Влияние конфликтов на развитие ребенка
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т. д. Легкая ранимость этого "взрослого" ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае – ни нравоучений, ни нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы
со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение).
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот — поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремится выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремится выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.).
4. Продуктивный (компромиссный) вариант. Он предполагает частичную победу и в одном, и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь — то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия - поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личностей можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания, по возможности, должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами, наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить о внутрисемейных психологических факторах, имеющих воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему развивать умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Источник: Киевский вестник, 19 июня, 2008
Автор: Влада МИЛЯВСКАЯ, психолог.
«Диагноз - шизофрения»
Шизофрения — психическое заболевание невыясненной природы, при отсутствии лечения на ранних стадиях приводит к слабоумию. Название произошло от двух греческих слов: «schiso» — дроблю, раскалываю и «phren» — сердце, душа, ум. Эти слова как нельзя лучше передают характер этой болезни: человек будто перестает быть самим собой, в нем начинают жить одновременно две разных личности, с разным характером, поведением, привычками и интересами. Человек, заболевший шизофренией, становится замкнутым, необщительным, начинает проявлять интерес к странным, необычным вещам.
Ему становятся безразличны его близкие, работа, все бытовые дела. На любые вопросы он отвечает длинными, путанными монологами. Он теряет способность говорить о каких-либо конкретных, бытовых вещах, перестает следить за своим внешним видом и внезапно начинает интересоваться какими-нибудь абстрактными доктринами из области науки, философии или религии. Эти изменения у одних больных наступают быстро, у других - очень постепенно, почти незаметно для окружающих. Много работ посвятил исследованию шизофрении К.Г. Юнг. Он заинтересовался этой загадочной болезнью еще в студенческие годы. Позже эти исследования повлияли на создание им теории коллективного бессознательного.
Почему человек заболевает шизофренией, в чем причины этой болезни – остается тайной до сих пор. К.Г. Юнг пытался разгадать секрет шизофрении и создал несколько интересных гипотез на этот счет, но ему не удалось найти точный ответ. Его учитель Блейлер (известный швейцарский психиатр) полагал, что тело больного вырабатывает некий токсин, который и приводит к психическому заболеванию. Такой токсин действительно существует — продолжает это рассуждение Юнг, — но он присутствует в организме всех людей. Именно психологические изменения, перемены в душевной жизни человека, в его окружении приводят к тому, что этот токсин начинает оказывать свое разрушительное действие.
Тем самым Юнг утверждал, что шизофрения — это психосоматическое заболевание, т.е. его причины следует искать в сфере психики, а не физиологии. Соответственно, и лечение шизофрении должно состоять прежде всего в оказании психологической помощи. Юнг пытался «расшифровывать» на первый взгляд бессвязные монологи шизофреников и ему удавалось находить в них своеобразную логику, присутствие определенного смысла.
Мир шизофреника замкнут внутри самого себя и сильно отличается от общепринятых представлений о нормах поведения, стиле общения и т.п. Шизофреник напоминает узника в одиночной камере, причем добровольно самого себя туда заточившего. Первые странности его поведения обычно провоцируют насмешки и осуждение со стороны окружающих и это заставляет его еще больше замкнуться в самом себе, еще плотнее закрыть все окна и двери своей «темницы». Лишь внимательное исследование этого необычного мира, доброжелательная и заинтересованная беседа психотерапевта способны помочь больному вернуться в мир людей. К.Г. Юнг много работал в своей практике с больными шизофренией. Он обратил внимание, что душевные заболевания изменяют свой характер вместе с переменами в культуре и общественной жизни. Современные психоаналитики, а также психотерапевты других направлений уделяют большое внимание изучению шизофрении, поскольку многие из них считают ее своеобразной «болезнью нашего времени». Дело в том, что в сегодняшнем индустриальном обществе человек все чаще ощущает себя одиноким, а свою жизнь - лишенной смысла. Разрушаются родственные связи и дружеские привязанности, человек остается наедине с самим собой...
Но и внутренний его мир разрывают протеворечивые чувства и желания, любые ценности и ориентиры оказываются зыбкими и неустойчивыми. Не случайно на Западе возникло направление, альтернативное традиционной психиатрии — антипсихиатрия – и его представители утверждают, что само общество больно шизофренией и нуждается в лечении.
Источник: «Психологический журнал»
Автор: Светлана Маслова