Основные формы практической работы социального психолога с мезагруппами в контексте межгрупповых отношений

Межгрупповая дискуссия как нетрадиционная форма активного социально-психологического обучения нуждается в осмыслении в плане формирования метода профессиональной социально-психологической работы, так как это было проделано с методом групповой дискуссии [см. (4)]. (К сожалению, здесь это не входит в нашу задачу.) Причем, если групповая дискуссия как метод работы может быть предметно ориентирована, то межгрупповая дискуссия содержит прежде всего возможности работы в психологическом пространстве — пространстве межгруппового восприятия с его эффектами и межгруппового взаимодействия с его механизмами [об этих эффектах и механизмах см. (1)]. Субъектами межгрупповой дискуссии могут быть группы, во взаимодействии которых существуют выраженные напряжения, например, администрация предприятия, с одной стороны, и совет акционеров, — с другой.

Деловая игра не является собственно психологическим инструментом, а проблемы профессиональной работы в области деловых игр нуждаются в обсуждении и осмыслении, как и сама эта форма активного обучения [О психологических исследованиях в рамках деловых игр см. (2)]. Существующая в настоящее время практика деловых игр депрофессионализирована и не отрефлексирована в плане прорисовки деловой игры как метода профессиональной работы, хотя некоторые аспекты разработки и применения деловых игр нашли отражение в трудах экономистов, философов, специалистов по управлению и прикладной математике [см., например (3, 5, 6, 7)]. Тем не менее, поскольку деловая игра открывает многочисленные новые для психологов возможности, она в последние годы активно используется ими, особенно психологами-практиками, работающими в сфере организационного консультирования.

Важнейшими для психолога-практика являются две возможности деловой игры: а) воздействие на организацию в целом через работу с мезагруппами и включение механизма формирования общественного мнения; б) моделирование ситуаций "организационного будущего" в условиях различных инноваций (например, работы предприятия в новых условиях — конверсии, акционирования, перехода в частные руки).

Форма деловой игры может использоваться психологами в русле первой из описанных выше стратегий для организации работы коллектива организации-клиента на второй фазе — поиска путей "самоспасения", а также применяться командой специалистов в русле третьей стратегии, если эта команда ориентирована на реализацию своего проекта, т.е. переходит из преимущественно экспертного режима работы (на этапе создания проекта) в преимущественно консультативный. Если же говорить о применимости понятия "психологическое воздействие на организацию" к описанным стратегиям работы, то имеет смысл различать три его возможных значения: 1) воздействие на психологические параметры организации (вторая стратегия); 2) воздействие на организацию

психологическими средствами (первая и вторая стратегии); 3) психологически корректно организованное, комплексное по сути воздействие на состояние организации в целом (первая и третья стратегии).

Контрольные вопросы

1. Каковы специфические особенности позиции практического психолога, работающего: а) в психологической консультации; б) в клубном пространстве; в) в социальной организации?

2. Какие возможности открываются перед психологом при выборе каждой из трех основных стратегий практической работы в организации и какие ограничения накладывает такой выбор?

3. Чем определяется выбор психологом той или иной стратегии практической работы в организации?

4. Как оценка психологом особенностей организационной ситуации связана с выбором той или иной стратегии практической работы в ней?

5. Какие еще тенденции можно, с вашей точки зрения, выделить в развитии практической работы социальных психологов с организацией?

6. Сформулируйте несколько параметров сходства и различия групповой и межгрупповой дискуссии.

7. Какие новые возможности предоставляет психологу, работающему в организации, использование формы деловой игры и в чем, на ваш взгляд, может здесь таиться опасность?

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.,1990.

2. Айламазьян А.М., Лебедева М.М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании // Вопр психологии. 1983. №2.

3. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика .М., 1989.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянннков П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1990.

5. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И С. Ладенко. Новосибирск, 1987.

6. Красовский Ю. Л. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей. М.,1989.

7. Крюков М.М.. Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М., 1988.

Ч а с т ь II

ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г л а в а 1

ПСИХОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына

Маркетинговое мышление, маркетинговая стратегия, маркетинг психологических услуг

Дискуссии об особом историческом пути России не теряют своего накала, однако реалии сегодняшнего дня все более убеждают, что энергия изменений (а мы все являемся свидетелями и участниками сложных процессов, современниками периода перемен, который уж раз переживаемых нашей страной) черпается преимущественно из тех же источников, из которых черпают ее все народы, мировая цивилизация. Это энергия индивидуальной инициативы, самореализации, предприимчивости, готовности людей самим отвечать за себя, свое благосостояние, их желание строить жизнь по-своему.

Именно с этим во многом связано наблюдаемое сегодня у нас увеличение спроса на маркетинговую тематику. Этот спрос обусловлен необходимостью как решения исследовательских и экспертных задач для действующих фирм и организаций, так и обучения персонала фирм или независимых коммерческих и страховых агентов эффективным технологиям продаж. Поэтому маркетинг, несомненно, становится еще и модной темой в отечественных средствах массовой информации, научной литературе, системе высшего и специального образования.

Наши рекомендации