Куклы в психодиагностике и психотерапии
Центральный Институт нервных болезней, Будапешт.
Изложение доклада А.Полца.
«Дети-негативисты, к которым трудно подступиться, которые не прикасаются к игрушкам, не отвечают на вопросы, не дают себя похлопать по плечу или обнять и даже отказываются поднять глаза и оглядеться вокруг, дети, которые впадают в панику, с плачем убегают и закрывают лицо руками, т.е. дети, которых невозможно осмотреть, за несколько минут могут расслабиться с помощью кукол. »
Как обычно бывает, именно непрямой подход дает хорошие результаты: ребенок фокусируется на каком-нибудь маленьком, цветном животном или на желтой утке (у каждого животного свой характерный голос и движения). (Я научился завязывать дружеские отношения с детьми из других стран с помощью игрушечной белки, проезжая или проходя по улице, не зная иностранного языка).
Д-р Полц не пытается утешить ребенка или задавать ему вопросы, не разыгрывает сцены (ребенок будет от всего этого отказываться); утенок хочет съесть пуговицу на одежде ребенка или утверждает, что шнурок - это червяк и хочет его проглотить. «Таким образом даже самый дикий или боязливый ребенок расслабляется и начинает улыбаться». Тогда ребенку говорят, что он может уйти, если хочет. Если он уходит, утенок зовет его: «В следующий раз принеси мне кусочек шоколада.» И в следующий раз ребенок придет с улыбкой и шоколадом...
Кукла всегда первой приближается к ребенку - «Кукла волшебная!». Но даже если кукла не обращается к ребенку прямо, она разговаривает и играет с его вещами. Таким образом ребенок освобождается от отношений «я - ты», и переходит на нейтральный уровень игры.
Если ребенком владеет робость и страх, если он сдерживает свои чувства, то когда кукла участвует в простых сценах и диалогах, это помогает ему расслабиться. Интересно, что такого рода расслабление не работает при олигофрении или психопатии: если ребенок не реагирует на куклу, это можно считать симптомом болезни.
Когда дети смотрят кукольные представления, за ними можно наблюдать и изучать их реакции. «Преимущество кукольного представления в том, что ребенок полностью концентрируется на спектакле.»
Сдержанность при виде кукол имеет определенное значение для диагностики болезни. Это проявление очень серьезных нарушений в развитии личности.
Детскую агрессию можно изучать, попросив ребенка выбрать ручную куклу и надеть ее на руку. Затем кукла врача-терапевта - какое-нибудь маленькое животное - тянет за нос и за уши куклу ребенка. «Агрессивный ребенок немедленно на нее бросается, неагрессивный смеется и отступает.» После этого терапевт использует агрессивный персонаж, дикаря и смотрит, как быстро он вызывает агрессию у ребенка. «В случае сильной, взрывной агрессии, ребенок последовательно убивает всех кукол и так бурно реагирует, что нам тщательно приходится защищать руки и ладони.» Глаза у ребенка светятся, лицо сияет. «Он мертв, он мертв!» - кричит он. (Иногда в «нормальных» коллективах дети кричат: «Убей его!» или «Съешь его!»)
Ребенок может даже наступить или растоптать куклу, упавшую на пол, говоря: «Она останется здесь и никто ее не похоронит».
Сначала д-р Полц был очень удивлен тем, что ребенок говорит словами греческих трагедий, но постепенно он понял, что эти слова выросли из той же непримиримой ненависти и гнева, которые испытывал Креон к Полиневку.
Вместе с выражением ненависти и гнева немного снимается напряжение, происходит «очищение» - и диагностическая игра сменяется терапией, поскольку очищение - это первый шаг к выздоровлению.
Кукла на руке терапевта говорит ребенку: «Всякий раз, как ты будешь тянуть куклу за рукав, она будет говорить тебе что-нибудь интересное. Если тебе нравится, что говорит тебе кукла, ты можешь наградить ее одним, двумя или сотней и тысячью поцелуев.» Куклы делают короткие, определенные, провокационные заявления: «Ты - вор! Ты - герой». Ты - бродяга!» и т.д. Этот метод использовали с малолетними преступниками, и д-р Полц стал применять его при лечении нервных расстройств у детей.
«Для духовно заброшенных детей эмоциональная поддержка - это некий якорь, место, где они могут укорениться, переносить трудности жизни и преодолевать депрессивное воздействие окружающей обстановки.»
В коллективной работе один ребенок - руководитель, другой -постановщик, третий - электрик и т.д. ...
Кроме того, «гадкие утята» - неуклюжие, всеми презираемые дети (и не только дети), над которыми все смеются, тоже находят поддержку и удовлетворение в кукольном представлении.
Некоторые куклы мастерят из деревянных ложек, фруктов, затененных фигурок с маленьким складным картонным экраном. Это "собственный театрик" ребенка. Мы советуем устраивать представления детям дома, в школе или в больнице.
Во второй части доклада д-р Полц рассказывает о своем диагностическом методе. Представление - это язык: естественный язык ребенка. Некоторые из его проблем могут быть выражены лишь посредством представления. Он может изобразить свои травмы или трансформировать их в осуществленные желания.
«Существование детей, которые в представлении исправляют определенное событие, заставило нас сделать еще один шаг вперед» - ввести в игру взрослого, который способствует этой корректировке.
Эта работа делится на три этапа: травма или конфликт изживаются в пьесе. Затем катарсис и исправление.
Обычно добавляется 4-й этап, гарантирующий, что подобное событие должно произойти в реальности. (Приводится обстоятельный пример; ни родители, ни терапевт не прибавляют объяснений или комментариев к аналогичной ситуации. «Совпадение обоих событий очень сильно действует на ребенка.»)
Д-р Полц наблюдал, что ребенок может по-разному выразить содержание пьесы, прибегая к разным методам: например, к «клише», взятым из фильмов, книг, сказок или событий, о которых он просто слышал. Диагноз и терапия должны всегда основываться на спонтанной импровизации ребенка. Ребенку говорят: «Я буду рад, если ты для меня разыграешь какое-нибудь представление, что-то, чего ты не видел, не слышал, о чем ты не читал; что-то, что ты сделал сам.» Ребенок выбирает себе куклу из тех, что имеются в наличии.
Метод М. Рамберта (французского кукольника-новатора): ребенок выбирает собственные роли и куклы для этих ролей, а куклы для психолога используются редко.
Куклы «пригодные для диагностики и терапевтических целей» вызвали много проблем. Пять лет проводились эксперименты с различными видами кукол: и, наконец, с помощью Образовательного института был выпущен соответствующий набор кукол: Маленькая девочка/мальчик, мать (домашняя элегантная), отец, учитель, учительница, церковнослужитель, конторский служащий, старуха, ведьма, персонажи и аксессуары (мечи, трещотки, волшебные палочки и т.д.)
Были разработаны еще два терапевтических метода без ширмы. Опуская детали - постановка, изображающая победу над трехглавым драконовом и мальчика и льва.
Заключение: Ни одна игровая терапевтическая помощь не может сравниться с куклами.
Д-р Пфейфер
Куклы и психотерапия
Существует два вида игр с куклами, которые можно использовать при терапии психозов:
(1) Индивидуальные конфликты представлены через психодраму, при этом кукольное представление строится на разговорах многих лиц и развивается в обсуждениях. Оно происходит в кругу пациентов, а не на сцене. Поскольку этот тип представления более опосредованный, чем в классической психодраме, психически больному легче раскрывать свои конфликты и объективировать их, перенося на роли, и преодолевать свою неуравновешенность. Анонимность куклы позволяет проникнуть ей в более сокровенные области души.
2) Во время инсценировок сказок человек вновь переживает типичные конфликты и эмоции и они предстают в виде архетипов. Куклы — подходящее средство для таких представлений. Пьеса разыгрывается на сцене. Тем самым она становится объективной и доступной большому количеству слушателей, а участвующие пациенты чувствует, что они скрыты от зрительских глаз. Постановка развивает межличностные отношения и личную инициативу, а изготовление кукол из папье-маше и лоскутков ткани становится одной из форм трудотерапии и способствует терапии.
Лори Хоки