Практические задания по дисциплине
Практическое задание 1.
Тема 1. Общее понятие о деловом общении. Предмет и задачи курса. Основные задачи и этические нормы делового общения. Особенности делового человека и бизнесмена
Прочитайте фрагментиз книги Йенсена Р. Общество мечты: Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. – СПб., 2002.. Каково Ваше мнение относительно данного убеждения. Мнение обоснуйте.
«В обществе мечты компании будут преуспевать, творя добро, однако делать это они будут не так, как сегодня. Уже сейчас многие крупные компании твердо следуют заявленным целям, не способствующим напрямую росту прибылей. Деньги тратятся на благотворительность.
Компаниями движет стремление воздать «политический капитал», что практически является вложением средств в доверие и репутацию. Эти действия также направлены и на персонал, клиентов и контролирующие органы. Через 10 лет компания, чья единственная цель выражается итоговой цифрой в отчете о прибылях, перестанет быть привлекательным бизнес-партнером. То же самое будет происходить и на продуктовом рынке. Потребители будут проявлять политическую сознательность и выбирать продукцию компаний, разделяющих их убеждения. Через 5-10 лет главную роль будет играть политический потребитель».
Практическое задание 2.
Тема 2. Особенности вербальной коммуникации: основы устного общения. Структура публичной речи
Проанализируйте приведенную ниже таблицу с точки зрения последствий неэтичного поведения в бизнесе (Цит. по книге Д.Д.Фритцше. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М., Олимп-Бизнес, 2012. – 336с.). Приведите конкретные примеры.
Этические проблемы, с которыми сталкиваются управляющие
Читатели журнала «Harvard Business Review» | Менеджеры по маркетингу | Исследователи-маркетологи |
Подарки и другие формы выражения благодарности; взятки; услуги проституток | Взяточничество | Недобросовестность при проведении исследований |
Ценовая дискриминация; несправедливое установление цен | Нарушение справедливости | Несправедливое отношение к клиентам со стороны |
Недобросовестная реклама | Недостаточная честность | Несоблюдение конфиденциальности исследований |
Различные нечестные приемы ведения конкурентной борьбы | Цены | Структура маркетинга и социальные проблемы |
Обман клиентов; несправедливая практика предоставления кредитов; чрезмерные, превышающие товарные запросы продажи | Продукция | Кадровые вопросы |
Сговор конкурентов относительно цен | Кадры | Несправедливое отношение к респондентам |
Нечестность при заключении и соблюдении контрактов | Несоблюдение конфиденциальности | Несправедливое отношение к другим сотрудникам компании |
Несправедливое отношение к работникам; предрассудки при найме | Недобросовестная реклама | Нечестность интервьюеров |
Другие проблемы | Манипулирование данными | Подарки, взятки и развлечения |
Закупки | Несправедливое отношение к поставщикам | |
Другие проблемы | Правовые проблемы | |
Злоупотребление ресурсами, в том числе финансовыми | ||
Другие проблемы |
Практическое задание 3.
Тема 3. Убеждающая речь: содержание, риторические приемы. Особенности речевого делового этикета
Еще раз проанализируйте таблицу Фритцше Д.Д. «Макроуровневые последствия неэтичного бизнеса», предложенную в этой теме. Проанализировав отечественную современную периодику, приведите конкретные примеры макроуровневых последствий неэтичного бизнеса. Работу сделайте письменно.
Практическое задание 4.
Тема 4. Аргументация: основные принципы и приемы. Принципы делового воздействия. Психологические особенности делового общения. Типы аудитории
По подобию таблицы Фритцше Д.Д. «Макроуровневые последствия неэтичного бизнеса», сделайте таблицу «Микроуровневые последствия неэтичного бизнеса». Добавьте еще один столбик «Конкретные примеры».
Практическое задание 5.
Тема 5. Классическое ведение диалога: правила, требования, содержание
Познакомьтесь с предложенным текстом. Как Вы можете охарактеризовать данный подход? Есть ли у Вас какие-либо предложения по изменению (включение или исключение) данных Принципов. (Смотри Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. – М., 2010).
ПРИНЦИПЫ КЛЮЧЕВОГО ПАРТНЕРСТВА В БИЗНЕСЕ
ПОКУПАТЕЛИ
Мы придаем большое значение отношениям со всеми покупателями, уважая их достоинство, независимо от того, покупают ли они наши товары и услуги непосредственно у нас или приобретают их на рынке другими путями.
Следовательно, мы имеем следующие обязательства перед ними:
· обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
· обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
· предпринимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что наши товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность наших клиентов, а также состояние окружающей среды;
· гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе;
· уважать целостность культуры клиентов.
РАБОТНИКИ
Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам.
Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
· обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
· создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
· быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
· прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
· в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
· избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
· стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
· обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
ВЛАДЕЛЬЦЫ / ИНВЕСТОРЫ
Мы придаем большое значение доверию к нам со стороны наших инвесторов.
Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
· обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал наших владельцев и инвесторов;
· обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
· сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
· с вниманием относиться к требованиям, предложениям, жалобам и официальным резолюциям владельцев и инвесторов.
ПОСТАВЩИКИ
Наши отношения с поставщиками и субподрядчиками должны быть основаны на взаимном уважении.
Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
· стремиться к справедливым и честным отношениям с ними во всех своих действиях, включая ценообразование, лицензирование и права на торговлю;
· гарантировать им то, что наша коммерческая деятельность свободна от принудительных действий и ненужных судебных разбирательств;
· способствовать развитию долговременных и устойчивых отношений с поставщиками в ответ на ценность, качество, конкурентоспособность и надежность нашего бизнеса;
· делиться информацией с поставщиками и привлекать их к участию в процессе планирования;
· расплачиваться с поставщиками вовремя и в соответствии с условиями договора о торговле;
· способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в социальном и экологическом плане и при котором демонстрируется взаимное уважение между конкурентами;
· поддерживать и отдавать предпочтение отношениям с поставщиками и субподрядчиками, которые в своей практике уважают человеческое достоинство.
КОНКУРЕНТЫ
Мы убеждены в том, что здоровая экономическая конкуренция является одним из основных условий для повышения благосостояния стран и в конечном итоге для справедливого распределения товаров и услуг.
Следовательно, мы имеем следующие обязательства:
· благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирования;
· способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в социальном и экологическом плане и при котором демонстрируется взаимное уважение между конкурентами.