Тестовые задания по дисциплине
1. Понятие индивидуальности в переводе с латинского означает:
а) уникальное, б) неделимое, в) отдельное.
2. Термин «Дифференциальная психология» ввел:
а) Г.Эббингауз в 1896г., б) В.Штерн в 1900г., в) В.Вундт в 1910г.
3. Какие задачи решает дифференциальная психология?
а) научно-исследовательские, б) диагностические, в) коррекционные.
4. Какие различия интересуют дифференциальную психологию?
а) индивидуальные, б) типологические, в) групповые.
5. Впервые индивидуальные различия между людьми стали специальным предметом исследования в работах:
а) Д. Кеттелла, б) А. Бинэ, в) Ф.Гальтона.
6. Основными методами психогенетики являются:
а) генеалогический, б) метод приемных детей, в) метод близнецов.
7. Каким методом в своих работах пользовался Ф.Гальтон?
а), б), в).
8. Каким фактором или факторами по Ф.Гальтону определяются индивидуально-психологические различия?
а) наследственным, б) средовым.
9. Понятие о свойствах нервной системы ввел в физиологию:
а) И.М.Сеченов, б) В.М.Бехтерев, в) И.П.Павлов.
10. И.П.Павлов выделил следующие свойства нервной системы:
а) подвижность, б) лабильность, в) силу, г) динамичность, д) уравновешенность.
11. Под способностью нервных клеток выдерживать длительное, концентрированное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения понимают:
а) лабильность, б) силу, в) подвижность.
12. Слабый тип темперамента по Павлову соответствует по античной классификации:
а) сангвинику, б) флегматику, в) холерику, г) меланхолику.
13. Главными компонентами темперамента по В.Д.Небылицыну являются:
а) общая психическая активность индивида;
б) пластичность;
в) эмоциональность;
г) моторика.
14. Какому типу темперамента соответствует высокая активность, стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний?
а) сангвинику, б) холерику, в) флегматику, г) меланхолику.
15. Представителями морфологических теорий темперамента являются:
а) Э.Кант, б) У.Шелдон, в) П.Ф.Лесгафт, г) Э.Кречмер.
16. Какому типу телосложения соответствует следующее описание: высокий рост, худощав, слаборазвитая мускулатура?
а) атлетическому, б) астеническом, в) пикническому.
17. Какому типу телосложения соответствует следующее описание: высокий или средний рост, широкие плечи, хорошо развитая мускулатура, минимум подкожного жира?
а) атлетическому, б) астеническому, в) пикническому.
18. Какому типу телосложения соответствует следующее описание: невысокий рост, общая сферическая форма, неразвитые кости и мышцы?
а) атлетическому, б) астеническому, в) пикническому.
19. Какому типу темперамента Э.Кречмер дал следующую характеристику: «Прямые несложные натуры, чувства которых на поверхности и вполне понятны»?
а) шизоидному, б) циклоидному.
20. Циклотимическому типу темперамента чаще соответствуют люди:
а) атлетического, б) астенического, в) пикнического телосложения.
21. Шизотимическому типу темперамента чаще соответствуют люди:
а) атлетического, б) астенического, в) пикнического телосложения.
22. В трудах какого ученого берет начало кросс-культурная психология?
а) В.Джемса, б) Г.Фехнера, в) В.Вундта.
23. В кросс-культурных исследованиях принято считать, что культурные факторы являются:
а) причиной психических особенностей людей;
б) следствием психических особенностей людей;
в) никак с ними не связаны.
24. Культура, в которой люди рассматриваются как независимые личности, чьи действия определяются их потребностями, называется:
а) индивидуалистской, б) коллективистской.
25. Большая часть каких культур относится к индивидуалистским?
а) США, б) Азии, в) Африки, г) Австралии, д) Канады, е) Зап. Европы, ж) Лат. Америки.
26. Для коллективистских культур характерно объяснять поведение людей:
а) личными качествами, б) ситуационными факторам.
27. В кросс-культурных исследованиях выявлены различия:
а) в познавательных процессах;
б) в уровне раннего физического развития;
в) в ценностных ориентациях;
г) в особенностях воспитания детей;
д) в мимических проявлениях эмоций.
28. Является ли половой диморфизм постоянной характеристикой онтогенеза человека?
а) да, б) нет.
29. Какая подсистема в теории В.А.Геодакяна служит для сохранения и передачи потомству в неизменном виде родительских признаков?
а) оперативная, б) консервативная.
30. У женщин по сравнению с мужчинами лучше развиты:
а) перцептивные способности;
б) зрительно-пространственные;
в) вербальные;
г) тонкая моторика;
д) выше уровень эмпатии.
31. Какие прилагательные можно использовать при описании «темперамента»?:
а) вспыльчивый, б) замкнутый, в) открытый, г) импульсивный, д) чувствительный,
е) добродушный, ж) недоверчивый.
32. Какие прилагательные можно использовать при описании «характера»?:
а) собранный, б) подвижный, в) организованный, г) резкий, д) расхлябанный, е) вялый.
33. Согласны ли Вы с тем, что темперамент предопределяет характер?
а) да, б) нет.
34. Понятие «акцентуации» ввел:
а) П.Б.Ганнушкин в 1933г., б) К.Леонгард в 1964г., в) А.Е.Личко в 1977г.
35. Признаками индивидуального стиля деятельности можно считать:
а) устойчивую систему приемов и способов деятельности;
б) изменяющуюся с возрастом систему приемов и способов деятельности;
в) систему, которая обусловлена определенными личными качествами;
г) систему, которая позволяет эффективно приспосабливаться к объективным требованиям.
36. В структуру индивидуального стиля входит:
а) пристройка, б) основание, в) ядро, г) звено.
37. Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля, выделяют:
а) особенности, противодействующие успеху;
б) особенности, имеющие компенсаторное значение;
в) особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей;
г) особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке.
ГЛОССАРИЙ
Гендерная роль– совокупность паттернов поведения, рассматриваемых в той или иной культуре как характерные для мужчин, либо для женщин.
Гендерная идентичность-внутреннее чувство того, кто я: мужчина или женщина?
Генотип– генетический проект организма, который может быть (а может и не быть) выражен в фенотипе.
Дифференциальная психология – специальная область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа.
Индивидуальный стиль деятельности– индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек, в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности (Климов, 1969).