Тематические разделы курса
ЗОО- и СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРОГРАММА КУРСА
Для специальности 020400 - Психология
Москва 2010
Составители – доктор психологических наук, профессор
В.К. Шабельников, кандидат психологических наук О.С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М.В. Семенихина.
Утверждено
на заседании кафедры педагогической психологии
Института психологии им. Л.С.Выготского
Протокол заседания кафедры № 1 от 8 сентября 2010 г.
Пояснительная записка
Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии им. Л.С. Выготского дневной формы обучения.
Курс предусматривает 24 академических часа лекционных занятий, 10 академических часов семинарских занятий на группу.
Курс “Зоо- и сравнительная психология” предваряет основные психологические курсы, читаемые в Институте психологии РГГУ.
Цель курса состоит в формировании у студентов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе. Курс раскрывает логику формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.
В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:
1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;
2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;
3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.
Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления.
По окончанию изучения курса “Зоо- и сравнительная психология” студенты должны иметьцелостное представление о логике возникновения психики в филогенезе. Студенты должны знатьспецифику психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе. Студенты должны иметь представлениео разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе.
Программа курса “Зоо- и сравнительная психология” предусматривает такие организационные формы как лекции и семинарские занятия, самостоятельное изучение рекомендуемой литературы, а также различные формы межсеместрового контроля (доклады по изучаемым проблемам, практические задания по основным проблемам курса и т.д.)
По итогам межсессионного контроля студенты получают экзаменационную оценку в соответствии с учебным планом. Формы межсессионного контроля включены в программу.
Тематические разделы курса
Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных.
Изменение предмета психологии в начале 20 века: от сознания к поведению. Бихевиоризм и экспериментальная зоопсихология. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Проблема психичности животных в христианской культуре. Зоопсихология как выражение генетического подхода к пониманию психики.
Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.
Антропопсихизм и теория рефлексов Декарта. Панпсихизм Спинозы. Биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм. Виды тропизмов (гео-, хемо-, фото- и др.). Теория тропизмов Ж.Леба.
Тема 3.Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.
Отражение как общее свойство материального мира. Отражение в живой и неживой природе. Механическое и функциональное отражение. Отражение как условие организации активности и строения растений.
Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.
Различные подходы к пониманию механизмов возникновения психики. Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека.
Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения.
Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр). Инстинкты у высших животных. Инстинкт как тип жизни (П.Я.Гальперин). Проблема инстинктов у человека.
Тема 6. Навыки и формы обучения у животных.
Проблема механизмов научения животных. Виды и методы научения у животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.
Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.
Опыты В.Келера. Трактовка логики научения в теории гештальтпсихологии (К. Коффка). Ограниченность интеллекта животных. Исследования И.П.Павлова, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (П. Я. Гальперин).
Тема 8. Общественные формы поведения животных.
Принципы распределения и регуляции действий в сообществах насекомых. Коллективные формы поведения высших животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Отличие функции лидера в человеческом обществе от функции вожака у животных.
Тема 9. Условия возникновения сознания человека.
Гео-биосферная детерминация антропогенеза. Распределение деятельности как основа психических изменений. Природа сознания. Принципиальное отличие деятельности и психики человека от организации поведения животного (речь и звук, мышление, мотив и целеполагание). Учение о высших психических функциях. Формирование мышления и эмоциональной регуляции целеполагания.
Тематический план лекций