Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта

Л. В. Куликов

Вводные замечания.Без психологической устойчивости невозмож­ны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и ус­пешная самореализация. Многим психическим расстройствам и пси­хосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероят­ности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жиз­нью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощуще­ний благополучия для психического здоровья.

В научной и популярной литературе нередко можно встретить сло­восочетание эмоциональный комфорт». Данное выражениеимеет ме­тафорическое содержание, что затрудняет его использование в каче­стве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно - как «удобство, удобные условия». Поэто­му, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опи­раться на его переносный смысл. Для научного термина такое качест­во следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного поня­тия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпа­дающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмо­циональных характеристик благополучия. В данном понятии угады­вается акцент на субъективной стороне состояния личности, посколь­ку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние.

Цель занятия.Выявление и анализ причин эмоционального диском­форта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают.

Оснащение.Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источ­ники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуе­мых), которые действуют постоянно или относительно постоянно.

Порядок работы.Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из пере­численных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Вы­бранные баллы записываются.

Обработка результатов опроса и интерпретация полученных дан­ныхдолжны включать качественный и количественный анализ. Сна­чала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить домини­рующие по силе причины беспокойства.

Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокой­ства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Сила причин дискомфорта у мужчин (47 чел.)

И женщин (229 чел.)

Причины дискомфорта Мужчины Женщины
        сред­няя -95, % +95, °/о сред­няя -95, % +95, %
Неприятные соседи 2,70 2,18 3,22 2,89 2,61 3,16
Забота о состоянии здо­ровья кого-либо из членов семьи 4,19 3,62 4,76 4,25 3,95 4,54
Раскаяние по поводу прошлых решений 3,02 2,56 3,48 3,36 3,11 3,61
Раздумья о смысле жизни 2,85 2,32 3,38 3,46 3,20 3,72
  Беспокойство, вызван­ное внутриличностными конфликтами (противо­речивыми желаниями, стремлениями, обязан­ностями перед людьми) 3,15 2,56 3,74 3,17 2,93 3,42
Перегруженность делами 3,74 3,13 4,36 3,61 3,38 3,84
Проблемы с подчинен­ными 2,21 1,69 2,74 2,89 2,64 3,14
Проблемы в общении с сотрудниками (коллега­ми) на работе 3,04 2,41 3,67 3,04 2,80 3,29
Столкновения с началь­ством 2,68 2,10 3,26 3,03 2,77 3,30
Беспокойство о надеж­ности места работы 3,32 2,66 3,98 3,24 2,98 3,50
И Проблемы с местом ра­боты из-за своей поло­вой принадлежности 2,19 1,65 2,73 2,36 2,12 2,60
Неудовлетворенность своей работой 3,32 2,72 3,92 3,32 3,07 3,57
Чувство одиночества 3,26 2,62 3,89 3,21 2,92 3,49
Трудности в выборе жизненного пути 3,19 2,44 3,93 2,83 2,50 3,15
Финансовая ненадеж­ность положения семьи (или собственного поло­жения) 4,28 3,69 4,87 4,50 4,24 4,77
Трудности с возможно­стью выразить себя 3,45 2,96 3,94 3,41 3,16 3,65
Физический недуг (ка­кое-либо расстройство организма, телесный де­фект) 3,49 2,91 4,07 3,17 2,91 3,44
Неудовлетворенность внешним видом 3,60 3,09 4,10 3,28 3,03 3,52
Заботы о своем здоровье (в целом) 3,66 3,18 4,14 3,85 3,59 4,11
Недостаточность отдыха 3,70 3,23 4,18 4,03 3,79 4,27
Сексуальные проблемы 2,60 2,08 3,11 2,82 2,57 3,07
Проблемы с сексуаль­ным партнером 2,85 2,23 3,48 2,73 2,47 2,98
Нехватка времени для семьи 3,09 2,59 3,58 3,49 3,23 3,74
Проблемы с родителями 2,79 2,19 3,39 2,97 2,70 3,25
Проблемы с детьми 3,62 2,99 4,24 3,14 2,86 3,43
Перегруженность семей­ными обязанностями 2,81 2,36 3,26 3,10 2,85 3,36
Неудовлетворенность отношениями с друзья­ми и приятелями 2,97 2,32 3,62 2,41 2,14 2,68
Трудности в отношени­ях со сверстниками про­тивоположного пола 2,78 2,15 3,41 2,05 1,79 2,30
Недостаток активности, энергии 3,62 3,12 4,11 3,24 2,99 3,48
Растущие цены 2,98 2,45 3,51 3,45 3,16 3,75
Проблемы с покупками 2,96 2,48 3,44 3,56 3,31 3,82
Проблемы с транспортом 2,98 2,41 3,55 3,31 3^04 1 3,59
Осуждение и дискрими­нация со стороны других 2,57 2,02 3,13 2,80 2,54 3,06
Беспокойство по поводу обстановки в стране 3,15 2,59 3,70 3,75 3,48 4,02
Недостаточность отдыха 3,70 3,23 4,18 4,03 3,79 4,27
Сексуальные проблемы 2,60 2,08 3,11 2,82 2,57 3,07
Проблемы с сексуаль­ным партнером 2,85 2,23 3,48 2,73 2,47 2,98
Нехватка времени для семьи 3,09 2,59 3,58 3,49 3,23 3,74
Проблемы с родителями 2,79 2,19 3,39 2,97 2,70 3,25
Проблемы с детьми 3,62 2,99 4,24 3,14 2,86 3,43
Перегруженность семей­ными обязанностями 2,81 2,36 3,26 3,10 2,85 3,36
Неудовлетворенность отношениями с друзья­ми и приятелями 2,97 2,32 3,62 2,41 2,14 2,68
Трудности в отношени­ях со сверстниками про­тивоположного пола 2,78 2,15 3,41 2,05 1,79 2,30
Недостаток активности, энергии 3,62 3,12 4,11 3,24 2,99 3,48
Растущие цены 2,98 2,45 3,51 3,45 3,16 3,75
Проблемы с покупками 2,96 2,48 3,44 3,56 3,31 3,82
Проблемы с транспортом 2,98 2,41 3,55 3,31 3^04 1 3,59
Осуждение и дискрими­нация со стороны других 2,57 2,02 3,13 2,80 2,54 3,06
Беспокойство по поводу обстановки в стране 3,15 2,59 3,70 3,75 3,48 4,02

Обозначения. Средняя — средняя величина; -95,0% и +95,0% — доверитель­ные интервалы средних величин.

Далее в ходе качественного анализа надо сравнить состав домини­рующих причин беспокойства у респондентов, а также учесть характер пРичин, их принадлежность к той или иной сфере бытия личности.

В ходе количественного анализа подсчитывается средняя величи­на баллов по всем пунктам анкеты.

Затем учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для озна­комления числовые данные обследования. После этого они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Рекомендуется попросить партнера прокомментировать наиболее высокие оценки. Например, спросить, в чем именно заключается переживаемый внутренний конфликт, — какие конкурирующие мотивы, цели, ценности его порож­дают. Или поинтересоваться, что именно в своем внешнем виде его; беспокоит более всего.

Основное внимание нужно уделить личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми в доминировании той или иной причины дискомфорта или способствовали повышению чувстви­тельности к ней. Может оказаться продуктивной попытка проанали­зировать основные события последнего времени и их влияние на эмоциональный комфорт или дискомфорт.

Контрольные вопросы

1. Почему важно своевременно выявлять эмоциональный дискомфорт?

2. Какие причины для выявления эмоционального дискомфорта час­то оказываются наиболее сильными?

Приложение 13.1

Наши рекомендации