История шестнадцатая. Бегство от конфликтов
Татьяна Петровна — женщина 36 лет, несколько экзальтированная, легкая в общении, позитивная, могущая быть категоричной, но только в случае, если задевались ее жизненные ценности, — работала в школе учителем биологии. Материал излагала очень ясно, доходчиво, умела и любила пошутить. Возможно, правда, ей не хватало смелости: иногда она слишком осторожничала. Не склонная много разговаривать, она весьма четко выражала свои мысли. Но больше всего впечатляла ее письменная речь. Она не писала стихов, но очень поэтично выражала себя в своем предмете. Она неохотно рассказывала о своих привязанностях, но можно было предположить, что она умеет глубоко чувствовать.
В характере Татьяны Петровны склонность к внутреннему анализу своих действий соединилась с явной предрасположенностью к образному мышлению. Принимала она решения, исходя из своих личных пристрастий, иногда вопреки фактам. Она хорошо приспосабливалась к различным изменениям, проявляя завидную мобильность.
Люди подобного типа редко занимают ответственные места, но несколько лет Татьяна Петровна по необходимости проработала завучем. За время работы на этой должности она сумела превратить многих учителей в своих преданных сторонников. Здоровая обстановка в учительском коллективе волновала ее даже больше, чем качество проведения уроков. Татьяна Петровна всеми силами избегала конфликтов, предоставляя учителям свободу действий. Если было необходимо, она внимательно выслушивала предложения учителей и поддерживала их насколько могла.
Конфликты с учителями у Татьяны Петровны возникали редко, чаще всего благополучно завершаясь. Иначе обстояло дело, когда своими действиями учителя ставили под сомнение ее систему ценностей. Чувствительная часть ее натуры очень страдала от этого, эмоции накапливались 2и в один прекрасный момент могли весьма бурно проявиться. Татьяна Петровна подобные ситуации никогда не забывала. Внешне она никак этого не показывала, и никто не знал, что творится в ее душе.
Доля людей ее типа составляет всего несколько процентов. Вероятность встретить человека подобного типа очень невелика, поэтому во взаимоотношениях с другими типами людей риск конфликтов всегда существовал, и лишь умелый уход от них на какое-то время спасал Татьяну Петровну. Но вот случилось ЧП. В классе, где она преподавала биологию, у ребят возник конфликт с преподавателем физики, позволившим себе ряд очень язвительных, почти грубых, замечаний в адрес нескольких учеников. Ребята стали откровенно срывать уроки физики, а иногда просто на них не ходить. Большинство учителей, преподающих в этом классе, поддерживали коллегу-физика. Пришлось вмешаться директору, в школу даже пригласили родителей. Кончилось все тем, что ребята стали срывать и другие уроки. Исключением был урок биологии. Татьяна Петровна оказалась втянутой в конфликт. Учителя ждали от нее поддержки их общей позиции, а ученики надеялись, что она будет на их стороне.
Раньше, когда в школе накалялась обстановка, Татьяне Петровне становилось настолько не по себе, что у нее поднималась температура. Она шла к врачу, и тот давал ей больничный лист. Возможно, по привычке она и в этот раз повела бы себя так же. Но все сложилось иначе.
Обычно, приходя в класс, Татьяна Петровна сразу чувствовала настроение ребят. Сейчас класс встретил ее настороженно, и Татьяна Петровна слегка растерялась: такого с ней никогда не было. Она не знала, как ей себя вести, и стояла в растерянности, а класс ждал. Вдруг она вспомнила учебу в пединституте, пожилого профессора, который часто на лекциях подходил к тому или иному студенту и, глядя ему в глаза, несколько секунд разговаривал. Вспомнились глаза профессора, внимательные, доброжелательные и умные. В голове промелькнули его слова: «Вглядывайтесь в своих учеников».
Татьяна Петровна очнулась, и впервые за годы своей работы вгляделась в учеников. До нее внезапно дошло, почему они в таком напряжении. Они верили ей и надеялись, что ей удастся найти выход из этой непростой ситуации. Она сказала ученикам:
— Я поговорю с учителями, а от вас ожидаю честного отношения к учебе с этого момента.
И после этого вышла из класса. Наконец-то ей пригодился опыт работы завучем, она сумела найти для учителей нужные слова. Конфликт был улажен, и класс постепенно втягивался в привычный школьный ритм.
Татьяна Петровна была удивлена своим поведением в конфликтной ситуации. Она вдруг поняла, что до сих пор воспринимала класс не как отдельных учеников, а как общую массу, не давая себе труда вглядеться в глаза ребят, не дифференцируя их характеры.
Обострение конфликтной ситуации помогло обратить внимание Татьяны Петровны на подчиненное ощущение, проявлявшееся до недавнего времени в той или иной ситуации, а затем уходившее из сознания. Хотя бы частичное осознание своих ощущений не только выводило ее на новый уровень обучения в школе, но и определенным образом решало ее сексуальные проблемы, свойственные интуитивным интровертам.
Могла ли Татьяна Петровна иным путем узнать о подчиненности своих ощущений? Да, и весьма просто. Ей от природы был дан дар писать красиво и поэтично. Достаточно было бы взять несколько своих записей и посмотреть на них с позиции графолога. Во-первых, она отчасти решила бы свои проблемы, хотя бы осознала их, а во-вторых, лучше бы узнала своих учеников, читая почти каждый день их тетради.
Теперь о почерке Татьяны Петровны. Горизонтально выдержанные строки, почерк в целом мелкий, но встречаются буквы с высотой даже 5 мм, хотя в среднем высота чуть меньше 3 мм. Малые петли, исключение составляет буква «д>>: у нее очень большая петля, захватывающая нижнюю строку. Эти признаки характерны для интроверта, склонного к размышлениям, сдержанного, иногда сухого, умеющего слушать, не склонного много говорить.
В почерке видны гирляндность написания букв «и», «п», «о» и соединения букв в словах, что говорит о фантазии, образности мышления, слабости в деталировке.
Интересные разрывы связок в середине слов — тоже намек на образность мышления.
В основном округлые элементы у букв, хотя встречаются и угловатые, очень часто открыта сверху буква «а». Налицо признаки чувствительной натуры, уходящей от конфликтов, но иногда бывающей весьма строптивой.
О хорошей адаптируемости и неумении планировать свидетельствуют разные по высоте буквы п набегание строк на правый край листа, что говорит об устремленности в будущее.
Интроверт — чувствующий - интуитивный - воспринимающий | |
Черты характера | Особенности почерка |
Замкнутость | Мелкий почерк |
Сдержанность | Прямые строки |
Умение слушать | Мелкие петли; исключение составляет буква «д» |
Фантазия, образность мышления | Гирляндность почерка |
Интуитивность включается в момент работы | У многих слов разрыв в середине |
Чер1ы хара ктера Мягкость, неумение обрывать отношения | Особенности почерка |
Округлость элементов букв, открытость буквы «а» | |
1 ибкость | Различные размеры букв пп выгптр |
Слабое умение планировать | Концы слов набегают на край листа |
Типологический опросник Майерс-Бриггс был опубликован в 1975 году и очень быстро получил признание. Во многих странах специалисты заинтересовались этим оп-росником, было проведено много дополнительных исследований, подтвердивших эффективность опросника, удалось установить, что предложенная типология справедлива не только в рамках одной американской культуры.
Опросник нашел широкое распространение при решении кадровых вопросов, коррекции отношений дома и на работе, определения потенциала личностного роста, обращаются к нему и многие специалисты в области спорта.
Широкое использование опросника в практических целях показало, что его эффективность существенно повышается, если параллельно использовать нетрадиционные для психологии методы, например графологии. Это с успехом, например, делается при решении кадровых вопросов во многих компаниях во Франции. Часто случается, что с помощью опросника не удается однозначно определить психологический тип. Практика показывает, что тогда анализ почерка позволяет не только снять неопределенность, но и получить ряд важных уточняющих заключений по чертам характера.
Я вновь и вновь ратую за обращение к графологии, так как, освоив ее несложные приемы, любой человек начинает не только интересоваться собственной персоной, больше узнавать о себе, но и сам себе квалифицированно помогать. Не сомневаюсь, что подобная самомотивация обязательно приведет к личностному росту.
4!