Краткий биографический справочник
АБДУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ Ксения Александровна (1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Она разработала концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложила оригинальное определение высших жизненных качеств личности, таких как активность, способность к организации времени, сознание и социальное мышление.
АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. Он создал собственную научную школу, получившую название «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принцип внутреннего единства сознательного и бессознательного. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию.
АЙЗЕНК Ганс Юрген (1916-1997) - выдающийся немецко-английский психолог. Он выдвинул оригинальную «биологическую» теорию интеллекта, является автором теории креативности, создал оригинальную двухфакторную типологию личности, получившей широкое распространение. Он автор 45 книг и 600 научных статей.
АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук.
АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974) - известный отечественный физиолог. Он по-своему (в отличие от Павловского) понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Предложенная Анохиным теория функциональных систем способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма.
АНУФРИЕВ Александр Федорович (1943) - современный российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психодиагностики.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, который написал первое психологическое произведение трактат « О душе». Он выделял три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющее божественное происхождение. Он дал объяснение многим психологическим явлениям (механизмам поведения, памяти, мышлению, разделил органы чувств на пять разрядов и др.).
БАНДУР Альберт (1925-1988) - американский психолог, автор теории социального научения, социобихевиорист. Он предложил свою модель научения. Центральное место в этой модели он отводил наблюдению за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. На основе теории научения Бандура попытался дать интерпретацию агрессии. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфическими формами поведения.
БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (1949) - заведующий лабораторией системных исследований психики Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор. В течение 30 лет занимается исследованиями фундаментальных механизмов восприятия. Его перу принадлежит более 160 научных работ.
БАРД П. - американский физиолог, исследователь физиологических механизмов эмоций, один из авторов теории Кеннона-Барда (1934 г.).
БЕРНС Р. В. - английский психолог, исследователь проблем «Я-кон-цепции», автор книги «Развитие Я-концепции и воспитание» (1976).
БЕРНШТЕИН Николай Александрович (1896-1966)- отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею «рефлекторного кольца». На основе его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны и конструировались шагающие автоматы, а также устройства, управляемые ЭВМ.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Разработал естественнонаучную теорию поведения (рефлексологию). Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, кото
рая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологичес-кий институт, который и сейчас носит его имя.
БИНВ Альфред (1857-1911)- один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии. Основал в Сорбонне (1889) первую во Франции экспериментальную психологическую лабЪраторию. Совместно с Т. Симоном создал тесты уровня умственного развития детей, ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался проблемами патологии сознания и личности, умственного утомления, понятийного мышления, индивидуальных различий памяти.
БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942)- российский педагог, психолог, философ. Он автор одной из признанных классификаций памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная), его исследования касаются развития мышления, сексуального развития детей. Он выступал приверженцем новых форм обучения в единой политехнической трудовой школе.
БОДАЛ ЕВ Алексей Александрович (1923) - известный отечественный психолог, академик РАО, действительный член АПСН, профессор, доктор психологических наук. Занимается проблемами межличностного восприятия и коммуникации.
БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) - известный отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского. Божович создала свою оригинальную теорию личности, основанную на культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Она автор известных работ по проблемам развития личности ребенка, формированию его мотивации, экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок, уровню притязаний, направленности личности и др.
БРУНЕР Джером Сеймон (1915) - американский психолог и педагог, чьи исследования восприятия, научения, памяти и других аспектов познания у детей наряду с работами Ж. Пиаже оказали влияние на американскую систему образования. Он доказал, что любого ребенка можно научить любому предмету на любой стадии развития, дело только в методике обучения.
БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2004)- известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, был академиком РАО, директором Института психологии РАН. Занимался исследованиями в области онтологических и гносеологических оснований психологии, а также проблемами психологии
личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Автор более 180 научных книг и статей.
Б ЮЛ ЕР Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Разрабатывал методики экспериментального исследования мышления, вопросы методологии научного познания, проблемы языка и речи, развития детской психики и пр.
ВЕБЕР Эрнст (1795-1878) - немецкий физиолог, основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Его опыты служили подтверждением пороговой теории, согласно которой существует момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он впервые применил математические методы измерения в психологии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем его исследования были дополнены Г.Т. Фех-нером.
ВЕККЕР Леонид Маркович (1916- 2001) - советско-американский психолог (окончил ЛГУ). Исследования Веккера посвящены проблемам когнитивной психологии (психическим процессам, психофизическим аспектам и др.).
ВЕКСЛЕР Дэвид (1896-1981) - американский психолог, создатель широко известных тестов оценки интеллекта для взрослых и детей.
ВЕЛИЧКОВСКИЙ Борис Митрофанович - современный российский и немецкий психолог. Развил уровневую теорию когнитивных процессов.
ВЕН ГЕР Леонид Абрамович (1925-1992) - доктор психологических наук, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, автор книг по проблемам умственного развития дошкольника.
ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (1941)- российский психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения, доктор психологических наук, профессор.
ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880-1943) - выдающийся чешско-американский психолог, основатель гештальтпсихологии (совместно с другими психологами). Он создал «детектор лжи», исследовал проблемы целостности восприятия, музыкального восприятия, мышления и др.
ВУДВОРТС Роберт (1869-1952) - известный американский психолог, развивающий направление «динамической психологии». Он считал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии, объяснял поведение, используя комбинацию мотива
ции, восприятия, научения и мышления, провел серию экспериментов по изучению внимания.
ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В 1879 г. основал при Лейпцигском университете первую в мире экспериментальную лабораторию психологии, где изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на разные раздражители. Он внес существенный вклад в становление мировой психологии.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934)- выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Занимался проблемами восприятия произведений искусства, общими методологическими проблемами психологии, создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, занимался проблемами аномального ребенка, проблемами мышления и речи и др. Его влияние на отечественную и мировую психологию весьма существенно, и не случайно его называют «Моцартом психологии».
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) - известный отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Им разработана собственная теория внимания. Внимание для Гальперина - это внутренний контроль за поведением, идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Эти взгляды приобретают все большую попул я рность.
ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) - английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники, впервые в мире использовал психологические тесты, анкеты и вопросники. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа.
ГАМЕЗО Михаил Викторович (1915) - отечественный психолог, профессор, доктор психологических наук, автор 100 научных трудов в области общей, социальной и педагогической психологиии, один из основателей психосемиотического подхода в современной отечественной психологии. Автор известных книг - «Атлас по психологии», «Курс психологии» (в 3 частях), научно-методических пособий для дистанционного обучения.
ГАНУШКИН Петр Борисович (1875-1933) - русский советский психиатр. Он является создателем оригинальной отечественной концепции малой психиатрии, учения о психопатиях. Создатель круп-
ной школы в советской психиатрии. Уделял большое внимание профилактике психических заболеваний.
ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540-474 вв. до н.э.) - известный древнегреческий философ-материалист. Он полагал, что началом всего является огонь, душа - частица природы, атом огня, Вселенная не сотворена и вечна, но она не нечто безжизненное, куда движение нужно привнести извне, а несет в себе свое движение, свой «логос». У Гераклита логос означает «меру», объективный диалектический закон, управляющий мирозданием.
ГИБСОН Джеймс Джером (1904-1979) - американский психолог, развивший экологический подход к восприятию.
ГИЛФОРД Джон Пауль (1897-1987) - американский психолог, применил факторный анализ для всесторонней оценки личности. Его всесторонняя, систематизированная теория интеллектуальных способностей, известная как структура интеллекта (кубическая модель), явилась основой для информационно-операционального направления в психологии.
ГИППОКРАТ (ок. 460-377 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий врач. Его имя связывают с дошедшими до наших дней названиями темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Гиппократ считал, что люди различаются по соотношению в организме четырех жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих жидкостей («соков») по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое потом заменили латинским словом «temperamentum»-«соразмерность». Преобладание крови (греч. сангве) характеризовало сангвинический темперамент, флегмы (прозрачная жидкость) - флегматический, желтой желчи (холле) - холерический, а преобладание черной желчи (меланхоле) - меланхолический. И хотя объяснительный принцип классификации в настоящее время имеет лишь историческую ценность, Гиппократ положил начало научной типологии.
ГОРДОН У. - автор метода «синектики» - метода групповой дискуссии.
ГРОФ Станислав (1931) - выдающийся чешско-американский психолог, один из основателей трансперсональной психологии, автор более 100 статей и 14 книг, переведенных на 12 языков.
ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998) - видный российский психолог, философ и педагог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии.
ДЕКАРТ Рене (1596-1650)- выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Взгляды Декарта оказали значительное влияние на психологическую науку.
ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н.э.) - греческий философ и психолог, один из создателей атомистической теории мира. Он считал, что душа и тело материальны и состоят из атомов (частиц природы, атомов огня).
ДЖЕЙМС Ульям (1842-1910) - выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Один из первых предложил теорию личности, выделил в «эмпирическом Я» физическую, социальную и духовную личности. Он является автором и теории эмоций, известной как теория Джеймса-Ланге. Датский паталогоанатом К.Г. Ланге независимо от Джеймса высказывал сходные мысли. Идеи Джеймса оказали существенное влияние на исследования многих психологов начала XX века.
ДРУЖИНИН Владимир Николаевич (1955-2000) - доктор психологических наук, профессор, был ректором Института практической психологии ИМАТОН, лауреат премии им. С.Я. Рубинштейна Российской академии наук за исследования в области способностей и творчества. Специалист по когнитивной психологии. Ему принадлежит более 150 научных работ.
ЖИНКИН Николай Иванович (1893-1979) - известный психолог, специалист в области психологии языка, речи и мышления. Большое внимание уделял развитию речи учащихся, исследованию семантики текста, процессов его восприятия, понимания и порождения.
ЗАПОРОЖЕЦ (1905-1981) - советский психолог, выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была создана система сенсорного воспитания. Занимался исследованиями произвольных действий ребенка, разрабатывал теорию эмоций и др.
ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) - известный отечественный психолог. В лаборатории К. Левина (Германия) осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. Занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления.
ЗЕЛЬЦ Отто (1881-1944) - немецкий психолог, представитель вюрцбурской школы. Развил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления.
ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903-1969)- известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор работ по психологии. Занимался проблемами непроизвольного запоминания и выявил зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (в частности, от цели деятельности). Обосновал общность фундаментальных механизмов непроизвольной и произвольной памяти.
ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (1940) - отечественный психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии мотивации и волевой регуляции.
ИЗАРД Кэрролл (1923)- профессор психологии Делаверско-го университета. Один из известных современных исследователей эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека.
ИЛЬИН Евгений Павлович - психолог, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта, автор 200 научных публикаций, в том числе 15 учебных пособий и монографий.
ЙЕРКС Роберт (1876-1956)- выдающийся американский психолог, зоопсихолог и этолог. Он экспериментально доказал, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но она благоприятна для различения простых (закон Йеркса-Додсона). Многие его работы посвящены психологии и физиологии животных.
КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в области педагогической психологии, дефектологии, психодиагностики. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др.
КЁЛ ЕР Вольфганг (1887-1967) - немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В блистательных экспериментах над животными им были заложены новые методические принципы экспериментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, выделены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. Им было введено понятие «инсайт».
КЕЛЛИ Джордж Александер (1905-1967)- известный американский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Автор оригинальной теории личности.
КЕННОН Уолтер Бредфорд (1871-1945) - американский физиолог и психолог. Он создал новаторское учение о телесных механизмах эмоций. Он разработал схему этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов. Позднее П. Бард усовершенствовал эту схему, которая и легла в основу теории Кеннона-Барда. Изучение эмоционального поведения подготовило открытие Кенноном одного из важнейших принципов, объясняющих саморегуляцию жизни организма - принципа гомеостаза.
КЕТТЕЛЛ Джеймс Маккин (1860-1944)- американский психолог. Ему принадлежат классические исследования объема внимания. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. Кеттелл создал целую систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций. Он стал первым в мире профессором психологии (в Пенсильванском университете).
КЕТТЕЛ Раймонд Бернард (1905) - англо-американский психолог, создатель оригинальной факторной теории черт личности. Ученик Ч. Спирмена, Кеттел выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспекты личности с окружением, обстановкой и культурными влияниями. Ему принадлежат 35 книг и 400 статей.
КЛИМОВ Евгений Александрович (1930) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации.
КОН Игорь Семенович (1928) - доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор РАО. Занимается проблемами социологии, теории личности, психологии юношеского возраста, антропологии детства и сексологии.
КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957)- известный отечественный психолог, работал над созданием материалистической психологии, изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии.
КОФФКА КУРТ (1886-1941) - немецкий психолог, вместе с другими немецкими психологами является основателем гештальтпсихо-логии. Ему принадлежат исследования в области восприятия, обучения, развития психики и социальных взаимоотношений.
КРЕЧМЕР Эрнст (1888-1964) - немецкий психиатр и психолог, широко известен своей классификацией характеров, а также исследованиями в в области медицинской психологии и психиатрии.
ЛЕВИН Курт (1890-1947)- выдающийся немецкий психолог, создатель полевой концепции личности и принципов групповой психологии. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного и попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах.
ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890-1972) - доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Область исследований: психология характера, психических состояний, психология труда, педагогическая психология.
ЛЕЙТЕС Натан Семенович (1918) - известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области дифференциальной психологии, психологии умственной одаренности.
ЛЕОНГАРД Карл (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог. Им разработана получившая широкую популярность в психиатрии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - известный отечественный психолог. Разработал совместно с Л.С.Выготским культурно-историческую теорию. Его экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности.
ЛИНДСЕЙ Питер - канадский когнитивный психолог, профессор университета Торонто.
ЛИЧКО Андрей Евгеньевич (1926)- советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, основатель первой в нашей стране подростковой психиатрической клиники.
ЛОКК Джон (1632-1704)- выдающийся английский философ и психолог. Он заложил основы нового, эмпирического направления в психологии. Постулат Локка гласит, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях».
ЛОМБРОЗО Чезаре (1835-1909) - итальянский психиатр, криминалист, основатель итальянской школы, объясняющей общественные явления биологическими факторами (наследственностью).
ЛОМОВ Борис Федорович (1927-1979) - советский психолог, развивший системный подход в применении к анализу психических процессов. Один из основоположников создания инженерной психологии в нашей стране. Основатель и первый директор Института психологии АН СССР (ныне РАН).
ЛУРИЯ Алексей Романович (1902-1977)- выдающийся отечественный психолог, один из основателей современной нейропсихологии. Он занимался многими проблемами в разных областях психологии. Основной вклад А.Р. Лурия в развитие психологической науки заключается в разработке теоретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Им были проведены исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий.
МАСЛОУ Абрахам Харольд (1908-1970) - известный американский психолог. Один из основателей гуманистической психологии. Автор иерархической классификации потребностей человека. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей- независимости, креативности, философского мировосприятия, демократичности в общении, продуктивности и др.
МАТЮШКИН Алексей Михайлович (1927 - 2004) - известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области проблем мышления и творчества, проблемного обучения и детской одаренности.
МЕРЛИН Вольф Соломонович (1892-1982) - известный отечественный психолог, занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии, создал оригинальную концепцию темперамента человека.
МИД Джордж (1863-1931) - американский философ, один из основателей современной социальной психологии. Главным достижением Мида была его попытка показать, как в процессе социального взаимодействия формируется человеческое самосознание.
МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич (1893-1973) - известный советский психиатр и психолог. Занимался исследованиями в области нейрофизиологии, изучением индивидуальных психических особенностей человека, типологией личности и характера. Разработал теорию отношений.
НАИСЕР Ульрих (1928) - американский психолог, один из создателей когнитивной психологии. Он рассматривал познание и восприятие как специфические формы активности, осуществляемые с помощью особого рода психологических образований - «схем», формирующихся в течение жизни.
НЕБЫЛИЦИН Владимир Дмитриевич (1930-1972) - советский психолог, доктор психологических наук, профессор, видный исследова
тель психофизиологических основ индивидуальных различий. Заложил основы дифференциальной психологии.
НОРМАН Дональд- американский когнитивный психолог, профессор Калифорнийского университета.
ОЛДЗ Джеймс (1922-1976)- выдающийся американский психолог и нейрофизиолог, открыл совместно с другими исследователями эмоциональную карту мозга.
ОЛПОРТ Гордон (1897-1967) - выдающийся американский психолог, один из основателей диспозиционного направления в теории личности, дал свое определение личности. Разработал теорию личности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Инициатор разработки системного подхода к изучению личности.
ОРЛОВ Юрий Михайлович- отечественный психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук. Создатель теории и практики саногенного мышления.
ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - выдающийся русский физиолог, автор учения о высшей нервной деятельности, о двух сигнальных системах человека, о типах высшей нервной деятельности и др.
ПЕТРЕНКО Виктор Федорович (1948) - современный российский психолог, специалист в области психологии сознания и психосемантики, основатель нового направления в психологии - экспериментальной психосемантики, доктор психологических наук, профессор.
ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (1924) - известный российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки. Специалист в области психологии личности, теоретической и социальной психологии, автор ряда учебников.
ПИАЖЕ Жан (1896-1980)- выдающийся швейцарский психолог, выдвинул концепцию стадийного развития психики ребенка, разработал операциональную концепцию интеллекта. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние, которые превращаются в операции. Исследования Ж. Пиаже способствовали созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.
ПОНОМАРЕВ Яков Александрович (1920-1997) - крупный отечественный исследователь творческого мышления. Пономарев выделил два вида опыта человека: интуитивный и логический. Известны
его эксперименты по изучению интуитивного мышления. Автор теории творческого мышления.
РИБО Теодюль (1839-1916) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий, а позднее обратился к проблемам аффекта и эмоций. Открыл закон регрессии памяти (закон Рибо). Специалист в области изучения воображения.
РОДЖЕРС Карл Рэнсом (1902-1987) - выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте. В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию» представленную динамикой соотношения «Я-реальное» и «Я- идеальное».
РОРШАХ Герман (1884-1922) - швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, который носит его имя. Тест основан на человеческой склонности проецировать истолкования и чувства на неоднозначные стимулы, в этом случае - чернильные пятна. В экспериментах участвовало 300 психически больных и 100 нормальных людей.
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ. Его исследования посвящены проблемам восприятия, мышления и др., был непревзойденным систематизатором (учебник «Основы общей психологии», удостоенный Государственной премии, до сих пор лучший учебник по психологии).
РУБЦОВ Виталий Вениаминович (1948)- отечественный психолог, доктор психологических наук, академик РАО. Занимается проблемами развивающего образования, коммуникативно-ориентированных учебных средств и систем группового обучения.
РУСАЛОВ В.М.- современный отечественный психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель структурно-типологической модели темперамента.
САЙМОН Герберт (1916-2001) - американский психолог, профессор компьютерных наук и психологии университета Корнеги-Ме-лон, лауреат Нобелевской премии в области экономики. Является одним из лидеров информационного подхода к психологии. Разработал ряд информационных моделей мышления человека, в том числе Общий решатель задач, Общий индуктор правил. Развил также модель мышления профессионала.
СЕЛЬЕ Ганс (1907-1982)- канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понимании общего адаптационного синдрома. При экспериментальных исследованиях человека в
экстремальных условиях на основании учения Селье были выделены различные формы стресса и выделено понятие психологического стресса.
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905)- русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга»).
СИМОНОВ Павел Васильевич (1926) - современный российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор. Специалист в области изучения эмоций, автор потребностно-информационной теории эмоций.
СКИН HEP Беррес Фредерик (1904-1990) - американский психолог, виднейший представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения. На основе своих экспериментов он сформулировал принципы программированного обучения.
СМИРНОВ Анатолий Александрович (1894-1980)- известный отечественный психолог, автор многочисленных работ по проблемам памяти. Он возглавлял Московский институт психологии около 30 лет и заслужил славу выдающегося организатора и руководителя одного из самых продуктивных научных коллективов.
СПИРМЕН Чарльз (1863-1945) - английский психолог, разработал цикл статистических методов для измерения структуры интеллекта. Предложил двухфакторную теорию интеллекта.
СТОПИН Владимир Викторович (1945) - современный российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области самосознания, психологии семьи.
ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (1923)- отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Все ее исследования связаны с разработкой деятельностной теории обучения (моделирования, программированного обучения, усвоения знаний и др.).
ТАРТ Чарльз (1931) - американский психолог, занимается исследованиями различных состояний сознания.
ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965) - известный отечественный психолог. Занимался проблемами восприятия, представления и мышления. Проводил исследования индивидуальных различий, разработал концепцию способностей. В своих исследованиях значительное место уделял психологии искусства.
ТЕРСТОУН Луис Леон (1887-1955) - американский психолог, пси-хометрист, один из первых стал применять математические методы
в психологии и социологии. Наибол ьпгую известность принесли ему исследования интеллекта путем множественного факторного анализа.
ТИХОМИРОВ Олег Константинович (1933-2001)- российский психолог, специалист по мышлению, в течение ряда лет заведывал кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ.
ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874-1949) - американский психолог и педагог. Первая работа Торн дайка «Ум животных» явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения.
ТОРРЕНС Е.П. - современный американский психолог, исследователь креативности, разработчик одного из наиболее известных в настоящее время тестов креативности, носящего его имя.
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Он разрабатывал также вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий и их усвоению.
УОТСОН Джон (1878-1958) - американский психолог, основоположник бихевиоризма. В противовес интроспективной психологии предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках, а в качестве предмета психологии рассматривал поведение человека от рождения до смерти.
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) -один из самых выдающихся русских физиологов. Он разработал одну из важнейших категорий как физиологической, так и психологической науки - понятие о доминанте. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий класс психических актов, а в настоящее время он широко используется в психологии, медицине и педагогике.
ФЕСТИНГЕР Леон (1919-1989) -американскийпсихолог. Известен своими исследованиями по психологии мышления, коммуникации и др. Создатель теории когнитивного диссонанса.
ФЕХНЕР Густав Теодор (1801 -1887) - немецкий физик, психолог, философ. Один из авторов закона Вебера-Фехнера. Фехнер первый понял, что ощущение от звука и сам звук не одно и то же. Работая над
проблемой порогов чувствительности, предположил, что все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.
ФРАНКИ Виктор (1905-1997)- выдающийся австрийский психиатр, невропатолог, психотерапевт и философ, создатель метода психотерапии и экзистенционального анализа, известного как логоте-рапия.
ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) - гениальный австрийский врач, психопатолог и психолог, основатель психоанализа. Создатель особого психоаналитического метода, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. Создал оригинальную концепцию личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Чрезмерное увлечение Фрейда проблемами сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.
ФРОММ Эрих (1900-1980)- известный немецко-американский психолог, философ и социолог, один из главных теоретиков неофрейдизма. Изучал проблемы социального характера.
ХЕББ Дональд Оулдинг (1904-1985) - выдающийся канадский психолог. Его работы касаются системы нейронов мозга. Он расширил представления о психических процессах и указал перспективный путь, по котором)' уже почти пятьдесят лет идут современные исследователи.
ХЕННИНГ ХОМСКИЙ Ноэм (1928) - современный американский лингвист, автор трансформационной грамматики. Хомский опирался на представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура - та, которую мы слышим, глубинная же связана со смыслом. Эта модель затем была перенесена на функционирование психики и использована в экспериментальных исследованиях.
ХОРНИ Карен (1885-1952)- известный немецко-американский психолог, создатель одного из вариантов неофрейдизма. В отличие от 3. Фрейда Хорни пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии и либидо-, а бессознательное чувство тревоги, которое она называет чувством коренной тревоги. Для избавления от такой тревоги Хорни разработала особую психотерапию.
ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (1938) - современный российский психолог, доктор психологических наук, автор теории систе-могенеза способностей, академик РАО.