Агрессия как способ разрешения
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ................................................................35
2.1. Определение агрессии как способа разрешения конфликтной ситуации...............................................................................................35
2.2. Виды агрессии.....................................................................................37
2.3. Психологические последствия агрессии............................................38
2.4. Как противостоять агрессии?.............................................................39
2.5. Техники безопасного отреагирования агрессивности......................41
2.6. Практикум по безопасному отреагированию агрессии...................44
2.7. Юмор как средство разрешения конфликтной ситуации..................45
2.8. Переход от конфронтационного мышления как способ предупреждения агрессии.........................................................................................48
179
Самопроверка............................................................................................49
Тестовые задания.ВариантХ9 2.................................................................50
ГЛАВА Ш.
УХОД КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНаИШКТНОЙСИТУАЦИИ................................................................53
3-1. Психологическая характеристика ухода как способа разрешения конфликтной ситуации........................................................................53
3.2. Стратегический уход...........................................................................53
3.3. Психологические механизмы защиты................................................54
3.3.1. Осознанные психологические механизмы защиты........................56
3.3.2. Бессознательные психологические механизмы защиты низшего порядка.................................................................................................56
3.3.3. Бессознательные психологические механизмы защиты высшего порядка.................................................................................................59
Самопроверка............................................................................................62
ГЛАВА IV.
ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБРАЗРЕШЕНИЯ
конфликтнойситещии................................................................63
4.1. Психологическая характеристика оптимального способа решения конфликтной ситуации.............,..........................................................63
4.2. Условия реализаций оптимального способа......................................63
4.3. Критерии оптимального способа.......................................................65
4.4. Основные ошибки, возникающие на различных этапах разрешения конфликтной ситуации........................................................................65
4.5. Основные алгоритмы оптимального способа...................................68
4.6. Практикум по общению в условиях конфликтной ситуации............72
4.7. Творческий подход к решению конфликтной ситуации....................74
4.8. Методика разрешения конфликта через решение проблемы (по Алану Филли).......................................................................................83
Самопроверка............................................................................................83
ГЛАВА V.
МЕ№1ПРОФИЛАКтаКИдаСТРУКТИВНЬ1Х
ПЕДДГОГИЧЕСКИХКОНФПИКТОВ...................................................84
5.1. Интеллектуальные меры профилактики конфликта..........................84
5.2. Эмоциональные меры профилактики конфликта.............................84
5.3. Рефлексивные меры профилактики конфликта.................................85
5.4. Регулятивные меры профилактики конфликта..................................85
ISO
Аудиторная самопроверка........................................................................86
Домашние задания...................................................................................87
ГЛАВАVI.
ПСИХОЛОГИЯОТВЕТСГВЕННОСгаЗАКОНФЛИКТ.....................88
6.1. Определение ответственности............................................................88
6.2. Психологическая структура ответственности....................................89
6.3. Виды ответственности.........................................................................90
6.4. Ответственность за конфликт..............................................................91
6.5. Затруднения в принятии ответственности..........................................91
6.6. Способы взятия на себя ответственности..........................................92
6.7. Упражнения по повышению ответственности...................................93
ГЛАВА УП.
МЕТОДКОНСГРУИРОВАНИЯРАЗВИВАЮЩИХ КОНФЛИКТОВ КАКСРЕДСТВООБУЧЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЮ........................................................................И6
7.1. Функции конструирования конфликта.............................................117
7.2. Определение манипуляции...............................................................119
7.3. Цель, объект и сущность манипуляции............................................119
7.4. Родовой признак и функции манипуляции......................................121
7.5. Способы выявление манипуляции...........................,.......................123
7.6. Психологические механизмы и закономерности манипуляции.....125
7.7. Причины, превращающие человека в манипулятора.....................127
7.8. Факторы манипуляции......................................................................127
7.9. Основные способы манипуляции....................................................128
7.10. Уровни и критерии манипулирования...........................................131
7.11. Ограничения в манипуляции...............................................,..........133
7.12. Типы манипуляций в общении.......................................................134
7.13. Классификация преимуществ манипулятора................................135
7.14. Методы зашиты от манипуляции (Как успешно противостоять манипуляции?)...................................................................................135
Самопроверка..........................................................................................139
Психологический практикум «Психологические советы контрманипулятору (Как эффективно манипулировать
манипулятором?)».............................................................................140
Литература...............................................................................................141
ГЛАВА VnL
ПСИХОДИАГНОСТИКАКОНФЯИКТНЬК ОТНОШЕНИЙ............. 144
Методика диагностики ведущего типа реагирования (Кашапов М.М.,
Шалаева Т.Г).......................................................................................144
Методика К.Н.Томаса.................................„............................................147
Тест «Стиль решения конфликтов» (Стивен Ваймар)....................,.......150
Предрасположенность к конфликтам.....................................................152
Оценка агрессивности педагога (А. Ассингер)......................................154
Дифференциально-аналитический опросник (ДАО). Содержательный
анализ конфликта (Н. Пеэешкиан).....................................................157
Литература...............................................................................................158
СЛОВАРЬСПЕЦИАЛЬНЫХТЕРМИНОВ..........................................160
Кашапов М.М.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Учебное пособие
ШдегепьстБо«Ремлер»ЛРИД№06151 от 26.102001.
т. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37
Тел.(0852)73-35-03
Сдано внабор 22.10.2003. Подписано в печать01.12.2003.
Формат 60x901/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. -11,5. Уч.-изд. л.-9,37.
Тираж 130. Заказ 364.
183
ВВЕДЕНИЕ
Мир-это трагедия для тех,
кто чувствует, и
комедия для тех, кто думает
В.Шекспир
ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Жизнь общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества представляет собой неиссякаемый источник конфликтов, и чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако, в сложной социальной системе су шествуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Задача любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного разрешения возникших проблем. Неслучайно поэтому работа с конфликтами является основным социальным заказом для практического психолога.
Теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликт является функцией ситуации, т.е. напрямую зависит от участников конфликта, их прежнего опыта взаимодействия, от их статусного положения по отношению друг к другу.
В связи с этим возрастает роль психолога, который может помочь совершенствовать способность аргументированно и убедительно отстаивать свою позещию в различных конфликтных ситуациях. Убедительность возникает тогда, когда сказанное вызывает позитивный резонанс в душе оппонента. Искусство разрешения конфликтов - это искусство проникновения в мир других людей с целью воздействия на него. Как это сделать в экстремальных условиях конфликтного взаимодействия, когда ниу одной стороны нет монополии на истину? Наивно полагать, что оппонент быстро согласится с противоположной точкой зрения, поэтому важно владеть методикой распознавания, проникновения и воздействия как основой успешного разрешения конфликтов.