Задания Б-10: Осознанность/неосознанность поведения и деятельности (соотношение сознания и бессознательного в регуляции поведения, взаимодействие сознания и бессознательного)
Б-10-1. Прокомментируйте рисунок «Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов»,исходя из того,что центральный фрагментсимволизирует сознание, а фрагменты I, II, III – отдельные виды
неосознаваемых психических явлений. Ориентируясь на стрелки, с помощью которых обозначены направления взаимодействия сознания и
бессознательного, догадайтесь, какие виды неосознаваемых явлений
скрываются под римскими цифрами.
Б-10-2. Объясните факты:
1) Широко известный способ принимать решения носит название «Бабушкин сундук». Согласно
истории, давшей ему название, девушка просила у бабушки совета - стоит ли ей
выходить замуж. Та же в ответ послала ее разобрать сундук. Девушка убрала ненужные
вещи подальше, неиспользуемые вещи выбросила вообще, а нужные положила поближе. И решение пришло само.
2) Когда Г. Флобер писал сцену отравления Эммы
Бовари, он сам заболел, отравленный своим воображением: вкус мышьяка, несварение
желудка, рвота стали реальными фактами. Почему?
3) В экспериментах Б. М. Величковского слово,
двигающееся по экрану в горизонтальном направлении с угловой скоростью 80° в секунду,
не опознаётся испытуемыми, которые видят лишь полностью «смазанный» текст. Но когда после такого предъявления испытуемые должны
были выбрать из двух других предложенных им слов одно, ассоциативно связанное с
предъявленным, то оказалось, что ассоциации были устойчиво связаны со значением не воспринятого ранее слова (например, после
предъявления слова «ветер» испытуемые предпочитали выбирать в качестве ассоциации слово «буран», а не «вечер»).
Задания В
Карл Густав Юнг
(1875-1961)
В-1. Проанализируйте свою самооценку с помощью предложенной методики:
Инструкция: Внимательно прочитайте слова,которые характеризуютотдельные качества личности (черты характера):
Аккуратность | Мнительность | Самозабвение |
Беспечность | Мстительность | Сдержанность |
Вдумчивость | Настойчивость | Сострадательност |
Восприимчивость | Нежность | ь |
Гордость | Непринужденност | Стыдливость |
Грубость | ь | Терпеливость |
Жизнерадостность | Нервозность | Трусость |
Заботливость | Нерешительность | Увлекательность |
Завистливость | Несдержанность | Упорство |
Застенчивость | Обаяние | Уступчивость |
Злопамятность | Обидчивость | Холодность |
Искренность | Осторожность | Энтузиазм |
Изысканность | Отзывчивость | |
Капризность | Педантичность | |
Легковерие | Подвижность | |
Медлительность | Подозрительност | |
Мечтательность | ь | |
Принципиальност | ||
ь | ||
Поэтичность |
Составьте 2 ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец – назовем его «мой
идеал» – поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй – назовем его «антиидеал» – слова, означающие черты, которыми идеал обладать не должен.
Из первого и второго столбцов выберете те черты, которыми Вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо проводить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка:
1. Посчитайте отношение количества приписанных себе положительных черт к общему количеству слов в столбце «Мой идеал» (К1)
2. Посчитайте отношение количества приписанных себе отрицательных черт к общему количеству слов в столбце «Мой антиидеал» (К2)
Интерпретация: соотнесите показатели К1 и К2 с величинами, представленными в таблице:
Показатель | Значение | Интепретация |
К1 | Больше 0,6 | Завышенная |
самооценка | ||
Около 0,4-0,6 | Нормальная | |
самооценка | ||
Меньше 0,4 | Заниженная | |
самооценка | ||
К2 | Больше 0,6 | Заниженная |
самооценка | ||
Около 0,4-0,6 | Нормальная | |
самооценка | ||
Меньше 0,4 | Завышенная | |
самооценка | ||
Литература
1) Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. – М., 2003.
2) Акопов Г.В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. – 2003. – № 1.
3) Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб., 2003.
4) Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. – СПб., 2000.
5) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1986.
6) Веккер В.М. Психика и реальность. – М., 1998.
7) Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собрание сочинений в 6
томах. Т.1. – М., 1982.
8) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.
9) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
10) Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. –
СПб., 1999.
11) Демина Л.Д. , Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – М., 2000.
12) Дрёмов С.В., Сёмин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск, 2001.
13) Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. -
№ 2.
14) Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний // Психологический журнал. – 2006. - № 3.
15) Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. – 2006. - №6.
16) Клочков В.П. Бессознательное психическое. – Томск, 2001.
17) Корнилов, А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. – 1995. – № 1.
18) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
19) Лурия А.Р. Язык и сознания. – М., 1979.
20) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002.
21) Менегетти А. Образ и бессознательное. Учебное пособие по интерпретации образов и сновидений. – М., 1999.
22) Михайлов, Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.
23) Моросанова В. И. , Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М., 2007.
24) Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб., 2006.
25) Психология сознания. Хрестоматия / сост. Куликов Л.В. – СПб., 2000.
26) Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. – М., 2004.
27) Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. – Иерусалим, 2000.
28) Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб., 1997.
29) Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Сост. Райгородский Д. – Самара, 2006.
30) Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. – СПб.,
2000.
31) Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
32) Умановский, А.М. Проблема моделирования сознания и подход А.Н.Леонтьева // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2003. - № 2.
33) Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
34) Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн., 1997.
35) Чеснокова, А.Г. Осознание как центральная проблема психологии в кондициях Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2003. - № 4.
36) Чеснокова, А.Г. Проблема сознания у Выготского и Леонтьева // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. – 2004. - № 3.
37) Юнг К. Человек и его символы. – М., 2006.