеру несколько баллов (от 1 до 8), причем

каждый балл эквивалентен одному центу. После выполнения задания партнер получит ту сумму денег, которую он (она) заработает за правильные ответы. Однако если партнер ответит неправильно, то испытуемый должен нанести ему удар током, выбрав его силу (опять по шкале от 1 до 8). Испытуемому также говорили, что за каждый вопрос он может присудить любое количество баллов или назначить любую силу ударов током, которые он считает подходящими, поскольку количество баллов или сила ударов током не повлияют на выполнение задания партнером.

Задание состояло из 24 вопросов, причем помощник экспериментатора всегда ошибочно отвечал на 16 вопросов и давал правильные ответы на 8 вопросов. После последнего вопроса проводилось заключительное измерение артериального давления (АД4).

Анкетирование и дебрифинг.После последнего измерения артериального давления испытуемыйзаполнял короткую анкету, где его просили оценить по пятибалльной шкале, что он думает по поводу выставленной ему оценки, насколько он рассердился или не рассердился после получения этой оценки и насколько положительные или отрицательные чувства он испытывал. После того как испытуемый выставлял оценки по шкале, ему сообщали полную информацию о цели эксперимента и отвечали на любые возникшие у него вопросы. Тем мужчинам, которые смотрели фильмы с агрессивно-эротическим содержанием, давались дополнительные объяснения по поводу этих фильмов. Затем испытуемого благодарили за участие в эксперименте и отпускали.

Агрессивное поведение

Агрессивность испытуемых по отношению к мишеням-мужчинам не возрастала в зависимости от типа просмотренного ими фильма (рис.1). Однако степень агрессивности последующего поведения тех испытуемых, которые работали в паре с мишенью-женщиной, значимо зависела от типа фильма. В то время как просмотр чисто эротического фильма не приводил к повышению агрессивности, просмотр любого из агрессивно-эротических фильмов приводил к значимому повышению уровня агрессии против мишени-женщины относительно уровня, продемонстрированного испытуемыми, которые смотрели нейтральный или чисто эротический фильм. Позитивный и негативный варианты фильма оказывали на испытуемых оди-наковое влияние. При условии просмотра любого из агрессивно-эротических фильмов уровень агрессии против женщин был значимо выше, чем уровень агрессии против мишени-мужчины после просмотра фильма любого типа, кроме чисто эротического…

Оборудование и выбор фильмов - student2.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Наш первый прогноз состоял в том, что после просмотра эротического фильма агрессивность испытуемых увеличится по отношению к мишени-мужчине, но не увеличится по отношению к мишени-женщине. Однако, несмотря на то что в группе, смотревшей эротический фильм, наблюдалась несколько повышенная агрессивность по отношению к мужчине по сравнению с женщиной, тип фильма не оказывал значимого влияния на уровни агрессии против мишени-мужчины, хотя общий характер результатов соответствовал прогнозу.

Результаты, касающиеся влияния просмотра чисто эротического фильма на агрессию против женщин, по существу повторяют результаты, полученные в других исследованиях с использованием аналогичных стимулов. Эти результаты также говорят о том, что просмотр сильно возбуждающей, но неагрессивной эротики не приводит к значимому возрастанию уровня насилия против женщин по сравнению с уровнями насилия против мужчин, за исключением лишь тех случаев, когда ослабляется подавление агрессивности и/или повышается стимульное значение цели.

Наш второй прогноз заключался в том, что просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приведет к усилению атак рассерженных зрителей на мишень-женщину. Эксперимент показал, что эти атаки действительно усилились, причем уровень агрессии был выше, чем уровень агрессии против мишеней- мужчин при тех же условиях. Такое различие между уровнями агрессии указывает на важную роль ассоциации, возникающей между мишенью-женщиной и жертвой, показанной в агрессивном фильме. В качестве третьего прогноза мы высказали предположение, что

просмотр агрессивно-эротического фильма с негативным исходом также приведет к повышению уровня агрессии рассерженных зрителей-мужчин против женщины, вероятно потому, что страдания жертвы, показанные в фильме, стимулируют рассерженных зрителей. Результаты полностью подтвердили наш прогноз.

Данное исследование еще раз показало, что просмотр агрессивной эротики может при определенных условиях приводить к возрастанию уровня агрессии, направленной против женщин. Хотя казалось, что уровни агрессии, вызванной созерцанием сцен насилия в двух агрессивно-эротических фильмах, существенно не отличались, возможно, что интенсификация агрессивного поведения после их просмотра происходила по различным причинам. Как мы предполагали ранее, в дополнение к стимуляции агрессии за счет агрессивного содержания фильмов, позитивный конец фильма мог ослабить у мужчин сдерживающие начала, которые не позволяли им нападать на доступную мишень. В каком-то смысле этот фильм говорил, что агрессия может быть оправдана.

С другой стороны, просмотр агрессивно-эротического фильма с негативным исходом мог стимулировать испытуемых к интенсификации агрессивного поведения благодаря тому, что они видели страдания жертвы. Поскольку в это время они были рассержены и поэтому предрасположены причинить кому-нибудь вред, болевые сигналы жертвы ассоциировались с этой предрасположенностью и, таким образом, могли вызывать у них повышенную склонность к агрессии.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Второй эксперимент был спланирован для того, чтобы проверить это последнее предположение. Все испытуемые, участвовавшие в первом эксперименте, были рассержены потенциальной жертвой, и за счет возбуждения, связанного с чувством гнева, страдания жертвы из фильма, видимо, превращались для них в сигнал к агрессивным действиям. Если наши рассуждения верны, то у нерассерженных зрителей созерцание страданий и огорчения жертвы из фильма не должно стимулировать агрессию против мишени-женщины. Во втором эксперименте мы проверили это предположение, убедив половину испытуемых-мужчин в том, что их партнерша преднамеренно причинила им вред. С остальными испытуемыми партнерша обращалась в нейтральной манере, чтобы не вызывать у них гнева. Исходя из результатов первого эксперимента, мы прогнозировали, что просмотр агрессивно-эротического фильма с отрицательным исходом приведет к усилению агрессии против помощника экспериментатора-женщины, если мужчины на нее сердятся, но в случае, когда женщина их не провоцировала, такого эффекта не будет. Наши результаты подтверждают, что за счет показанных в фильме болевых сигналов уровень явной агрессии может на самом деле снижаться.

С другой стороны, мы сформулировали второй прогноз: просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приведет к усилению агрессии против мишени-женщины (относительно уровня, продемонстрированного группами, смотревшими нейтральный и чисто эротический фильмы) как со стороны рассерженных, так и со стороны нерассерженных испытуемых. В этом случае агрессивное содержание фильма будет стимулировать склонность к агрессии как у рассерженных, так и у нерассерженных мужчин (хотя эта стимуляция будет сильнее у первых), и благодаря позитивному исходу фильма у них произойдет ослабление сдерживающих начал, не позволяющих нападать на жертву.

МЕТОДИКА Испытуемые

В роли испытуемых выступали 80 студентов-мужчин, записавшихся на лекции по вводному курсу психологии. За участие в эксперименте испытуемые должны были получить дополнительные баллы, входившие в итоговую оценку по данному курсу. Ни один из этих испытуемых не участвовал в эксперименте 1.

План и процедура эксперимента

Базовым планом эксперимента был факторный план 2 х 4, в котором в качестве факторов выступали чувство гнева (наличие чувства гнева, отсутствие чувства гнева) и тип фильма (нейтральный, эротический, агрессивно-эротический с позитивным исходом, агрессивно-эротический

с негативным исходом). В роли экспериментаторов выступали два студента-мужчины, а помощниками экспериментатора были четыре студентки, поэтому потенциальной мишенью всегда была женщина. Все испытуемые распределялись по экспериментальным группам случайным образом.

Процедура эксперимента была идентична процедуре эксперимента 1, за исключением того, что была создана еще одна экспериментальная группа — группа нерассерженных испытуемых. Испытуемые из группы «нерассерженных» получали один удар током слабой интенсивности длительностью 0,5 секунды, в то время как испытуемые из группы «рассерженных» получали девять ударов. Кроме того, письменные оценки сочинений испытуемых из группы «нерассерженных» по четырем пятибалльным шкалам были положительными.

Агрессивное поведение

Анализ совместного влияния факторов... показывает, что у рассерженных испытуемых просмотр агрессивно-эротических фильмов, как с позитивным, так и с негативным исходом приводил к повышению уровня агрессии по сравнению с ее уровнем в группах, смотревших нейтральный и чисто эротический фильмы. Полученные нами надежные различия между уровнями агрессии испытуемых, смотревших агрессивно-эротические фильмы, и остальных испытуемых служат подтверждением ре-зультатов эксперимента 1 для случая, когда мишенью была женщина. Более того, как мы и ожидали, только просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приводил к значимому повышению уровня агрессии нерассерженных испытуемых по сравнению с группами, смотревшими нейтральный и чисто эротический фильмы. В целом очевидно, что созерцание страданий жертвы из фильма может вызвать повышение агрессивности зрителей только в том случае, если они уже были предрасположены причинить кому-нибудь вред.

В период времени от двух недель до четырех месяцев после участия испытуемых в данном исследовании к ним обращались снова на занятиях по вводному курсу психологии и просили заполнить анкету, чтобы определить, какое влияние оказало на них участие в эксперименте. Анкета состояла из семи пунктов, заимствованных из работы Берта (Burt, 1980), в которой разработаны измерительные шкалы для оценки Принятия мифа об изнасилованиях и принятия межличностного насилия. Ис-пытуемые заполнили и вернули экспериментаторам 77% анкет.

Для каждой из семи оценок отношения испытуемых к изнасилованиям и межличностному насилию был проведен тест, в котором сравнивались показатели испытуемых, прошедших дебрифинг, и испытуемых из контрольной группы (последним показывали только нейтральный фильм).

Во всех случаях оказалось, что испытуемые, прошедшие дебрифинг, менее терпимо относились к мифам об изнасиловании. По двум оценкам не было выявлено различий между этими группами испытуемых, но средние значения оценок испытуемых, прошедших дебрифинг, тоже были смещены в сторону неприятия. Поэтому в целом очевидно, что дебрифинг привел к сенсибилизации испытуемых, после чего у них уменьшилась склонность соглашаться со стандартными мифами об изнасилованиях и их жертвах.

Наши рекомендации