II Этап подготовительный
Цель: сформировать недостающие движения органов артикуляции, внести коррекцию в неправильно сформировавшиеся движения.
Особенностью логопедической работы на этом этапе, в отличие от детей младшего возраста, необходимо более подробно остановиться на формировании правильной артикуляционной позы, соответствующей звуку [р].
Маленькому ребенку нет необходимости подробно объяснять установку звука [р], эффективнее будет в игровой форме добиться правильной установки, опираясь на зрительные, тактильные, кинестетические, затем на акустические анализаторы.
Подростку же необходимо подробно объяснить установку звука, используя профили, муляжи, фотопалатограммы. Объяснить, что с физической точки зрения постановка нового звука – создание нового условного рефлекса. Процесс формирования установки звука должен осуществляться как произвольный и осознанный. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает правильную артикуляцию, объясняет, какие движения следует произвести, куда направлена струя воздуха.
Исходя их индивидуальных особенностей характера подростка бывает целесообразно посвятить одно логопедическое занятие объяснению установки звука [р], не вести на этом занятии совместную работу логопеда и пациента, то есть не добиваться от него самостоятельного формирования уклада органов артикуляции, а оставить эту работу для домашнего занятия. Предложить подростку подробно записать со слов логопеда уклад органов артикуляции, зарисовать профиль, а в домашних условиях потренироваться самому выбрать правильную позу для произношения, поучиться целенаправленному выдоху.
М. Зееман считает, что первые упражнения «необходимо проводить только в амбулатории, запрещая бесконтрольные домашние упражнения»[20].
Но иной подросток может сильно смущаться на первых логопедических занятиях, огорчаться, если при правильном артикуляторном укладе нужный звук сразу не получится. Тем более, что сознательный гиперконтроль положения языка ведет к неестественной артикуляции, к излишнему напряжению мышц, при котором вибрацию кончика языка невозможно получить. Поэтому артикуляционную позу подростку целесообразнее «выучить» самостоятельно дома.
Дальнейшее обучение звуку, как и в классической методике, начинается с курса артикуляционной гимнастики. Этап развития фонематического слуха при работе с подростком можно опустить, так как в подростковом возрасте вряд ли имеет смысл давать подобные упражнения. Укреплять нервно-мышечный аппарат звукопроизношения у подростка следует во всех его отделах: дыхания, голоса и артикуляции.
Подростку необходимо объяснить цель курса развития речевой моторики:
1. Усвоение отдельных элементов артикуляции, необходимых для выработки правильного произношения звука.
2. Укрепление мышц языка, развитие гибкости кончика языка.
3. Затормозить старые, неправильные динамические стереотипы и выработать новые (перенести вибрацию с увулы на апекс, то есть, изменить направление воздушной струи).
Первоначально необходимо использовать возможности зрительного и кожно-мышечного анализатора, так как на первых стадиях воспитания звука, по мнению М.Е. Хватцева [54], О. В. Правдиной [41], полагаться на слух нельзя.
На первых занятиях по артикуляционной гимнастике от подростка не всегда следует требовать мгновенного повторения всех упражнений за логопедом или вводить сопряженные упражнения, по обычной методике с маленькими детьми. Поначалу подросток может стесняться выполнять артикуляционную гимнастику совместно с логопедом, так как она может ему показаться несколько необычной. Поэтому на первых занятиях, возможно, правильнее будет логопеду только показать ряд статических, динамических и дыхательных упражнений, составленных для каждого пациента индивидуально, исходя из особенностей искажения звука. Подростку же предложить в домашней обстановке у зеркала воспроизвести эти упражнения. В помощь можно предложить запись артикуляционной гимнастики на аудиокассете или занятие на компьютерном тренажере «Дельфа – 130» (Т.К. Королевская [24].
После самостоятельной работы подростка на следующих занятиях логопед просит его показать сначала те артикуляционные упражнения, помочь воспроизвести те артикуляционные упражнения, которые не получаются.
В работе с подростками используются все классические упражнения артикуляционной гимнастики, подробно описанные М.Е. Хватцевым [24], Т.Б. Фимичевой, Н.А. Чевелёвой [51], Б.М.Гриншпун [12]. Кроме того автор предлагает в коррекционной работе с подростками использовать артикуляционную гимнастику «с отягощением»:
1. На переднюю часть спинки языка положить перпендикулярно зонд (металлическую круглую палочку размером с карандаш) и попеременно загибать и выпрямлять кончик языка, стараясь удержать при этом зонд перпендикулярно.
2. При статическом упражнении «Чашечка» класть на середину языка зерно гороха, загнув края языка, удерживать зерно в заданной позе.
3. При гиподинамичном языке переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, зерна бобовых.
4. Для выработки целенаправленной воздушной струи и с целью получения вибрации кончика языка катать по столу карандаш сильным дутьем, при установленном на [р] языке, рот должен находиться на уровне стола.
5. С целью получения вибрации сдувать с кончика языка кусочек бумажки.
6. Небольшое количество жидкости или собственной слюны перекатывать кончиком языка ударяясь о сжатые зубы со звуком, похожем на [трыт’]. (Аналогичный прием с жидкостью – полоскание горла со звуком, вибрирующим увулу, применяют преподаватели французского языка для постановки французского [р]).
7. Массаж языка вибромассажером с целью укрепления мышц языка и формирования ощущения вибрации.
8. «Моторчику» подросток может научиться самостоятельно. Осуществить постановку раскатистого [р] от моторчика у логопатов-подростков не всегда возможно, хотя с маленькими детьми этот прием достаточно успешно применяется. Но «моторчик» будет полезен и взрослому в качестве самомассажа мышц языка.
Не все описанные выше упражнения артикуляционной гимнастики допустимо проводить с логопатами-дошкольниками, так как есть опасность, что ребенок может проглотить «тренажер», захлебнуться слюной.
Далее подготовительный этап должен постепенно переходить в этап постановки звука.