Задания Б-10: Осознанность/неосознанность поведения и деятельности (соотношение сознания и бессознательного в регуляции поведения, взаимодействие сознания и бессознательного)

Б-10-1. Прокомментируйте рисунок «Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов»,исходя из того,что центральный фрагментсимволизирует сознание, а фрагменты I, II, III – отдельные виды

неосознаваемых психических явлений. Ориентируясь на стрелки, с помощью которых обозначены направления взаимодействия сознания и

бессознательного, догадайтесь, какие виды неосознаваемых явлений

скрываются под римскими цифрами.

Задания Б-10: Осознанность/неосознанность поведения и деятельности (соотношение сознания и бессознательного в регуляции поведения, взаимодействие сознания и бессознательного) - student2.ru

Б-10-2. Объясните факты:

Задания Б-10: Осознанность/неосознанность поведения и деятельности (соотношение сознания и бессознательного в регуляции поведения, взаимодействие сознания и бессознательного) - student2.ru

1) Широко известный способ принимать решения носит название «Бабушкин сундук». Согласно

истории, давшей ему название, девушка просила у бабушки совета - стоит ли ей

выходить замуж. Та же в ответ послала ее разобрать сундук. Девушка убрала ненужные

вещи подальше, неиспользуемые вещи выбросила вообще, а нужные положила поближе. И решение пришло само.

2) Когда Г. Флобер писал сцену отравления Эммы

Бовари, он сам заболел, отравленный своим воображением: вкус мышьяка, несварение

желудка, рвота стали реальными фактами. Почему?

3) В экспериментах Б. М. Величковского слово,

двигающееся по экрану в горизонтальном направлении с угловой скоростью 80° в секунду,

не опознаётся испытуемыми, которые видят лишь полностью «смазанный» текст. Но когда после такого предъявления испытуемые должны

были выбрать из двух других предложенных им слов одно, ассоциативно связанное с

предъявленным, то оказалось, что ассоциации были устойчиво связаны со значением не воспринятого ранее слова (например, после

предъявления слова «ветер» испытуемые предпочитали выбирать в качестве ассоциации слово «буран», а не «вечер»).

Задания В

Карл Густав Юнг

(1875-1961)

В-1. Проанализируйте свою самооценку с помощью предложенной методики:

Инструкция: Внимательно прочитайте слова,которые характеризуютотдельные качества личности (черты характера):

Аккуратность Мнительность Самозабвение
Беспечность Мстительность Сдержанность
Вдумчивость Настойчивость Сострадательност
Восприимчивость Нежность ь
Гордость Непринужденност Стыдливость
Грубость ь Терпеливость
Жизнерадостность Нервозность Трусость
Заботливость Нерешительность Увлекательность
Завистливость Несдержанность Упорство
Застенчивость Обаяние Уступчивость
Злопамятность Обидчивость Холодность
Искренность Осторожность Энтузиазм
Изысканность Отзывчивость  
Капризность Педантичность  
Легковерие Подвижность  
Медлительность Подозрительност  
Мечтательность ь  
  Принципиальност  
  ь  
  Поэтичность  


Составьте 2 ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец – назовем его «мой

идеал» – поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй – назовем его «антиидеал» – слова, означающие черты, которыми идеал обладать не должен.



Из первого и второго столбцов выберете те черты, которыми Вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо проводить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка:

1. Посчитайте отношение количества приписанных себе положительных черт к общему количеству слов в столбце «Мой идеал» (К1)

2. Посчитайте отношение количества приписанных себе отрицательных черт к общему количеству слов в столбце «Мой антиидеал» (К2)

Интерпретация: соотнесите показатели К1 и К2 с величинами, представленными в таблице:

Показатель Значение Интепретация
     
К1 Больше 0,6 Завышенная
    самооценка
     
  Около 0,4-0,6 Нормальная
    самооценка
     
  Меньше 0,4 Заниженная
    самооценка
     
К2 Больше 0,6 Заниженная
    самооценка
     
  Около 0,4-0,6 Нормальная
    самооценка
     
  Меньше 0,4 Завышенная
    самооценка
     

Литература

1) Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. – М., 2003.

2) Акопов Г.В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. – 2003. – № 1.

3) Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб., 2003.

4) Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. – СПб., 2000.

5) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1986.

6) Веккер В.М. Психика и реальность. – М., 1998.

7) Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собрание сочинений в 6

томах. Т.1. – М., 1982.

8) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.

9) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

10) Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. –

СПб., 1999.

11) Демина Л.Д. , Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – М., 2000.

12) Дрёмов С.В., Сёмин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск, 2001.

13) Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. -



№ 2.

14) Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний // Психологический журнал. – 2006. - № 3.

15) Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. – 2006. - №6.

16) Клочков В.П. Бессознательное психическое. – Томск, 2001.

17) Корнилов, А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. – 1995. – № 1.

18) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

19) Лурия А.Р. Язык и сознания. – М., 1979.

20) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002.

21) Менегетти А. Образ и бессознательное. Учебное пособие по интерпретации образов и сновидений. – М., 1999.

22) Михайлов, Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

23) Моросанова В. И. , Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М., 2007.

24) Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб., 2006.

25) Психология сознания. Хрестоматия / сост. Куликов Л.В. – СПб., 2000.

26) Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. – М., 2004.

27) Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. – Иерусалим, 2000.

28) Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб., 1997.

29) Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Сост. Райгородский Д. – Самара, 2006.

30) Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. – СПб.,

2000.

31) Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

32) Умановский, А.М. Проблема моделирования сознания и подход А.Н.Леонтьева // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2003. - № 2.

33) Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.

34) Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн., 1997.

35) Чеснокова, А.Г. Осознание как центральная проблема психологии в кондициях Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2003. - № 4.

36) Чеснокова, А.Г. Проблема сознания у Выготского и Леонтьева // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2004. - № 3.

37) Юнг К. Человек и его символы. – М., 2006.


Наши рекомендации