Созыв, встречи и подбор групп
Как же встретиться, как созвать людей, заинтересованы в коллективе? Существует множество разнообразных способов созыва заинтересованных лиц. Все зависит от местности, специфических условий и особенностей. Бесспорно одно: кто-нибудь должен начать!
Начнет тот, кто более воодушевлен идеей исцеления, начнет тот, кто, прочитав эти страницы, еще сильнее загорится желанием помочь себе и другим.
Местом встречи может служить клуб, школа и т. п. — с разрешения соответствующей администрации.
Успешность самолечения заикания в коллективе в значительной степени зависит от подбора групп. Это до того очевидно, что распространяться как будто не приходится. На самом же деле в некоторых случаях подбор производится весьма небрежно.
Многие думают, что степень поражения речи является единственным или, по крайней мере, главнейшим признаком в подборе групп. Это неверно. Заика обычно проходит через все виды заикания. К тому же первое впечатление о речи того или иного кандидата в коллектив может оказаться ошибочным.
Но если различия в заикании не столь важны, зато огромное, иногда решающее значение имеют два других момента — результаты прежнего лечения и воли к исцелению. Редкий заика не пытался тем или иным способом у того или иного врача лечиться от заикания. Чем больше было неудачных попыток, тем, разумеется, сильнее безверие в возможность излечения. Но как бы то ни было, рано или поздно в жизни каждого заики наступает момент, когда ничто так не объединяет его силы, как упорное и непоколебимое стремление заговорить! Это настроение приходит не сразу, но последний толчок дают ему какой-либо сильно повлиявший случай: встреча с выздоровевшим от заикания, решение добиться такой-то цели, включающей как необходимое условие способность речи, и т. п.
Пессимистам и скептикам, людям, которым все равно: жить или не жить, — не исцелиться. Примирившимся с заиканием, «примиренцам», не следует даже думать о коллективе, не следует расстраивать ряды коллективистов, смело идущих к завоеванию речи.
Хотя результаты неудачного лечения и оставляют в психике заики нежелательные следы, но решающим являются настроение и воля к победе.
Желательный возраст для начинающих лечение — от пятнадцати до тридцати лет.
Группу лучше всего составлять из пятнадцати-двадцати человек, коллектив может состоять из одной или нескольких групп.
В течение первого месяца желательно работать ежедневно, лучше всего — по утрам, что дает установку на весь день. Для занятий целесообразно использовать помещение клуба или школы, отнюдь не больницы или клиники. Соседство с лечебными учреждениями, особенно с психиатрическим заведением, неприятно отражается на коллективистах.
Весной и летом хорошо проводить занятия на открытом воздухе. В перерывы между отдельными видами работы чрезвычайно желательна бодрящая музыка.
Цель каждой фазы — быстрейший переход к следующему этапу работы. Задерживаться долго на одной фазе крайне нежелательно.
Первая фаза
Настроение до лечения
Психология заики еще не написана. Отдельные меткие штрихи попадаются в литературе — научной и художественной. Изобразить себя с максимальной правдивостью могли бы сами заики. Поэтому весьма важны показания самих больных — в виде автобиографий, дневников, воспоминаний. Этот материал является незаменимым вкладом в общий фонд коллектива.
Одна черта поражает нас особенно в психологии заики: воинствующий протест против недостатка и... глухое примирение с ним одновременно. «Из уст больных заиканием мы часто слышим жалобы, что они готовы бы лучше потерять обе ноги или ослепнуть на оба глаза взамен возвращения речи» (проф. И.А. Сикорский). Очевидно, так говорить может заика в минуты сильного отчаяния, которые у него не так уж редки. И рядом с этим — какое-то наивное представление об особенностях своего заболевания.
Боящимся трудностей заикам надо бы напомнить героические страницы из жизни ряда выдающихся личностей. Елена Келлер — вот пример заикающимся всего мира! Своей силой воли, энергией, инициативой она затмила славу Наполеона! Слепая и глухонемая, она добилась высшего образования, совершила ряд путешествий, написала серию блестящих книг! Стоит только вдуматься, какие гигантские затруднения преодолела знаменитая американка, как высоко она подняла мощь человека в борьбе с природой. Что такое заикание в сравнении со слепотой и глухонемотой! Эти примеры можно было бы умножить. Такие замечательные — не в смысле своего заикания! — заики, как Демосфен, Демулен, Аристотель, Гегель, излечились, будучи захвачены иной страстью, иными устремлениями.
Молчание. «Паек»
Целесообразно ли молчание до лечения и в первые дни занятий? На первый взгляд молчание имеет смысл: забываются несколько старые, привычные речевые движения, уловки; ослабевают навязчивые представления; человек успокаивается, не тратя усилий на бесцельную борьбу с затруднениями в речи. Это положительные явления как будто оправдывают молчание. И однако, надо признать: молчание, особенно длительное, действует угнетающе на больного. Это — почти правило. Разумеется, лучше молчать, чем заикаться. Но надо иметь в виду, что забрасывание своей речи, ограничение индивидуального речевого опыта в такой же мере нежелательно, как забрасывание правой руки у левши. И лучшим средством следует считать установление речевого режима, своеобразного речевого «пайка» для всех членов коллектива. Посадить на речевой паек является необходимым предостережением против излишней речевой продукции, речевого возбуждения некоторых членов коллектива. Вознаграждая себя за вынужденное молчание до коллектива, они теперь, среди своих, не скупятся на слова, не обращая внимания на «брак» в их речи.
Только так можно разрешить этот вопрос в коллективе: ведь люди собираются, чтобы говорить, а не смотреть друг на друга!
Наша речь зависит, между прочим, от целого ряда выразительных движений: от осанки, походки, мимики, жеста. Мы сейчас не говорим об уловках, о речи стоя или на ходу, о гримасах и механической жестикуляции. В частности, овладеть жестом в речи — вообще большое искусство, и не об этом идет речь. Работающим в коллективе следует лишь запомнить, что от осанки, смелой и гордой, от походки, уверенной и прямой, от движений, энергичных и четких, зависит многое. Все это — спутники и союзники хорошей речи; в центре же нашего внимания — речь медленная, плавная, ритмичная. Добиваться богатой, выразительной речи со всеми ее оттенками не приходится, по крайней мере вначале. Это могло бы разбудить дремлющие сомнения в произношении того или иного звука, слова и т. д.