Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины /модуля

Список основной литературы.

1. Возрастная психология: учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Психология": /под ред. Т. Д. Марцинковской. - Москва: Академия, 2011. - 336 с.

2. Психология развития /Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.:Академия, 2007. – 320 с.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.

4. Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование; МГППУ, - 2007.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество. – М.: ИЦ Академия, 2000.

Список дополнительной литературы.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. - М., 1991.

2. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие/ А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. Астрахань., 2000.
3. Акмеология /Под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева. – СПб.,1996-2000 гг.
4. Акмеология: Учебник./ Под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Л., 1977; М., 1995.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969; СПб., 2001.
7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Монография. - Нижний Новгород, 1996.
8. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. – М., 1998.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа личности.- М., 2001
10. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000.

3. Бердяев. Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1976.
13. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения.- М., 1998.
14. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и допол. – М., Воронеж, 2002.
15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

  1. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирс, НГПУ, 2005.
    17. Боулби Джон Привязанность. - М., 2003.
    18. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология.- СПб., 2002.
    19. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.
    20. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. – Минск, 1998.
    21. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. - М., 2002.
    22. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. – СПб., 2001.
    23. Воспитание как социокультурный феномен/ Под ред. Г.Н. Филонов – М., 2003.
    24. Выготский Л. С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4
    25. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.
    26. Выготский Л. С. История развития высших психических функций.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 3. С. 6-58, 302 - 313.
    27. Выготский Л. С.. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
    28. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6 С. 5-90
    29. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. С. 244 – 268.
    30. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения. - М., 1992.
    31. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 1976. № 1.
    32. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.// Вопросы психологии. 1966. № 4.
    33. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». - М., 1967.
    34. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М., 2002.
    37. Гусева Н.Д. Акмеология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. – М., 2003.
    38. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
    39. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., 2004.
    40. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М., 2000.
    41. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - М., 2000-2002.
    42. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000.
    43. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Учебное пособие. – СПб., 2003.
    44. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. – М., 1999.
    45. Деркач А.А., Москаленко О.В., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и технология развития: Моногр. – М., 2004.
    46. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. - М., 1991.
    47. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
    48. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
    49. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. –М., 1997.
    50. Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. - М., 2001.
    51. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. - М., 1986. Т.1
    52. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
    53. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М., 1994.
    54. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.
    57. Казначеев В. П. Введение в человековедение. - Новосибирск, 1997.
    58. Капица С.П., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.
    60. Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / Науч. ред. А.А. Деркач. – М., 2003.
    61. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
    62. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
    63. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Монография. – Тамбов., 1996.
    64. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
    65. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Гл. 1.
    66. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. – М., 1996.
    67. Корсунцев И.Г. Рассказы по философии развития. - М., 1996.
    68. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
    69. Крайг Г. Психология развития. 7-е межд.издание. - СПб, 2000.
    70. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
    71. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междунар. изд-е. –СПб.,2002.
    72. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности в трудах отечественных психологов./ Сост. Л.В.Куликов. - СПб., 2000.
    73. Конвенция о правах ребенка // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 390-401.
  2. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. -- Рига: Педагогический центр "ЭКСПЕРИМЕНТ", 1999.
  3. Кудрявцев, В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка М. Изд-во УРАО, 1997. – 156 с.
  4. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии. – 2000. № 2. – С. 3-21.
  5. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12; – 1998. - № 1. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 3. – С. 19-24.
  6. Кудрявцев В., Кириллов И. Пять мифов о детстве // Обруч. – 2001. - № 4. – С. 14-15.
  7. Кузьмина – Гаршина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002.
    74. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
    75. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя., 2002.
    76. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.
    77. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Акмеологическое исследование медико – биологического и поэтического творчества двух ученых – английского и российского. – Шуя, 2001.
    78. Лабиринты одиночества. / Под ред. Н.Е.Покровского. - М., 1999.
    79. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1985.
    81. Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. Монография. – М., 1994.
    82. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.
    83. Леонтьев А.Н. Системный анализ в психологии ХХ века. // Психологический журнал. № 4, 1991.
    84. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М., 1999.
    85. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
    86. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.
    87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
    88. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы. Монография. – М., 2003.
    89. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М., 2001.
    90. Марищук В.Л. Акмеология: общая, спортивная, военная. – СПб., 2001.
    91. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. – М., 2001.
    92. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
    93. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.
    94. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
    95. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. - М., 1994.
    96. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
    97. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М., 2000.
    98. Митин А.И. Акмеолого – педагогические особенности информатизации профессионального обучения управленческих кадров (автоматизированные рабочие места).Монография. – М., 2003.
    99. Михайлов Г.С.Принятие и реализация управленческих решений: акмеологическая концепция продуктивности. Монография. – М., 2003.
    100. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.
    101. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы, приближаясь к ХХI веку. – М., 1994.
    102. Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. – М., 1989.
    1. 103. Ньюком б Н. Развитие личности ребенка.- СПб.: Питер, 2002.
      104. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1995.
      104. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. - М., 1981.
      105. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1998.
      106. Общая и прикладная акмеология /Под ред. А.А. Деркача. – М., 2001.
      107. Основы военной акмеологии: Учеб. Пособие: В 2 ч./ Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М., 1996.
      108.
    2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М., 2002. – С. 112-121, 140-150.
    3. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : Питер, 1999. – 288 с.

d. Перелыгина Е.Б. Оптимизация процесса формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Под ред. А.А. Деркача. Монография. – М., 2003.
109. Петров А.Н., Арепьев И.В. Четвертое измерение — духовный аспект. - М., 2001.
110. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. Монография. .– М., 1987.
111. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. - М., 1994.
112. Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.
113. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М., 1987.
114. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов. - М., 1999.
115. Полозова Т.А. Духовно – личностное восприятие произведений искусства – вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития//Акмеология. – 2002. - №3.
116. Полозова Т.А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология». // Акмеология. №2, 2003.
117. Понятие судьбы в контексте разных культур./Сб. науч. тр. - М.,1994.
118. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. - М., 1983.
119. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.— М., 1986, 2001.
120. Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978
121. Проблемы профессиональной социализации личности. – М., 1999.
122. Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
123. Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы: Учебное пособие./Под ред. А.А.Деркача. - М., 2001.
124. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990.
125. Психология Я-концепции. Хрестоматия: в 3-х частях. Часть 1: Методология, теория, структура. Часть 2: Возрастные особенности развития. Часть 3:



  1. 126. Профессиональные особенности развития./ Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. – М., 2002.
    126. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
    127. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. – М., 2000.
    128. Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла. - М., 2000.
    129. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
    130. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - Киев, 1997.
    131. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 2000.
    132. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
    133. Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен. - Екатеринбург, 1995.
    134. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ., под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. - М., 1999.
    135. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997. (Серия «Памятники психологической мысли»).
    137. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. – 1996. - № 6. – С. 14-18
  2. Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя Монография. – М., 1998.
    138. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. – М., 2004.
    139. Синягин Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. Монография. – М., 2000.
    140. Ситников А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. Монография. – М., 1995.
    141. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластенин В.А., Подымова Л.С. – М., 1997.
    142. Современные проблемы смысла жизни и акме./ Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО. Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского и др. - Самара, 2002.
    143. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996.
    144. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм./ Американская социологическая мысль. - М. 1994.
    145. Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика./Общество и сферы смысла. - М., 1991.
    146. Степанов С.Ю. Психолого – акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. Монография. – М., 1998.
    147. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб., 1995.
    148. Степнова Л.А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. Монография. – М., 2000.
    149. Судаков К. В. Теория функциональных систем. – М., 1995.
    150. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности. Монография. – М., 2003.
    151. Уилсон Р.А. Психология эмоций. - Киев, 1998.
    152. Управление персоналом государственных служащих. – М., 2000.
    153. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. I - М., 1991.; Вып. 2. - М., 1992.
    154. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
    155. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
    156. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С. 3-19.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В двух томах. М.: НПО «МОДЭК», 2005.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
    157. Хакен Г. Синергетика мозга. Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологические вопросы. – М., 1997.
    158. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.
    159. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова и В. Я Ляудис. - М., 1980.
    160. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. - М., 1999.
    161. Хрестоматия по детской психологии./ Под ред Г. В. Бурменской. - М., 1996.
    162. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. Гл. 3. Гл. 4. С. 162 – 190. Гл. 5, 7, 8.
    163. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
    164. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
    165. Человек как субъект культуры. / Отв. ред. Э.В. Сайко. – М., 2002.
    166. Чиалдини Р. Психология влияния. - М., 1998.
    167. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
    168. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
    169. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
    170. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - № 2-3. – С. 7-13.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
171. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
172. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.— М., 1978.
173. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. - М., 1967.

Список монографий для конспектирования

Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. - М., 1991.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Л., 1977; М., 1995.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969; СПб., 2001.
Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000.

Бердяев. Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1976.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения.- М., 1998.
Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и допол. – М., Воронеж, 2002.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирс, НГПУ, 2005.
Боулби Джон Привязанность. - М., 2003.
Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.
Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. – Минск, 1998.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. - М., 2002.
Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. – СПб., 2001.
Воспитание как социокультурный феномен/ Под ред. Г.Н. Филонов – М., 2003.
Выготский Л. С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4
Выготский Л. С.. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения. - М., 1992.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М., 2002.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., 2004.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - М., 2000-2002.
Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000.
Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. - М., 2001.
Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. - М., 1986. Т.1
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М., 1994.
Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.
Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Гл. 1.
Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. – М., 1996.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междунар. изд-е. –СПб.,2002.
Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности в трудах отечественных психологов./ Сост. Л.В.Куликов. - СПб., 2000.
Кузьмина – Гаршина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002.
Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя., 2002.
Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.
Лабиринты одиночества. / Под ред. Н.Е.Покровского. - М., 1999.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1985.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М., 1999.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.
Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. - М., 1994.
Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы, приближаясь к ХХI веку. – М., 1994.

Ньюком б Н. Развитие личности ребенка.- СПб.: Питер, 2002.
Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. - М., 1981.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1998.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. - М., 1994.
Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.
Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов. - М., 1999.
Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978
Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла. - М., 2000.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997. (Серия «Памятники психологической мысли»).
Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб., 1995.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
Чиалдини Р. Психология влияния. - М., 1998.
Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.— М., 1978.
Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. - М., 1967.

Наши рекомендации