Основы практической работы со страхами
Для работы со страхами можно прийти в терапевтическую группу, обратиться к психологу, пройти наш курс «Становление личности». Работа под руководством ведущего дает хорошие результаты, позволяет справиться со многими проблемами, включая фобии. Но страхов у нас, как правило, много. Не все они всплывают сразу, и не всегда рядом оказывается психолог, который может помочь. Есть две возможности справиться со страхом самостоятельно: преодолеть его через жизнь, справиться с ним храбростью, мудростью и любовью - и исцелить. В этой книге описаны способы исцеления страхов.
Исцеление страха
Страх, как клубок, накручен на основу – центральный эпизод, первоначальный опыт. Вся конструкция страха базируется на основной идее, вырастает из нее. Если вынуть основу, то клубок страха просто расползается, он тает, подобно облаку.
Задача терапии страха заключается в том, чтобы вынуть основу из этого клубка. Для этого нужно вспомнить тот первоначальный эпизод, с которого начался страх, пересмотреть его и переоценить тот давний опыт, сделать другие, более осознанные выводы.
Я приведу пример, как возник такой страх у меня, и как мне удалось исцелить его через анализ и воспоминания.
После строительства рубленого дома на нашем дачном участке остались две большие, размером с грузовик, горы щепы и опилок, которые нужно было сжечь. Эта операция вызывала у меня некоторое напряжение. Казалось, что одна гора расположена довольно близко от стен нового дома, и сильным порывом ветра до них могло донести искру, а передвинуть эту кучу мусора не было никакой возможности.
Поздней осенью, во влажную погоду я приехала на дачу, чтобы сжечь эти опилки. Ветер дул как раз в нужном направлении, вдоль стен дома, поддерживая тление щепы. Земля была влажной, трава скошена. Соседские дома, деревья и машина находились далеко от огня – можно было спокойно заняться этой операцией. Все было прекрасно, и я с удовольствием предвкушала, как участок, наконец, очистится.
Однако я чувствовала, что не могу надолго оставить огонь, мне казалось, что нужно все время посматривать за ним. Постоянное беспокойство портило настроение, и прекрасный день и замечательное дело были немного отравлены страхом пожара.
К вечеру костры не догорели, и потушить их было уже очень сложно – огонь тихонько продолжал гореть, тлели угли. К ночи ветер стих совсем, и две горы малиновых огоньков мерцали в темноте. По сути, все шло замечательно. К утру, в тумане и сырости, при безветренной погоде остались бы горы горячего пепла, и хорошее дело было бы сделано.
Но я видела, что все еще побаиваюсь, и беспокойство мое было явно завышенным. Чтобы уменьшить его, я предупредила соседей и даже нашла два огнетушителя на случай возгорания дома.
Я наблюдала свой страх, старалась найти его корешки. Занимаясь костром, я вспоминала своего отца, который работал геологом. В разведочной партии он был инженером по технике безопасности. Всю свою жизнь он был очень требовательным во всем, что касалась этой дисциплины. Я много раз видела, что он беспокоится гораздо больше, чем стоило, с превышением принимает меры, напрягается сам, и все напрягаются вокруг него.
Порой я замечаю эти особенности и у себя, ведь с раннего детства мы копируем поведение родителей, их способ действий.
Я представила себе папу у себя на участке. Наверное, он не лег бы спать, а дежурил бы у мерцающих углей всю ночь до рассвета, пока не убедился бы, что опасности больше нет. Мне эта перспектива совсем не нравилась.
Я стала пристальней рассматривать свой страх. Понятно, что он в большой степени передался мне от отца. Я представила себе, откуда этот страх мог взяться у него. Я никогда не слышала, чтобы за всю свою семидесятилетнюю жизнь он пережил бы пожар или хотя бы небольшое возгорание. Единственная возможность была связана с геологической практикой, ведь ночевки у костров в палатках требовали осторожности, а папа отвечал за многих людей и перед сном должен был убедиться, что все находятся в безопасности.
Мой страх был больше, чем разумная осторожность, и весомой причиной была привычка и гиперответственность моего отца.
Я внимательно посмотрела, чего боялся папа. Я представила искру от костра, которая летит на палатку – действительно, при сухой и ветреной погоде это было опасно. В моем воображении я увидела, как от искры на холсте палатки расползается тлеющая дыра.
Затем я перенесла эту картинку в мою ситуацию. Вот искра долетает до бревенчатой стены, - и я вижу, как, даже попав на паклю, она недолго тлеет и тихо гаснет. Толстые сырые бревна, из которых сложен дом, вечерний туман, осенние дожди, которые только что приутихли – все эти обстоятельства были положены на весы здравого смысла. Поджечь дом при таких обстоятельствах не было никакой возможности. Ведь сегодня утром, для того, чтобы зажечь костры, я израсходовала целую бутылку горючего растворителя, и разгорелись опилки с большим трудом.
Мой страх отступил, ушло необъяснимое напряжение и я почувствовала себя гораздо комфортнее. Конечно, я не стала безответственной и легкомысленной, я продолжала наблюдать за углями, но уже без нервного напряжения.
Страх и ответственность – это разные вещи Страх - это перегорание психики, когда эфирное тело человека сжато, и он преодолевает себя, вместо спокойного и радостного выполнения своей работы. Когда человек действует и продолжает бояться, он нервничает и беспокоится, порой он даже злится и готов сорваться в истерике. Это нельзя назвать счастьем. Поэтому я постаралась сделать все, чтобы справиться с наследственным и общечеловеческим страхом пожара. При этом я не стала менее ответственной.
В данном случае очевидные причины моего страха определились довольно быстро. Однако если источником страха были ужасные, стыдные или необъясненные события, то психика вытесняет их на самое дно подсознания. Иначе говоря, человек предпочитает забыть то, что ему неприятно, и вспомнить эти события обычным образом практически не удается. Чтобы добраться до этого «дна», необходимо особым образом настроиться на работу с подсознанием. Эти воспоминания можно извлечь, погрузившись в альфа-состояние, и эта методика будет описана дальше. Необходимы только терпение и целеустремленность, чтобы довести работу до конца.
Воспоминания и страхи поднимаются на уровень сознания тогда, когда психика расслаблена и включено ассоциативное, образное мышление. А переоценить и убрать воздействие этого воспоминания можно, включив анализ и логику.