ПЕРЕЧЕНЬ семинарских занятий
Тема 2. Технология семейного консультирования
Семинар № 1. Технология семейного консультирования – 2часа
1. Понятия «технология», «техника» и «прием» в психологическом консультировании
2. Классификация техник психологического консультирования
3.Техники семейного консультирования
Литература
1. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994. С. 123 – 129.
2. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999. С. 102 - 109.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2005
Тема 7. Добрачное консультирование
Семинар №2. Добрачное консультирование – 1 час
1. Цели и задачи добрачного консультирования
2. Добрачное консультирование по проблемам межличностного общения
3. Консультирование несовершеннолетних по вопросам добрачной беременности
4. Брачное посредничество.
5. Консультирование партнеров, вступающих в брак.
Литература
1. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник Московского Университета. 1987. № 2. С. 60–72. Сер.14: Психология.
2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С.238– 241.
3. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999. С. 137 - 149.
4. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С. 23–38, 47–54.
5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 21–28.
6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. С. 154 - 176.
7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000. С. 144 – 17
8. Психология с6емейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 159 - 166.
Тема 13. Психологическое консультирование семей, находящихся на этапе, когда дети постепенно покидают дом и находящихся на стадии «пустого гнезда»
Семинар № 3. Психологическое консультирование семей, находящихся на этапе, когда дети постепенно покидают дом и семей на стадии «пустого гнезда» - 1 час
1. Особенности семьи, находящейся на этапе, когда дети постепенно покидают дом: характерные проблемы и нарушения.
2. Специфика организации и проведения психологического консультирования семьи, находящейся на данном этапе.
3. Особенности семьи, находящейся н а стадии «пустого гнезда»: характерные проблемы и нарушения.
4. Специфика организации и проведения психологического консультирования семьи, находящейся на данном этапе.
Литература
1. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999. С. 175 – 208, С. 208 - 217.
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001. С. 50 – 55.
3. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С. 47–54.
4. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ занятий
Тема 3. Организация процесса семейного консультирования
Лабораторное занятие №1 Организация и проведения первичной консультации семьи – 1 час
Цель: развитие навыков проведения первичной консультации с семьей
Задачи: 1) отработка техник установления контакта с членами семьи
2) отработка навыков заполнения карты первичного приема семьи
Оборудование и материалы: карта первичного приема семьи
Содержание занятия:
1.Особенности первой встречи с семьей. Отработка техник установления контакта с семьей
2.Техники диагностического интервью
3.Моделирование ситуации первичного приема семьи под супервизией преподавателя с последующим анализом структурных компонентов «исповеди» клиента (семьи). Заполнение карты первичного приема семьи
Задание:
1. Моделирование ситуации первичного приема, анализ проблемных ситуаций, заполнение карты первичного приема.
Литература
1. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994. С. 123 – 129.
2. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999. С. 102 - 109.
3. Олифирович Н.И., Зинкевич – Кузёмкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
Тема 4. Диагностика семейных отношений в рамках семейного консультирования
Лабораторное занятие № 2. Диагностика семейных отношений в рамках семейного консультирования – 1 час
Цель: развитие навыков проведения диагностики в рамках семейного консультирования
Задача: отработка навыков проведения диагностических методик
Оборудование и материалы: бумага формата А4, карандаши, фломастеры
Содержание занятия:
1.Диагностика семейных отношений в рамках консультирования. Цели диагностики. Понятие «семейный диагноз» (Н. Аккерман).
2.Диагностика структуры семьи с использованием методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Осуществление процедуры диагностики, интерпретация полученных результатов.
Задание: Осуществление процедуры диагностики, интерпретация полученных данных (вывод о структуре обследуемой семьи).
Литература
1. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994. С. 123 – 129.
2. Олифирович Н.И., Зинкевич – Кузёмкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Тема 11. Психологическое консультирование семьи с детьми младшего школьного возраста