Процедура,этапы и методы психоаналитической психотерапии
Техническая процедура – это комплекс приемов, инструментов, взаимодействий, а также, принятых на себя терапевтом и пациентом обязательства в целом терапевтического процесса.
Пример: гипноз, внушение, свободные ассоциации, интерпретации.
Техники классического психоанализа и интерпретация:
-сновидений
-сопротивления
-переноса/контртрансфера
-защит.
Современные психоаналитические техника:
-эмпатия
-коррегирующий эмоц.опыт
-контенирование (психоаналитик в роли контейнера)
-комплементарные отношения
-игровые методы
-фрустрация влечения
-поддержание технической нейтральности.
Основные усилия (цель) направлены на то, чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-эго, расширить сферу перцепции и укрепить организацию Эго так, чтобы оно могло освоить свежую порцию Ид.
Психоаналитическая терапия – каузальная (направлена на устранение причины, вызывающую невроз).
Ее цель – разрешение невротического конфликта, включающего инфантильный невроз, которые служит краеугольным камнем взрослого невроза.
Методы психоаналитической терапии:
1.Прояснение.
-это исследование вместе с пациентом всего неопределенного, неясного, загадочного, противоречивого, незавершенного в представленной информации.
Это первый когнитивный шаг при котором все, что говорит пациент не ставится под сомнение, не обсуждается, не выясняются причины. Оценивается насколько сам пациент понимает свою проблему и насколько он испытывает замешательство пред тем, что остается нелепым.
Прояснение – это инструмент, исследование границ зоны осознания.
2.Конфронтация.
Это второй шаг, который открывает перед пациентом такие сведения, которые кажутся противоречивыми, непоследовательными, непонятным, загадочными, незавершенными, такие аспекты взаимодействия с пациентом. Эти аспекты поведения указывают, что работают защитные механизмы и наличие противоречащих друг другу образов Я.
Для конфронтации нужно сопоставить сознательный и предсознательный материал, который пациент переживает отдельно друг от друга. При этом исследовать способность пациента смотреть на проблему с иной точки зрения без последующей регрессии. Важна реакция пациента на кофронтацию: увеличится или снизится у него способность к осознанию.
Конфронтация – это не агрессивное вторжение в психику пациента, а процесс, требующий терпения со стороны терапевта.
Итак, конфронтация – это стремление внести в сознание потенциально-конфликтные аспекты.
3.Интерпретация.
Это техника, в процессе которой терапевт связывает сознательный и предсознательный материал с предполагаемым бессознательным функционированием. С помощью интерпретации исследуется происхождение конфликта между диссоциированным состоянием Эго, природа и мотивы действующих защитных механизмов.
Конфронтация сопоставляет и реорганизует материал, а интерпретация добавляет к этому материалу гипотетическое измерение причинности и глубину.
Интерпретация – это стремление к разрешения конфликта с предположением о стоящих за ним бессознательных мотивов.
Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.
1. Продуцирование материала. Основными его способами являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.Свободная ассоциация — главный метод продуцирования материала..Фрейд предъявлял к пациенту одно требование: «Он должен говорить нам не только то, что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему обеспечение, но и все, что приходит ему в голову, даже если это неприемлемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным». Случается, пациент говорит, что ему ничего не приходит в голову. Но, как показывал Фрейд, все это объясняется только тем, что больной удерживает или устраняет пришедшую ему в голову мысль под влиянием сопротивления. Последнее — это возникающее во время психоаналитического лечения противодействие превращению бессознательных процессов в сознательные. Сопротивление — внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. Один из важных этапов психоанализа — перевод сопротивления из Эго-синтоничного в чуждое Эго. Как только это достигнуто, пациент вступает в рабочий альянс с аналитиком. От пациента требуется, чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы, фантазии, а аналитик должен оставаться потаенной фигурой. Эффективность метода свободных ассоциаций в значительной мере зависит от особых отношений, устанавливающихся между пациентом и психоаналитиком. В основе этих отношений лежит феномен переноса (трансфера). Это, согласно психоанализу, процесс проявления к терапевту чувств, которые являются в действительности концентрацией прошлых чувств к другим людям — прежде всего к ближайшему окружению пациента в детстве. «Перенос, — писал Фрейд, — есть повторение, новое "издание" старых, объективных отношений». Механизм его состоит в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечений. Другими словами, «переносит» на него свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда последствиями. Перенос состоит в переживании эмоций, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, неадекватных по отношению к ней, так как они являются повторением, перемещением реакций, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте.Перенос вызывает ответные чувства и реакции у психоаналитика, которые Фрейд назвал контрпереносом
2.Анализ. Главной целью всех аналитически ориентированных методик является понимание пациентом самого себя, а основной технической процедурой — интерпретация.Техника анализа включает 4 процедуры: прояснение, конфронтацию, интерпретацию, тщательную проработку.Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента (конфронтация). Конфронтация подводит пациента к осознанию противоречивых и несогласованных друг с другом элементов его поведения, привлекает его внимание к тем фактам, которые раньше им не осознавались или считались самоочевидными, но при этом противоречат другим его идеям, взглядам, поступкам. Например, прежде чем анализировать сопротивление, нужно показать пациенту, что оно у него есть. Если человек понимает это, можно переходить к прояснению. Цель его — сфокусировать внимание на анализируемом феномене, тщательно отделить его от других, четко обозначить его границы. Следующий, основной этап анализа — интерпретация. Цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы мы смогли лучше понять значение данной части поведения. Техника анализа сопротивления складывается из следующих процедур:1. Процесс осознания сопротивления. 2. Демонстрация факта сопротивления пациенту:позволить сопротивлению стать демонстративным; способствовать усилению сопротивления.3. Прояснение мотивов и форм сопротивления. Необходимо выяснить: какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа; ❖ какие конкретные форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.4. Интерпретация сопротивления:выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектови побуждений, которые стоят за сопротивлением; -Ф- объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов, побуждений или событий.5. Интерпретация формы сопротивления:объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;+ проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к его интеллектуальному соперничеству с аналитиком. В любом случае это усилит сопротивление. Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уже потом перейти к его интерпретации.Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью, что это акция, которую он осуществляет бессознательно, пред-сознательно или сознательно, что оно не является виной или слабостью и что его анализ — важная часть психоаналитического лечения. Только когда пациент сам определит, что он сопротивляется, и ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно установить сотрудничество с ним, только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.
3.Рабочий альянс.Он проявляется в готовности пациента следовать правилам психоаналитической процедуры и сотрудничать с аналитиком, предполагает рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые позволяют первому целеустремленно работать в рамках аналитической ситуации, а аналитику добиваться терапевтического успеха. анализ следует проводить в направлении от сопротивления к содержанию, от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.
Первый этап анализа переноса — идентификация. Сначала она может стимулироваться искусственно. Когда аналитик анализирует материал, он просит пациента временно отказаться от своего переживающего, свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем, что он (пациент) сейчас переживает. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним. Сначала пациент поступает таким образом только тогда, когда психолог просит его об этом, но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным. В этом случае пациент сам осознает, что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя: «Чему и почему?» Это и есть показатель частичнойи временной идентификации с аналитиком, которая способствует рабочему альянсу. Когда это происходит, то говорят: «Пациент в анализе».Следующим этапом анализа реакции является ее прояснение. Это поиски бессознательных источников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фантазии, сновидения, символизм ассоциаций пациента и т. п.В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов. Наиболее распространенными являются три:♦ отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;♦ отслеживание объектов (фигур), предшествующих переносу;♦ исследование фантазий переноса.Наиболее эффективен первый прием. Обычно пациенту задают вопрос: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение?» А затем, выслушивая ответы, постепенно пытаются нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждений. Затем спрашивают: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника.
К основным принципам психоаналитической интерпретации относятся следующие:
1. В первую очередь следует интерпретировать материал, преобладающий на данном сеансе.2. Сначала интерпретируется материал, близкий к сознанию (например, применяемые пациентом защитные механизмы), а потом более глубокий, менее осознаваемый (например, скрытое за защитой содержание).3. Аналитик должен давать интерпретацию только в том случае, когда он в состоянии четко сформулировать предположение о том, что стоит за высказыванием пациента, если он уверен, что при согласии того с выдвинутым предположением уровень самосознания пациента повысится. Если же интерпретация окажется неверной, она все же послужит прояснению ситуации, когда пациент не в состоянии самостоятельно сделать данное заключение без помощи интерпретации аналитика.