Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 12 страница
Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуждение и нормативная власть (власть знатока).
Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиа
ции имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО).
Манипуляция (лат. manipulation - обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия). В психологии - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм - это любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:
- чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал; -люди, обладающие эмпатией;
- больше альтруизма проявляется к зависимому от него человеку, чем к независимому, приятному и привлекательному, к знакомому, человеку той же этнической группе. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).
Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).
Мотив отвергания - проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.
РАЗВИТИЕ
В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую, индивидуалистическую).
Последовательность появления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу.
С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов, и, следовательно, меняется направленность личности в сторону общественной. Увеличивается осознанность мотивов.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Таблица 9
Свойства потребностей и мотивов
Потребности | Мотивы |
- Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности | - Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами |
- Имеют свой предмет (пища, книга и др.) | - Некоторые мотивы могут стать доминирующими в структуре мотивации личности, образуя стержень всей сферы (направленность) |
- Воспроизводятся, для многих характерна периодичность возникновения (еда, сон и др.). Возникновение новых потребностей - необходимое условие развития личности | - Мотив отличается от цели. Цель - это предвиденный результат, а мотив побуждение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель (см. ниже) |
- Приобретают конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения | - Мотивы - осознанные побуждения (некоторые ученые считают мотивами и неосознанные) |
- Изменяются в связи с изменением условий жизни и деятельности личности, ее развития, обучения и воспитания | - Может изменяться в процессе деятельности, и, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность |
- Различаются по силе | - Различаются по силе |
Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, то есть стать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель) (уступать место старшим) ради общения с матерью, ее одобрения. Со временем при правильном воспитании это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом, целью).
НАРУШЕНИЯ
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.
Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно завышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.
Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Потребности людей отличаются разной выраженностью:
- модальностью (в чем нужда),
- силой (степенью потребностной напряженности),
- остротой (степенью переживания неудовлетворенности).
Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильной нервной системой - больше двигательной активности, мужчинам свойственно испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.
Мотивы каждого человека образуют определенную, ему лишь присущую структуру, иерархическую пирамиду, на вершине которой могут быть самые разные мотивы.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные
Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей.
В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные све
товые сигналы (синий, желтый, белый, малиновый), каждый из которых связывался с определенным мотивом: завоевать лучшее место для звена, завоевать звание его командира. Сравнение (по секундомеру) времени реакции при разных мотивах позволило судить об индивидуалистических или коллективистических побуждениях.
Диагностические
Психологами разработано значительное количество конкретных методик для изучения потребностей, мотивации и мотивов поведения человека. Более 70 таких методик представлены в книге (Ильин Е.П., 2002).
- методика «Диагностика мотивационной структуры личности»,
- методика «Направленности личности»,
- методика «Потребность в достижении»,
- методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»,
- методика «Мотивация аффилиации»,
- методика «Познавательные потребности»,
- методика «Оценка потребности в одобрении» и др.
ТЕМА 18 • СПОСОБНОСТИ
ПОНЯТИЕ
Слово «способный» означает годный к чему-либо, к какой-либо деятельности. Один из видных исследователей способностей в отечественной психологии Б.М. Теплов выделил три признака способностей. Во-первых, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности только те особенности, которые имеют отношение к деятельности. В-третьих, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в упражнениях, хотя и обуславливают быстроту их приобретения. Отсюда вытекает и определение способностей.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может личность).
Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятся к способностям, так как не являются психическими свойствами, хотя и могут способствовать их формированию.
Показателями способностей могут быть: 1) темп продвижения в овладении деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
ФУНКЦИИ
Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную. Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Биологической основой способностей являются задатки.
Задатки способностей- врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.
Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности.
По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки.
Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типах способностей (например, слух - в музыкальных, акустических, экстрасенсорных и пр.).
Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции).
Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности (рис. 39).
Лабильность нервной системы - изменчивость, адаптивность, неустойчивость.
ТЕОРИИ
Первое экспериментальное исследование способностей было выполнено Ф. Гальтоном (выдающийся английский ученый). В 1883 г. вышел его труд «Исследование человеческих способностей». Галь-тон был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины. Однако экспериментальные данные, выполненные на выборке в 1О тыс. человек, показали ошибочность его теоретических взглядов. Дальнейшие исследования Гальтона привели к попытке решить основные задачи психологии способностей.
1. Развитие способностей и их детерминации. Основным звеном детерминации Гальтон считал соотношение наследственности и среды.
Этот вопрос до сих пор окончательно не разрешен. Одни ученые считают, что способности наследуются, и убедительно это доказывают, другие отдают предпочтение среде и также убедительно это доказывают. Более разумным на данном этапе является третье мнение о коэволюции природного и социального в происхождении и развитии способностей. Выдвигается положение, что генотип содержит
в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития, адаптированную к специальным социальным условиям жизни. Любая характеристика индивида является продуктом генофонда и прошлого опыта «Доля каждого, - как указывал О. Хебб, - не ясна так же, как не ясно, от чего более зависит площадь прямоугольника - от длины или ширины».
2. Взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека.
3. Создание методов измерения способностей. Он считал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта.
4. Способности и деятельность.
В отечественной психологии проблема способностей исследовалась довольно широко (СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов и др.). Б.М. Теплов показал, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. Эта мысль фиксируется в формулах:
Другой взгляд на понятие способностей представлен в работах В.Д. Шадрикова. Он считает, что способности являются общими для разных деятельностей, и выделяет мыслительные, восприятия, памяти и т. д., и не существует «педагогических», «кулинарных», «музыкальных» и прочих способностей. Но большинство отечественных ученых склонны выделять общие и специальные способности вслед за Тепловым.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Классификацию видов иногда называют структурой способностей. Способности человека весьма разнообразны.
1. По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы, способности делятся на:
а) общие, необходимые для любой деятельности (умственные, учебные, коммуникативные и пр.);
б) специальные, необходимые для выполнения одной конкретной деятельности (математические, музыкальные и др.).
Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Специальные способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития общих способностей (например, не обла-
дая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).
2. По составу, строению:
а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),
б) сложные (учебные, трудовые, общения и др.).
3. По значимости деятельности:
а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,
б) вспомогательные, подчиненные.
4. По уровню развития:
а) репродуктивные (способность действовать по образцу),
б) творческие (способность создавать новое). Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны.
Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества.
Среди творческих способностей выделяют два уровня:
1) талант, 2) гений (гениальность).
С уровнем развития способностей связано особое понятие - одаренность.
Способности коммуникативные- способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.
Способности репродуктивные- способность копировать деятельность, осваивать ее по образцу, инструкции.
Способности специальные- система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальной, художественной, литературной и т.д.)
Способности творческие (креативные)-креативность (лат. creatio -созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.
Талант - высокий уровень развития способностей, чаще специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения но в пределах уже известных идей и направлений (М.В. Суворов, Л.С. Выготский).
Гениальность- высшая степень творческих проявлений личности, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в разных об
ластях знания и с высоким уровнем предвидения (Леонардо Да Винчи, Циалковский, А.С. Пушкин). Гениальность является общественной оценкой достижений личности.
Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включает внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность способностям развиваться в разных направлениях.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Способности обладают свойством компенсации, то есть при недостаточном развитии одной способности (например, памяти) цели достигаются благодаря развитию другой (например, мышления).
Для развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью. Особенно важно учитывать склонности личности в профориентационной работе.
Известный отечественный специалист в области психологии труда Е.А. Климов выделил пять видов склонностей (природа, техника, человек, знак, художественные образы). Сейчас при решении задач профориентации прежде определяют склонности индивида по специальному тесту.
Склонность - предрасположенность к чему-либо.
РАЗВИТИЕ
К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: характер деятельности, внешнюю среду, внутреннюю среду и возможность компенсации.
Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать.
Исследования психологов показали, что у каждой способности есть свой «золотой» возраст - сензитивный период, в котором ребенок наиболее чувствителен к освоению той или иной деятельности (например, артистический период - 5 лет, к овладению чтением де-
ти более чувствительны в 5-7 лет и т.д.). Валено, чтобы взрослые знали эти периоды и не пропустили их для выявления и развития способностей. Успех в деятельности определяют также и свойства личности, такие как трудолюбие, настойчивость, самокритичность, которые следует развивать.
Для развития способностей важна и внешняя среда - материальные условия, общение, образ жизни, система воспитания.
Слабость одной способности может компенсироваться развитием другой (например, мнемическая и умственная способности).
Деятельность ведущая - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. В онтогенезе выделяют виды ведущей деятельности: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-мани-пулятивная деятельность в раннем детстве; 3) сюжетно-ролевая игра у дошкольников; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно полезная деятельность подростков; 6) профессионально-учебная деятельность в ранней юности; 7) трудовая деятельность в период взрослости (зрелости).
Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики - процессов и свойств. Сензитивные периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.
НАРУШЕНИЯ
Что касается общих способностей (познавательных, учебных, общения), то нарушения заключаются в их низком или крайне низком уровне развития. А относительно специальных способностей можно утверждать, что нарушение - это их отсутствие.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Типологические особенности человека оказывают влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.
Преобладание первой или второй сигнальных систем позволяет выделить три типа личностей: художественный тип (с преобладанием первой сигнальной системы), мыслительный (с преобладанием -второй) и смешанный (с примерным равенством развития этих систем). Отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художественного» характерно целостное восприятие, а для «мыслительного» - дробление ее на отдельные части, в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Эти различия влекут за собой и склонности к разным видам деятельности и развитие разных способностей.
Индивидуальные различия выражаются также в уровне развития тех или иных способностей, времени возникновения (в раннем детстве или позже), личностных особенностях и пр.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ Экспериментальные
Интересные исследования способностей были выполнены Б.М. Тепловым. Это изучение музыкальных и умственных способностей в практической деятельности полководцев. Общие умственные способности полководцев изучались на основе военно-исторического материала. Результаты опубликованы в книге «Ум полководца».
Познавательные способности достаточно основательно изучались многими учеными как отдельные познавательные процессы (Венгер, Смирнов, Матюшкин, Шадриков и др.), так и интеллект (см. тему «Интеллект»).
Диагностические
Для диагностики способностей используются тесты в сочетании с другими методами.
Среди тестов способностей популярными являются тесты и батареи тестов для измерения интеллектуальных способностей (Айзенк, Кеттелл, Спирмен, Бине и др.).
Есть тесты для измерения специальных способностей (организаторских, коммуникативных, технических и т.д.).
Для диагностики способностей в детском возрасте можно использовать данные о динамике успеха в обучении и о том, как ребенок принимает и использует помощь со стороны взрослого.
В отечественной психологии (Н.Ф. Талызина и др.) считают критерием умственного развития способность к обобщающей деятельности.
И все же для диагностики многих способностей тесты еще не разработаны, и для их изучения приходится создавать экспериментальные методики.
ТЕМА 19 • ИНТЕЛЛЕКТ
ПОНЯТИЕ
Единого толкования этого понятия нет. Под интеллектом понимают и способность к обучению, и способность к адаптации в окружающем мире, способность структурировать абстрактные символы, способность к мышлению и пр. Все представления можно рассматривать с двух точек зрения.
Интеллект (лат. intellectus) - 1) в широком смысле - это глобальная, интегральная, биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности адаптации (Штерн, Пиаже). Это способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы на другие ситуации; 2) в узком смысле - общее название познавательных способностей. Интеллект включает мышление, скорость восприятия, объем памяти, время удержания информации и т.п. Однако интеллект нельзя считать лишь простой суммой этих познавательных процессов, ими он не исчерпывается, так же как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мышлением.
ФУНКЦИИ
Интеллект обеспечивает адаптацию человека в постоянно изменяющихся условиях, позволяет решать сложные проблемы, преобразовывать окружающий мир и сохранять видовые системные качества способностей человека.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Интеллект обеспечивается сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. При решении задач, проблем совершается процесс информационного синтеза.
ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект широко исследовался в психологической науке. Представления о нем и его структуре представлены в разнообразных моделях. Наиболее разработанными являются модели факторного направления:
1. Двухфакторная модель Ч. Спирмена включает фактор G -генеральный (сюда входят общие способности - мыслить, запоминать, воспринимать и т.д.) и фактор S - специальные способности (механические, арифметические, лингвистические и пр.).
2. Модель И. Терстоуна. Он отрицал наличие генерального фактора и выделял 12 факторов, из которых подтвердились только 7 (смысловое понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление).
3. Модель Р. Кеттелла (17 факторов).
4. Модель Дж. Гилфорда (15 факторов). Ее называют еще трехмерной, или кубической.
Интеллекта модель (Дж. Гилфорда) - многомерное явление, некоторое свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Модель включает 120 различных,
интеллектуальных процессов, частных способностей. Они, в свою очередь, сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности. К операциям относятся познание, память, оценивание, дивергентное и конвергентное мышление.
Мышление дивергентное- продуктивное мышление, служащее средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Термин введен Дж. Гилфордом.
Мышление конвергентное- продуктивное мышление, связанное с решением задач, имеющих единственно правильный ответ (Дж. Гилфорд).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Единой классификации видов интеллекта не существует, однако разные ученые используют довольно разнообразные его виды.
Интеллект академический - способность к учению в регламентированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта.
Интеллект общий (генеральный фактор) - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности. Эта способность проявляется в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированнос-ти. Концепция общего интеллекта принадлежит Ч. Спирмену.
Интеллект вербальный - способность к словесному анализу и синтезу, к решению вербальных задач. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде моделей. Вербальный интеллект содержит запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное.
Интеллект пространственный- способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности. Включает два фактора: 1) скорость и точность распознания двумерных объектов; 2) мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве.
Интеллект практический — способность манипулировать объектами, умение адаптироваться в окружающей обстановке (адекватное восприятие и понимание происходящих событий, адекватная самооценка, способность рационально действовать в новой обстановке).
Интеллект биологический - врожденная составляющая общего интеллекта. В основе лежат особенности биохимических, нейропсихо-логических процессов переработки информации центральной нервной системой.
Интеллект социальный - способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Термин предложен Дж. Гилфордом.
Интеллект сенсомоторный - тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка (Пиаже).
Интеллект эмоциональный- способность воспринимать, выражать и понимать эмоции других людей.
Интеллект флюидный (свободный, текучий) - врожденная интеллектуальная способность приспосабливаться к новым ситуациям, овладевать новыми знаниями. Характеризуется гибкостью и скоростью мышления, входит в состав общего интеллекта. Уровень снижается в процессе старения. Термин предложен Р.Б. Кэттеллом.
Интеллект кристаллический (связный) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта (Р. Кэттелл).
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
По вопросу, является ли интеллект врожденным или приобретенным, существуют разные точки зрения. Одни (Айзенк, Пиаже) считают интеллект врожденным, другие (М. Коул) - приобретенным, третьи (Кеттелл) считают, что внутри генерального фактора существует две части (флюидный - врожденный и кристаллический - приобретенный). В отечественной психологии (Выготский и др.) считают, что интеллект развивается в результате общей социализации человека и связан с развитием культуры, природы языка, эволюционной истории человечества, внутренней логикой детского мышления.
По уровню развития интеллекта выделяют: рассудочный, ум (разум) и мудрость.
Интеллект тесно связан со способностью предвосхищать события, планировать свою деятельность и со способностью к антиципации.
Важной характеристикой интеллекта является рефлексия.