Сознательно / бессознательное в поступках героя

С.В. Козлов

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА

Раздел 1. «Генология» персонажа.

I. Характеристика творчества писателя, создавшего данное произведение, данный образ.

Ваш текст

II. Факторы создания образа героя, произведения

Метафизические интенции писателя (философия жизни автора).

Ваш текст

Социально-исторические факторы творчества писателя, создания его произведений.

Ваш текст

3. Культурный контекст создания произведения:

1) литературное «портретирование» человека писателем в контексте культурно-эстетической эпохи, литературного направления, писательского сообщества;

Ваш текст

2) фольклорно-мифологические, религиозные, культурно-художественные традиции (и архетипы) в формировании образа героя;

Ваш текст

3) литературные традиции и влияния (проблемно-тематические, мотивно-образные, жанрово-стилистические);

Ваш текст

4) интертекстуальность: «персональные» влияния, взаимодействия между писателями и их текстами; влияние конкретных произведений («чужого текста») на авторский замысел и текст;

Ваш текст

5) образ человека и мира в связи с родо-жанровой спецификой произведения: жанровая функция, жанровое содержание и жанровая форма персонажа;

Ваш текст

Влияние языкового сознания писателя и его эпохи на текстовый формат персонажа.

Ваш текст

Биографический контекст произведения, жизненные обстоятельства создания текста. Личность автора и личность героя. Прототипы героя.

Ваш текст

Психология писателя и психология героя. Психология творческого процесса.

Ваш текст

Текстология персонажа. Работа писателя над созданием данного художественного образа.

Художественный замысел и его реализация. Переписка, дневники, воспоминания современников, материалы мемуаров.

Ваш текст

2) История и авторская «технология» формирования литературного текста (версии, планы, черновики, наброски, черновики, варианты и редакции, издания).

Ваш текст

Раздел 2. Литературная антропология: системно-структурный анализ персонажа.

I. Биографическая предыстория (экспозиция) персонажа.

Ваш текст

и т. д.

II. Социально-типичное и индивидуально-неповторимое в характере персонажа.

IV. Герой и идейно-смысловое содержание (тематика и проблематика) произведения.

III. Персонаж в компаративном аспекте (в сопоставлении с героям других произведений избранного и других авторов).

IV. Место героя в системе образов-персонажей произведения. Проблема «Я / Иное». Нарративная система. — подробно.

V. Антропологическая структура литературного героя (духовное — психологическое — телесное).

Духовно-аксиологическая сфера.

Религиозные ценности.

2) Социально-политические (= идеологические) ценности.

Патриотическая аксиология.

Социально-культурные ценности.

Нравственные идеалы и нормы.

Выводы.

Психологические качества героя.

Мышление, интеллектуальные качества героя.

Эмоциональные качества героя.

Волевые качества героя.

Эстетические качества личности

Память.

Языковая картина мира героя.

Художественная экспликация области бессознательного.

Выводы.

Телесность.

Психофизиологические особенности героя. Портрет — изображения внешнего облика.

А). Психофизиологические особенности героя.

Б) Внешний облик героя.

В) Средства художественного оформления телесности: портрет.

Природа и герой..

А) Художественная натурфилософия (философия природы) писателя.

Б) Поэтика пейзажа.

Домашняя бытовая среда. Интерьерные и экстерьерные образы.

А) Быт, мир вещей.

Б) Поэтика интерьера.

Культурно-исторический контекст жизни героя.

А) Цивилизационно-технологический среда.

Б) Поэтика культурно-исторических описаний.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные ресурсы.

А) Акциональный потенциал героя.

Б) Речевая характеристика персонажа и его речевое поведение.

Выводы.

Общие выводы.

Раздел 3. Герой как «поступок».

Альфа» сюжета. Цели, мотивация поступков героя.

Прошлое персонажа —

экспозиционные характеристики (биография, «антропология» героя, его жизненный опыт и стиль жизни), предшествующие сюжетной завязке.

Сюжет —

«настоящее время» — общая ситуация, понимаемая как неудовлетворительная (деформированная, дисгармоничная, кризисная, катастрофическая).

Неудовлетворительность, проблематичность его экзистенциальной ситуации может быть дополнено констатацией несовершенства, «греховности» самого героя.

Цели деятельности персонажа,

жизненные задачи, которые он намерен решить.

Потребности, интересы, наклонности, желания, интересы, стремления, убеждения, надежды, мечты и пр. —

установки, которые определяют смысл жизни героя, его направленность на достижение искомого результата (идеала), на решение задач духовного, психологического или «вещественного» порядка.

Сознательно / бессознательное в поступках героя.

И мотивация, и деятельность происходят как на уровне сознания, так и на уровне «бессознательного» в герое (последнее особенно интересует психологов–характероаналитиков).

2. Типы деятельности персонажей и их личной жизни:

1) многообразны: это может быть, нравственно-психологическая, семейно-бытовая, религиозно-духовная, социальная, профессиональная, культурно-творческая и пр.; типы деятельности определены тематикой и проблематикой произведения;

Наши рекомендации