Подведите итоги: поставьте все необходимое в расписание
Перепишите Дела дня и Дела недели так, чтобы в вашем новом образе жизни все необходимое — было. Переписав, расставьте их по приоритетам — в соответствии с приоритетами Целей на год. Получилось?
Договоритесь сами с собой об организующей конкретике.
Например, как это делаю я. Мне нужно написать книгу, у меня это в целях стоит, дальше это нужно делать, делать каждый день. Как я с собой договорился? Пять дней в неделю, кроме субботы и воскресенья (с утра до вечера занят в Синтоне), я делаю одно из двух: «15 минут» или «3 абзаца». То есть либо пишу книгу 15 минут, хотя бы гляжу на открытый файл с текстом книги,
А если я смотрю, я обычно начинаю что-нибудь с этим делать,
Либо пишу три абзаца любой величины.
Это просто, это конкретно, это обязательно. И лучше это сделать с утра, потому что нельзя ложиться спать, если это не сделано.
Что для вас может оказаться такой организующей конкретикой?
День Кривой и Правильный
Сегодня начинается с будущего. Твоя жизнь всегда формируется тем, как ты видишь свое завтра, твоими образами и картинками будущего. Если ты хочешь, чтобы каждый твой день был красивым и осмысленным, вначале ты должен этот день увидеть: сформировать образ и картинку твоего Правильного дня.
Правильный день
Инвентарь: друг или коллега. В хороших семьях вполне подойдет муж/жена.
Учебное задание: «Представь и расскажи свой образцовый (такой, о котором мечтается) нормальный рабочий день с утра до вечера. С чего начнется у тебя этот день, в каком стиле ты его начнешь и как продолжишь? Распорядок этого дня? Дела этого дня? Как ты будешь преодолевать возникающие в этот день затруднения? Что или как ты сделаешь в этот день, чтобы ты мог этим днем гордиться? Как ты достойно завершишь этот день?»
Собственно рассказ обычно укладывается в 7-10 минут.
Кривой день
Чтобы оттенить особенности вашего Правильного дня, вспомните, а что такое для вас — Кривой день? День, который пошел не так, как хотелось, день, который принес вовсе не то, о чем задумывали с утра? Где, в чем отличия этого дня от дня Правильного?
Если вы отвечаете: «День был какой-то несобранный, неудачный, тусклый» — это пустой ответ. Не рассказывайте про день, рассказывайте про себя: как вы строите один и другой день? Какими делами, каким порядком дел ваш Кривой день отличается от Правильного?
Итак, по каким ключевым пунктам вы отличаете, что этот день Кривой, а этот Правильный? Ключевой пункт — это четкий признак, что именно здесь, в этом месте расходятся две дороги: дорога дня Правильного и дорога Кривого дня.
Например, это может быть пункт «Зарядка».
Либо я проснулся и сразу пошел умылся и начал, хоть немного, делать зарядку, либо сразу прыгнул за компьютер и начал смотреть пришедшие за ночь письма… Это четкий признак: начинается кривой день. Письма никуда не убегут, а день начинается неправильно.
Какие вы вспомните другие ключевые пункты, которые вас сворачивают не туда. Включились в работу, не написав план на день? Вечером, за ужином, взяли в руку пульт и включили телевизор?
Примите решение и запишите его в блокнот. Что актуально — оформите на лист A4 и повесьте там, где нужна эта напоминалка.
…Многие конкретные вещи формулируются лучше, когда мы вроде бы отвлечены и думаем о другом. Но если это другое подталкивает нас к основному вопросу, решение подсознательно зреет и вдруг, неожиданно, приходит само.
Вдруг следующая история жизни поможет нам принять решения о себе?
Александр Любищев
В 1918 году Александр Любищев, преподаватель Таврического университета в Симферополе, сформулировал цель своей жизни: создать естественную систему организмов. То, что сделал Менделеев в химии, он решил сделать в биологии — и, шире, в истории эволюции. В частности, подкорректировать теорию Дарвина: ему думалось, что тупым случайным перебором не создается та математически выверенная красота и великолепие, которые видим мы в природе.
«Для установления такой системы необходимо отыскать что-то аналогичное атомным весам, что я думаю найти путем математического изучения кривых в строении организмов, не имеющих непосредственно функционального значения... математические трудности этой работы, по-видимому, чрезвычайно значительны... К выполнению этой главной задачи мне придется приступить не раньше, чем через лет пять, когда удастся солиднее заложить математический фундамент... Я задался целью со временем написать математическую биологию, в которой были бы соединены все попытки приложения математики к биологии», — писал молодой преподаватель в 1918 году.
Ему 28 лет, на жизнь — то есть на работу — он поставил себе 90 лет. Далее составил план жизни и начал трудиться вместе со всей страной по пятилеткам — только своим личным пятилеткам. План — отчет. Отчет недельный. Месячный отчет. Годовой отчет: это уже многостраничная ведомость, целая тетрадь. Отчет за 5 лет, план на 5 лет вперед.
Планы подробные, с разделами и подразделами: математика, таксономия, эволюция, энтомология, историей науки…
Много ли времени занимали сами эти отчеты и планы? Не более 2% от времени собственно работы. Подробный месячный отчет занимал от 1,5 до 3 часов, план на следующий месяц — 1 час. Годовой отчет — 17-20 часов.
Какое совпадение планов и отчетов? По главным делам запланированное и сделанное у Любищева сходится с точностью до одного процента.
«Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто. Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой.
Часто люди говорят, что они работают по 14-15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удавалось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто — 7-8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто».
Подробно считалось все, с точностью до 5 минут, особо внимательно разбиралось время, посвященной цели жизни, прямой научной работе.
«Август 1965 года: 136 часов 45 минут рабочего времени первой категории.
Основная научная работа — 59 ч. 45 м
Систематич. энтомология — 20 ч. 55 м.
Дополнит. работы — 50 ч. 25 м
Орг. работы — 5 ч. 40 м
Итого 136 ч. 45 м.»
Он использует каждую минуту, любые так называемые «отбросы времени»: в любой пешей прогулке он собирает насекомых; когда на заседаниях начинается болтовня, он решает задачки. Английский и немецкий языки он выучил в основном во время поездок в трамваях.
Это и была его Система: беречь каждую минуту своей жизни. Свою Систему он создал еще до того, как поставил в своей жизни цель.
За два года до постановки цели жизни, в 26 лет, а точнее 1 января 1916 года Саша Любищев дал себе обет: научиться отслеживать и беречь время своей жизни. Время — невосполнимо. С тех пор, С 1916 года по 1972-й, по день смерти, пятьдесят шесть лет подряд, Александр Александрович Любищев аккуратно записывал расход времени. Любое свое действие — отдых, чтение газет, прогулки — он отмечал по часам и минутам.
Его дочь рассказывала, что в детстве, когда она и брат приходили к отцу в кабинет со своими расспросами, он, начиная с ними общаться, делал при этом отметки на бумаге: отмечал время.
Действительно, учитывалось все. Отчет за 1938 год: кроме обязательного учета рабочего времени (экология, энтомология, оргработа, Зообиологический институт и Плодоягодный институт), учтено все личное время: общение с людьми, передвижение, домашние дела. Чтение научной и художественной литературы на разных языках — 9000 страниц, 247 часов. Написано 552 страницы научных трудов, из них напечатано 152 страницы. Развлечения — 65 раз.
Далее список просмотренных спектаклей, концертов, выставок и кинокартин.
Что бы он ни делал, он помнил, зачем он это делает, для какой цели. По итогам чтения каждой книги — ее конспект: то содержание, которое соответствовало целям чтения. По итогам нескольких конспектов — критический разбор, в которой Любищев формулирует уже свое видение предмета. Когда подходит время статьи — у профессора Любищева уже все готово, он пишет ее быстро. И на каждой его статье стоит «цена»: количество часов и минут, потраченных на ее подготовку и написание (все раздельно).
Используя эту систему, он мог добиваться целей, заведомо превышающих возможности обычного человека.
Когда Любищев понял, что для выполнения цели своей жизни ему нужно работать и вширь, и вглубь, стать одновременно и узким специалистом, и универсалом, он поставил такую задачу и таким человеком стал. Как отмечали друзья и коллеги, диапазон его знаний был просто огромен. Заходила речь об английской монархии — он мог привести подробности царствования любого из английских королей; говорили о религии — выяснялось, что он хорошо знает Коран, Талмуд, историю папства, учение Лютера, идеи пифагорейцев... Он знал теорию комплексного переменного, экономику сельского хозяйства, социал-дарвинизм Р. Фишера, античность… Он все это знал, потому что он выделял на это время и использовал время строго по назначению.
«У Александра Александровича Любищева были свои, совершенно особые отношения со Временем. Он был свободен от желания обогнать, стать первым, превзойти, получить... Он любил и ценил Время не как средство, а как возможность творения. Относился он к Времени благоговейно и при этом заботливо, считая, что Времени не безразлично, на что его употреблять. Оно выступало не физическим понятием, не циферблатным верчением, а понятием нравственным. Время потерянное воспринималось как бы временем, отнятым у науки, растраченным, похищенным у людей, на которых он работал. Он твердо верил, что время — самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этики», — писал о нем Даниил Гранин, посвятивший ему книгу «Эта странная жизнь».
Изо дня в день он повышал норму требований к себе, не давал никаких поблажек. Он работал с удовольствием, работал с каждым годом все больше и все лучше. В пятьдесят лет он работал лучше, чем в сорок, в семьдесят — лучше, чем в шестьдесят: росло количество и качественных страниц, и революционных идей.
Без всяких компьютеров, без машинистки, написать полторы тысячи страниц за год! Отпечатать 420 фотоснимков! 1967 год, Любищеву уже семьдесят семь лет.
Александр Александрович Любищев прожил 82 года и умер в Тольятти, куда приехал прочесть ряд лекций.
Каков его отчет за прожитую им жизнь?
Прежде чем спрашивать это с Саши Любищева, хорошо спросить это с самого себя…
Выполнил ли Любищев намеченную программу? Нет, он ее не выполнил. Он не успел. Поставленная им задача оказалась настолько громадной, что при любой интенсивности работы времени его человеческой жизни физически не хватило. Бывают задачи, объективно превосходящие возможности одного, отдельно взятого человека: жизнь никому не обещала, что она будет укладываться в наши ожидания.
Другое дело, что по пути своих исследований он качественно продвинул сразу несколько наук: биологию, зоологию, энтомологию, генетику, математику, систематику, философию, историю науки, кибернетику. Никто, даже близкие Александра Александровича Любищева не подозревали величины наследия, оставленного им. Работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, защите растений, теории эволюции, атеизму... Классические работы по дисперсионному анализу, теория систематики… Собственно, он является основателем и разработчиком системы учета времени, сегодня называемой тайм-менеджментом.
Всего более пятисот листов статей и исследований: это двенадцать с половиной тысяч страниц машинописного текста.
Услышьте: он стал не просто признанным специалистом в данных отраслях, он стал тем, кто раздвигал границы этих наук и вел других специалистов за собой. Разработка нового математического аппарата применительно к биологии, новое осмысление проблемы происхождения видов — он был одним из тех, кто готовил новое понимание биологии. Он сеял — зная, что не увидит всходов. Он делал это, потом что знал: то, что он делает, пригодится. Он будет обязательно нужен тем, кто останется жить после него.
Итоги
Он не нажил денег и славы, не получил в подарок дачи. Любищев скромно жил в далеком Ульяновске и занимался своим делом. Кто-то видел в нем неудачливого провинциального профессора, но это был человек гармоничный и счастливый, причем счастье его было наивысшей пробы.
Он не стал основателем школы, у него не было учеников, кого бы он учил. Но у него всегда было много тех, кто сами учились у него: не конкретным наукам, а тому, как надо жить и мыслить. Так бывает, когда нам встречается человек, которому известно, зачем он живет, для чего...
Здоровья не самого крепкого, он, благодаря разумному режиму, прожил долгую и здоровую жизнь. Он дружил с теми, кого уважал, и любил тех, кто действительно любил его.
Он всегда занимался тем, что хотел, тем делом, что выбрал. Он один сделал столько, сколько могли сделать несколько научных институтов.
Его жизнь не была подвигом. Это было больше, чем подвиг: простая правильная жизнь.
как жить по своим планам
ТМ: плюсы и минусы
Если свою жизнь ты не планируешь себе сам, тебе ее планируют другие.
Генри Форд.
Как правило, серьезные люди эту систему называют тайм-менеджмент, или ТМ. По-русски, проще — это учет и планирование времени. Нормальные люди этой системы боятся — точнее, живут в совершенной уверенности, что где-то есть особенные люди, которым это доступно, но для меня… «Мне это не подходит. Я пробовал: может быть, в какой-нибудь Германии жить по плану можно, а у нас это нереально. Каждые пять минут новые дела — как же можно следовать какому-либо плану? Опять же, если все время учитывать, куда повернул голову и с кем о чем разговаривал — свихнуться можно, времени уйдет гораздо больше на все эти записи и планы».
Правильно?
Да, обычно все так и происходит. Управление собственным временем — вещь замечательно эффективности, но большинство людей ломаются, так это и не освоив. Самые волевые начинают писать планы, неделю их героически выполняют, потом забрасывают: хлопот хватает и без них.
С другой стороны, уже многие сотни людей нужного результата достигли, и достигли без особенного напряжения. Я хочу предложить вам методику, которая проста, не занимает много времени и которой может овладеть практически любой взрослый человек.
Ваши траты на ТМ
Бесплатно не бывает ничего — конечно, ТМ будет время отнимать. Конкретно: ежедневно у вас будет тратиться на ТМ около 20 минут. На этапе учета времени:
3 минут установка напоминалок,
10 минут собственно учет времени,
7 минут размышления по итогам.
Итого — 20 минут.
На этапе Планирования все еще проще:
10 минут планирование утром,
10 минут подведение итогов вечером и наметка дел на следующий день.
Снова — 20 минут. Это все ваши траты.