Созыв, встречи и подбор групп

Как же встретиться, как созвать людей, заинтересованы в коллективе? Существует множество разнообразных спосо­бов созыва заинтересованных лиц. Все зависит от местнос­ти, специфических условий и особенностей. Бесспорно одно: кто-нибудь должен начать!

Начнет тот, кто более воодушевлен идеей исцеления, нач­нет тот, кто, прочитав эти страницы, еще сильнее загорится желанием помочь себе и другим.

Местом встречи может служить клуб, школа и т. п. — с раз­решения соответствующей администрации.

Успешность самолечения заикания в коллективе в значи­тельной степени зависит от подбора групп. Это до того оче­видно, что распространяться как будто не приходится. На самом же деле в некоторых случаях подбор производится весьма небрежно.

Многие думают, что степень поражения речи является единственным или, по крайней мере, главнейшим призна­ком в подборе групп. Это неверно. Заика обычно проходит через все виды заикания. К тому же первое впечатление о речи того или иного кандидата в коллектив может оказать­ся ошибочным.

Но если различия в заикании не столь важны, зато огром­ное, иногда решающее значение имеют два других момента — результаты прежнего лечения и воли к исцелению. Редкий заика не пытался тем или иным способом у того или иного врача лечиться от заикания. Чем больше было неудачных попыток, тем, разумеется, сильнее безверие в возможность излечения. Но как бы то ни было, рано или поздно в жизни каждого заики наступает момент, когда ничто так не объе­диняет его силы, как упорное и непоколебимое стремление заговорить! Это настроение приходит не сразу, но послед­ний толчок дают ему какой-либо сильно повлиявший слу­чай: встреча с выздоровевшим от заикания, решение добить­ся такой-то цели, включающей как необходимое условие спо­собность речи, и т. п.

Пессимистам и скептикам, людям, которым все равно: жить или не жить, — не исцелиться. Примирившимся с заиканием, «примиренцам», не следует даже думать о коллективе, не следует расстраивать ряды коллективистов, смело идущих к завоеванию речи.

Хотя результаты неудачного лечения и оставляют в пси­хике заики нежелательные следы, но решающим являются настроение и воля к победе.

Желательный возраст для начинающих лечение — от пят­надцати до тридцати лет.

Группу лучше всего составлять из пятнадцати-двадцати человек, коллектив может состоять из одной или несколь­ких групп.

В течение первого месяца желательно работать ежеднев­но, лучше всего — по утрам, что дает установку на весь день. Для занятий целесообразно использовать помещение клуба или школы, отнюдь не больницы или клиники. Соседство с лечебными учреждениями, особенно с психиатрическим за­ведением, неприятно отражается на коллективистах.

Весной и летом хорошо проводить занятия на открытом воздухе. В перерывы между отдельными видами работы чрезвычайно желательна бодрящая музыка.

Цель каждой фазы — быстрейший переход к следующе­му этапу работы. Задерживаться долго на одной фазе край­не нежелательно.

Первая фаза

Настроение до лечения

Психология заики еще не написана. Отдельные меткие штрихи попадаются в литературе — научной и художествен­ной. Изобразить себя с максимальной правдивостью могли бы сами заики. Поэтому весьма важны показания самих больных — в виде автобиографий, дневников, воспомина­ний. Этот материал является незаменимым вкладом в общий фонд коллектива.

Одна черта поражает нас особенно в психологии заики: во­инствующий протест против недостатка и... глухое примире­ние с ним одновременно. «Из уст больных заиканием мы час­то слышим жалобы, что они готовы бы лучше потерять обе ноги или ослепнуть на оба глаза взамен возвращения речи» (проф. И.А. Сикорский). Очевидно, так говорить может заика в минуты сильного отчаяния, которые у него не так уж редки. И рядом с этим — какое-то наивное представле­ние об особенностях своего заболевания.

Боящимся трудностей заикам надо бы напомнить герои­ческие страницы из жизни ряда выдающихся личностей. Елена Келлер — вот пример заикающимся всего мира! Своей силой воли, энергией, инициативой она затмила сла­ву Наполеона! Слепая и глухонемая, она добилась высшего образования, совершила ряд путешествий, написала серию блестящих книг! Стоит только вдуматься, какие гигантские затруднения преодолела знаменитая американка, как высо­ко она подняла мощь человека в борьбе с природой. Что та­кое заикание в сравнении со слепотой и глухонемотой! Эти примеры можно было бы умножить. Такие замечательные — не в смысле своего заикания! — заики, как Демосфен, Демулен, Аристотель, Гегель, излечились, будучи захвачены иной страстью, иными устремлениями.

Молчание. «Паек»

Целесообразно ли молчание до лечения и в первые дни занятий? На первый взгляд молчание имеет смысл: забыва­ются несколько старые, привычные речевые движения, уловки; ослабевают навязчивые представления; человек ус­покаивается, не тратя усилий на бесцельную борьбу с за­труднениями в речи. Это положительные явления как будто оправдывают молчание. И однако, надо признать: молчание, особенно длительное, действует угнетающе на больного. Это — почти правило. Разумеется, лучше молчать, чем заикаться. Но надо иметь в виду, что забрасывание своей речи, ограни­чение индивидуального речевого опыта в такой же мере нежелательно, как забрасывание правой руки у левши. И лучшим средством следует считать установление речево­го режима, своеобразного речевого «пайка» для всех членов коллектива. Посадить на речевой паек является необходи­мым предостережением против излишней речевой продук­ции, речевого возбуждения некоторых членов коллектива. Вознаграждая себя за вынужденное молчание до коллекти­ва, они теперь, среди своих, не скупятся на слова, не обра­щая внимания на «брак» в их речи.

Только так можно разрешить этот вопрос в коллективе: ведь люди собираются, чтобы говорить, а не смотреть друг на друга!

Наша речь зависит, между прочим, от целого ряда вы­разительных движений: от осанки, походки, мимики, же­ста. Мы сейчас не говорим об уловках, о речи стоя или на ходу, о гримасах и механической жестикуляции. В част­ности, овладеть жестом в речи — вообще большое искус­ство, и не об этом идет речь. Работающим в коллективе сле­дует лишь запомнить, что от осанки, смелой и гордой, от походки, уверенной и прямой, от движений, энергичных и четких, зависит многое. Все это — спутники и союзни­ки хорошей речи; в центре же нашего внимания — речь медленная, плавная, ритмичная. Добиваться богатой, вы­разительной речи со всеми ее оттенками не приходится, по крайней мере вначале. Это могло бы разбудить дрем­лющие сомнения в произношении того или иного звука, слова и т. д.

Наши рекомендации