Организационно-методические указания
Целевая установка
преподавания дисциплины "Конфликтология" является формирование у студентов целостного представления о закономерностях возникновения конфликтов и психотехнологиях управления ими.
В результате изучения курса «Конфликтология» студенты должны иметь представление о:
- Системе конфликтологии как научно-практической дисциплине;
- Концептуальных и методических подходах по управлению конфликтами.
- Современных проблемах и перспективах развития теории и практики конфликтологии.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
В результате изучения дисциплины студент должен иметь способность и готовность к:
1. пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
2. использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
3. проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.;
4. выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
5. прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях;
6. применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
7. пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
8. реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;
9. выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы;
10. самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни ;
11. просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- понятийный аппарат и основные методологические принципы конфликтологии; основные положения современных теорий и психотехнологий разрешений конфликтов;
- типичные причины конфликтов и конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.
- структуру, динамику и функции конфликта в коллективе;
- концептуальные и процедурные основы деятельности психолога по работе с конфликтами;
- психотехнический инструментарий конфликтологии.
Уметь:
- осуществлять психологический прогноз и предупреждение негативных конфликтов.
- проводить психологический мониторинг, конкретные исследования конфликтного профиля личности.
- обучать эффективным способам общения в конфликтных ситуациях.
- точно и полно диагностировать тип и контекст конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;
- компетентно вырабатывать и применять адекватные стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны различных факторов;
- использовать приемы коммуникации, которые облегчают процесс разрешения конфликта и обеспечивают уменьшение опасности продолжения его после формального разрешения;
- вырабатывать жизнеспособные варианты решений, применяемые для управления конфликтом;
- выполнять функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;
- реализовывать требования принципов гуманизма, социальной справедливости и профессиональной этики в работе с конфликтами.
Владеть:
- четким представлением о социальной и профессиональной роли социального психолога, конфликтолога;
- навыками работы с литературой по изучаемым проблемам;
- навыками статистического анализа и количественной обработки данных;
- основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения.
Организационно-методические указания
Основные виды занятий по дисциплине «Конфликтология»: лекции и практические занятия. В ходе самостоятельной работы происходит изучение учебно-методической литературы, разработка и проведение занятия по выбранной теме и подготовка ответов на контрольные вопросы. Оценка усвоения знаний и сформированности профессиональных умений осуществляется с помощью следующих видов контроля: текущего (микроконтрольные работы, письменные домашние задания, подготовка докладов, рефератов, выступлений), промежуточного (выполнение контрольных заданий по пройденному материалу за 1-2 месяца до зачета) и итогового контроля (зачёт в форме собеседования, тестирования (в том числе компьютерного) или в комбинированной форме.
3. Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
Содержание курса | Всего | Лекции | Прак. занятия | Самост. работа |
Раздел 1. Общая теория конфликта | ||||
1.1.Введение в конфликтологию | - | |||
1.2.Характеристика конфликта как социального феномена | - | |||
1.3. Теории механизмов возникновения конфликтов | - | |||
1.4.Технологии управления конфликтами | - | |||
Раздел 2. Психология конфликта | ||||
2.1. Теории поведения личности в конфликте | - | |||
2.2. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте | - | |||
2.3.Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов | - | |||
2.4. Внутриличностные конфликты | - | |||
2.5. Межличностные конфликты | - | |||
2.6. Групповые конфликты | - | |||
Раздел 3. Социология конфликта | ||||
3.1. Конфликты в обществе | - | |||
3.2. Конфликты в организации | - | |||
3.3. Конфликты в семье | - | |||
3.4. Конфликты в сфере управления | - | |||
3.5. Конфликт в социально-педагогическом процессе | - | |||
Итого | - |
Заочная форма обучения (полный срок обучения)
Содержание курса | Всего | Лекции | Прак. занятия | Самост. работа |
Раздел 1. Общая теория конфликта | ||||
1.1.Введение в конфликтологию | - | |||
1.2.Характеристика конфликта как социального феномена | - | |||
1.3. Теории механизмов возникновения конфликтов | - | |||
1.4.Технологии управления конфликтами | - | |||
Раздел 2. Психология конфликта | ||||
2.1. Теории поведения личности в конфликте | - | |||
2.2. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте | - | |||
2.3.Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов | - | |||
2.4. Внутриличностные конфликты | - | |||
2.5. Межличностные конфликты | - | |||
2.6. Групповые конфликты | - | |||
Раздел 3. Социология конфликта | ||||
3.1. Конфликты в обществе | - | |||
3.2. Конфликты в организации | - | |||
3.3. Конфликты в семье | - | |||
3.4. Конфликты в сфере управления | - | |||
3.5. Конфликт в социально-педагогическом процессе | - | |||
Итого | - |
Заочная форма обучения (на базе высшего образования, на базе среднего специального образования)
Содержание курса | Всего | Лекции | Прак. занятия | Самост. работа |
Раздел 1. Общая теория конфликта | ||||
1.1.Введение в конфликтологию | - | |||
1.2.Характеристика конфликта как социального феномена | - | |||
1.3. Теории механизмов возникновения конфликтов | - | |||
1.4.Технологии управления конфликтами | - | |||
Раздел 2. Психология конфликта | ||||
2.1. Теории поведения личности в конфликте | - | |||
2.2. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте | - | |||
2.3.Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов | - | |||
2.4. Внутриличностные конфликты | - | |||
2.5. Межличностные конфликты | - | |||
2.6. Групповые конфликты | - | |||
Раздел 3. Социология конфликта | ||||
3.1. Конфликты в обществе | - | |||
3.2. Конфликты в организации | - | |||
3.3. Конфликты в семье | - | |||
3.4. Конфликты в сфере управления | - | |||
3.5. Конфликт в социально-педагогическом процессе | - | |||
Итого | - |
Содержание дисциплины
«Конфликтология»