Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта
Л. В. Куликов
Вводные замечания.Без психологической устойчивости невозможны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и успешная самореализация. Многим психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероятности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жизнью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья.
В научной и популярной литературе нередко можно встретить словосочетание эмоциональный комфорт». Данное выражениеимеет метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно - как «удобство, удобные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного понятия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпадающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмоциональных характеристик благополучия. В данном понятии угадывается акцент на субъективной стороне состояния личности, поскольку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние.
Цель занятия.Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают.
Оснащение.Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых), которые действуют постоянно или относительно постоянно.
Порядок работы.Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из перечисленных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Выбранные баллы записываются.
Обработка результатов опроса и интерпретация полученных данныхдолжны включать качественный и количественный анализ. Сначала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить доминирующие по силе причины беспокойства.
Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокойства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Сила причин дискомфорта у мужчин (47 чел.)
И женщин (229 чел.)
№ | Причины дискомфорта | Мужчины | Женщины | ||||
средняя | -95, % | +95, °/о | средняя | -95, % | +95, % | ||
Неприятные соседи | 2,70 | 2,18 | 3,22 | 2,89 | 2,61 | 3,16 | |
Забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи | 4,19 | 3,62 | 4,76 | 4,25 | 3,95 | 4,54 | |
Раскаяние по поводу прошлых решений | 3,02 | 2,56 | 3,48 | 3,36 | 3,11 | 3,61 | |
Раздумья о смысле жизни | 2,85 | 2,32 | 3,38 | 3,46 | 3,20 | 3,72 | |
Беспокойство, вызванное внутриличностными конфликтами (противоречивыми желаниями, стремлениями, обязанностями перед людьми) | 3,15 | 2,56 | 3,74 | 3,17 | 2,93 | 3,42 | |
Перегруженность делами | 3,74 | 3,13 | 4,36 | 3,61 | 3,38 | 3,84 | |
Проблемы с подчиненными | 2,21 | 1,69 | 2,74 | 2,89 | 2,64 | 3,14 | |
Проблемы в общении с сотрудниками (коллегами) на работе | 3,04 | 2,41 | 3,67 | 3,04 | 2,80 | 3,29 | |
Столкновения с начальством | 2,68 | 2,10 | 3,26 | 3,03 | 2,77 | 3,30 | |
Беспокойство о надежности места работы | 3,32 | 2,66 | 3,98 | 3,24 | 2,98 | 3,50 | |
И | Проблемы с местом работы из-за своей половой принадлежности | 2,19 | 1,65 | 2,73 | 2,36 | 2,12 | 2,60 |
Неудовлетворенность своей работой | 3,32 | 2,72 | 3,92 | 3,32 | 3,07 | 3,57 | |
Чувство одиночества | 3,26 | 2,62 | 3,89 | 3,21 | 2,92 | 3,49 | |
Трудности в выборе жизненного пути | 3,19 | 2,44 | 3,93 | 2,83 | 2,50 | 3,15 | |
Финансовая ненадежность положения семьи (или собственного положения) | 4,28 | 3,69 | 4,87 | 4,50 | 4,24 | 4,77 | |
Трудности с возможностью выразить себя | 3,45 | 2,96 | 3,94 | 3,41 | 3,16 | 3,65 | |
Физический недуг (какое-либо расстройство организма, телесный дефект) | 3,49 | 2,91 | 4,07 | 3,17 | 2,91 | 3,44 | |
Неудовлетворенность внешним видом | 3,60 | 3,09 | 4,10 | 3,28 | 3,03 | 3,52 | |
Заботы о своем здоровье (в целом) | 3,66 | 3,18 | 4,14 | 3,85 | 3,59 | 4,11 | |
Недостаточность отдыха | 3,70 | 3,23 | 4,18 | 4,03 | 3,79 | 4,27 | |
Сексуальные проблемы | 2,60 | 2,08 | 3,11 | 2,82 | 2,57 | 3,07 | |
Проблемы с сексуальным партнером | 2,85 | 2,23 | 3,48 | 2,73 | 2,47 | 2,98 | |
Нехватка времени для семьи | 3,09 | 2,59 | 3,58 | 3,49 | 3,23 | 3,74 | |
Проблемы с родителями | 2,79 | 2,19 | 3,39 | 2,97 | 2,70 | 3,25 | |
Проблемы с детьми | 3,62 | 2,99 | 4,24 | 3,14 | 2,86 | 3,43 | |
Перегруженность семейными обязанностями | 2,81 | 2,36 | 3,26 | 3,10 | 2,85 | 3,36 | |
Неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятелями | 2,97 | 2,32 | 3,62 | 2,41 | 2,14 | 2,68 | |
Трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола | 2,78 | 2,15 | 3,41 | 2,05 | 1,79 | 2,30 | |
Недостаток активности, энергии | 3,62 | 3,12 | 4,11 | 3,24 | 2,99 | 3,48 | |
Растущие цены | 2,98 | 2,45 | 3,51 | 3,45 | 3,16 | 3,75 | |
Проблемы с покупками | 2,96 | 2,48 | 3,44 | 3,56 | 3,31 | 3,82 | |
Проблемы с транспортом | 2,98 | 2,41 | 3,55 | 3,31 | 3^04 1 | 3,59 | |
Осуждение и дискриминация со стороны других | 2,57 | 2,02 | 3,13 | 2,80 | 2,54 | 3,06 | |
Беспокойство по поводу обстановки в стране | 3,15 | 2,59 | 3,70 | 3,75 | 3,48 | 4,02 | |
Недостаточность отдыха | 3,70 | 3,23 | 4,18 | 4,03 | 3,79 | 4,27 | |
Сексуальные проблемы | 2,60 | 2,08 | 3,11 | 2,82 | 2,57 | 3,07 | |
Проблемы с сексуальным партнером | 2,85 | 2,23 | 3,48 | 2,73 | 2,47 | 2,98 | |
Нехватка времени для семьи | 3,09 | 2,59 | 3,58 | 3,49 | 3,23 | 3,74 | |
Проблемы с родителями | 2,79 | 2,19 | 3,39 | 2,97 | 2,70 | 3,25 | |
Проблемы с детьми | 3,62 | 2,99 | 4,24 | 3,14 | 2,86 | 3,43 | |
Перегруженность семейными обязанностями | 2,81 | 2,36 | 3,26 | 3,10 | 2,85 | 3,36 | |
Неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятелями | 2,97 | 2,32 | 3,62 | 2,41 | 2,14 | 2,68 | |
Трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола | 2,78 | 2,15 | 3,41 | 2,05 | 1,79 | 2,30 | |
Недостаток активности, энергии | 3,62 | 3,12 | 4,11 | 3,24 | 2,99 | 3,48 | |
Растущие цены | 2,98 | 2,45 | 3,51 | 3,45 | 3,16 | 3,75 | |
Проблемы с покупками | 2,96 | 2,48 | 3,44 | 3,56 | 3,31 | 3,82 | |
Проблемы с транспортом | 2,98 | 2,41 | 3,55 | 3,31 | 3^04 1 | 3,59 | |
Осуждение и дискриминация со стороны других | 2,57 | 2,02 | 3,13 | 2,80 | 2,54 | 3,06 | |
Беспокойство по поводу обстановки в стране | 3,15 | 2,59 | 3,70 | 3,75 | 3,48 | 4,02 |
Обозначения. Средняя — средняя величина; -95,0% и +95,0% — доверительные интервалы средних величин.
Далее в ходе качественного анализа надо сравнить состав доминирующих причин беспокойства у респондентов, а также учесть характер пРичин, их принадлежность к той или иной сфере бытия личности.
В ходе количественного анализа подсчитывается средняя величина баллов по всем пунктам анкеты.
Затем учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления числовые данные обследования. После этого они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Рекомендуется попросить партнера прокомментировать наиболее высокие оценки. Например, спросить, в чем именно заключается переживаемый внутренний конфликт, — какие конкурирующие мотивы, цели, ценности его порождают. Или поинтересоваться, что именно в своем внешнем виде его; беспокоит более всего.
Основное внимание нужно уделить личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми в доминировании той или иной причины дискомфорта или способствовали повышению чувствительности к ней. Может оказаться продуктивной попытка проанализировать основные события последнего времени и их влияние на эмоциональный комфорт или дискомфорт.
Контрольные вопросы
1. Почему важно своевременно выявлять эмоциональный дискомфорт?
2. Какие причины для выявления эмоционального дискомфорта часто оказываются наиболее сильными?
Приложение 13.1