Сознание как предмет психологии
Отросли психологической науки.Критерии их выделения.
Основные отрасли психологии
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:
1) по сферам деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек (психология труда, педагогическая психология);
2) по тому, кто именно эту деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа (субъект: человек определенного возраста – возрастная психология);
3) по конкретным научным проблемам, например, проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями (нейропсихология).
Методы психологического исследования.
a) не экспериментальные психологические методы-Наблюдение
б) диагностические методы- Тест(тест способностей, тест восприятия)
в) экспериментальные методы- Естественный(школа), Моделирующий эксперимент,Лабораторный эксперимент.
г) формирующие методы-Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), ". . . не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".(преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования)
Научная и житейская психология.Их взаимоотношения.
Отличие житейской психологии от научной.
1)Житейс.псих.приурочена к конкретным людям,задачам,ситуациям,а науч.псих.использует науч.понятия чётко определяются ,соотносятся друг с другом,и связанны в законы.
2)Житейс.псих.знания носят ситуативный хар-ер,науч.псих.знания рациональны и осознаны.
3)В житей. псих. знания передаются из уст в уста и т.п., а в научной псих. в научных трудах монографиях, статьях.
4) В жит. псих. методы получения , а в науч. псих. наблюдения, размышления.
5) Науч. псих. распологает уникальным фактич. материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному посетителю жит. психологии.
Душа как предмет психологии.
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".
Общее представление о психике и сознании
Психика- функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
психика- это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым,важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями,которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".
Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская психология.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология,искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях,отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные
Сознание как предмет психологии
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]