Психоанализ и дискурсивная психология: попытка концептуально-методологического синтеза
Многообещающую попытку психоаналитически-ориентированного качественного исследования предлагает современный английский психолог С. Фрош с соавторами (Frosh, Phoenix, Pattman, 2003; Frosh, Young, 2008). Их методологическая программа интересна тем, что в ней объединяются элементы дискурсивной психологии и психоанализа – т.е. объединяются те методологические подходы, которые, как отмечалось в начале статьи, воспринимаются многими как несовместимые в силу разности подразумеваемых ими направлений концептуального движения.
Фрош, Фёникс и Паттмен (Frosh, Phoenix, Pattman, 2003) подчеркивают, что в большинстве своих вариаций психоанализ, рисуя картину индивидуальной психической жизни, теряет важнейшее открытие, сделанное социальным конструкционизмом и дискурсивной психологией – перформативный характер языка в процессе конструирования идентичностей. Вместе с тем, авторы обращают внимание на то, что дискурсивная психология не в состоянии предложить адекватный концептуальный инструментарий для объяснения, почему все же люди склонны занимать в дискурсе те или иные позиции. Фрош и соавторы отмечают, что именно психоанализ ближе всего подходит к проблеме эмоционального инвестирования дискурсов.
В предлагаемом Фрошем совместно с коллегами методе (Frosh, Phoenix, Pattman, 2003; Frosh, Young, 2008) анализ разбивается на две части: вначале исследователи сосредотачиваются на анализе интерпретативных репертуаров и индивидуальных позиций в дискурсе, как это принято в традиции дискурсивной психологии, а затем, как это принято в традиции психоанализа, внимательно исследуют биографический материал, отслеживая особенности формирования эмоциональной привязанности к той или иной дискурсивной позиции. Согласно Фрошу с соавторами, в психологических исследованиях недостаточно понять, при помощи каких дискурсивных стратегий конструируется та или иная идентичность, что зачастую делают дискурсивные психологи, необходимо также отследить, каковы «эмоциональные инвестиции» этих стратегий, и психоаналитическая модель позволяет исследовать, что стоит «за» или «по ту сторону» дискурсов, какие потребности они обслуживают и какой формой наслаждения они поддерживаются. В проводимых Фрошем и соавторами исследованиях выбор дискурсивной позиции в процессе конструирования идентичности оказывается связан с индивидуальной бессознательной динамикой. К примеру, в одном из исследований, посвященных мужской идентичности подростков, авторы отслеживают, что за выбором позиции «не-гегемонной маскулинности» одним из мальчиков-подростков (позиции «быть с девочками») и использование им соответствующих дискурсивных ресурсов, отсылающих к образу так называемого «нового мужчины» (new man) – не-доминантного, дипломатичного, эмоционального, «не мачо» и т.п. – могут стоять выраженные переживания потери, исключения и тревоги и выбираемая дискурсивная позиция является попыткой при помощи имеющихся культурных средств справиться с могущественными бессознательными конфликтами.
Я рассмотрела несколько примеров возможной ассимиляции психоанализа в качественной методологии. Безусловно, с использованием психоаналитических идей в качественных исследованиях остается множество проблем. Прежде всего, нерешенным остается вопрос валидности анализа, основанного на представлениях о переносе и контрпереносе: не проецирует ли исследователь в процессе такого анализа собственные особенности на эмпирический материал и каковы критерии удачного контролирования подобных проекций? В рамках клинического сеттинга интерпретации аналитика проверяются самой практикой взаимодействия, но как быть в случае исследования, когда длительного контакта с респондентами не предполагается, как не предполагается и коррекции интерпретаций с их стороны? Многими сторонниками качественных исследований не принимается патологизирующая человека манера психоаналитических размышлений: неужели мы говорим, вступаем в коммуникацию только для того, чтобы защищаться от тревоги и других негативных аффектов? Однако, несмотря на множество критических голосов, психоанализ сегодня все чаще признается одним из мощных источников эвристических идей для развития качественных подходов.
Литература
1. Квале С. Исследовательское интервью / Пер. с англ. М.Р. Мироновой. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
2. Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное страдание / Пер. с нем. А. М. Руткевича. – М.: Прогресс-Академия, 1996. – 304 с.
3. Руткевич А.М. Глубинная герменевтика А. Лоренцера // Логос. – 1992. – №3. – С. 146-164
4. Billig M. The dialogic unconscious: Psychoanalysis, discursive psychology and the nature of repression // British Journal of Social Psychology. – 1997. – Vol. 36. – P. 139-159
5. Britton R., Steiner J. Interpretation: selected fact or overvalued idea? // International Journal of Psycho-Analysis. – 1994. – Vol. 75. – P. 1069-1078
6. Frosh S., Phoenix A., Pattman R. Taking a stand: using psychoanalysis to explore the positioning of subjects in discourse // British Journal of Social Psychology. – 2003. – Vol. 42. – P. 39-53
7. Frosh S., Young L.S. Psychoanalytic approaches to qualitative psychology // Handbook of Qualitative Research in Psychology / C. Willig, W. Stainton-Rogers (eds.). – London: Sage Publications, 2008. – P. 110-146
8. Habermas J. Knowledge and Human Interests. – Cambridge: Polity, 1987
9. Handbook of Qualitative Research / N. Denzin, I. Lincoln (Eds.). – Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994
10. Handbook of Qualitative Research in Psychology / C. Willig, W. Stainton-Rogers (eds.). – London: Sage Publications, 2008
11. Hollway W., Jefferson T. Doing Qualitative Research Differently: Free Association, Narrative and the Interview Method. – London: Sage Publications, 2000
12. König H.-D. Deep-structure hermeneutics // A Companion to Qualitative Research / U. Flick, E. von Kardorff, I. Steinke (Eds.) / Translated from German by B. Jenner. – London: Sage Publications, 2004. – P. 313-320
13. Kvale S. The psychoanalytic interview as qualitative research // Qualitative Inquiry. – 1999. – Vol. 5(1). – P. 87-113
14. Marks S., Mönnich-Marks H. The analysis of counter-transference reactions is a means to discern latent interview-contents // Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. – 2003. – Vol. 4(2). – Art. 36 / Available at: http://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/709
15. Midgley N. Psychoanalysis and qualitative psychology: complementary or contradictory paradigms // Qualitative Research in Psychology. – 2006. – Vol. 3. – P. 213-231
16. Schorn A. The «theme-centred interview»: a method to decode manifest and latent aspects of subjective realities. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. – 2000. – Vol. 1(2) / Available at: http://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/1092