Профессионального стандарта (далее – ПС)
Вопросы экспертам по адаптации
«ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 682н,
зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2013 г., № 30840
Уважаемые эксперты!
Просим ответить на вопросы, которые помогут внести в ПС необходимые дополнения и поправки в связи с новыми законодательными актами, а также учесть первый опыт его применения.
1. Какие изменения следует внести в ПС в связи с принятием ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»? (Укажите, какие именно изменения.)
1.1. Изменение терминологии.
_____________
1.2. Изменение формулировок.
_____________
1.3. Иные изменения:
_____________
2. Есть ли необходимость во внесении изменений в наименование вида профессиональной деятельности: «Предоставление психологических услуг в социальной сфере»?
2.1. Нет, надо оставить.
2.2. Да, надо изменить.
2.3. Если надо изменить, то как именно:________________________________ _______
3. Есть ли необходимость во внесении изменений в наименование основной цели вида профессиональной деятельности: «Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)».
3.1. Нет, надо оставить.
3.2. Да, надо изменить.
3.3. Если надо изменить, то как именно:________________________________ _______
4. Есть ли необходимость, на Ваш взгляд, во внесении изменений в трудовые действия, необходимые умения и знания, соответствующие трудовой функции 3.1.1. «Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)» (в соответствующей графе укажите, что именно надо изменить, приведите свою формулировку)?
4.1. Трудовые действия | Что именно изменить | |
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам | ||
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия | ||
Обучение специалистов межведомственной команды | ||
Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды | ||
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды | ||
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам | ||
Учет результатов работы | ||
Иные трудовые действия | ||
4.2. Необходимые умения | Что именно изменить | |
Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами | ||
Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации | ||
Разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям | ||
Консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде | ||
Вести документацию и служебную переписку | ||
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере | ||
Иные умения | ||
4.3. Необходимые знания | Что именно изменить | |
Социальная психология, психология малых групп | ||
Методология командной работы | ||
Психология управления, организационная психология | ||
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств | ||
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств | ||
Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд | ||
Техники эффективной коммуникации со специалистами | ||
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения) | ||
Технология разрешения конфликтов | ||
Иные знания | ||
5. Есть ли необходимость во внесении изменений в трудовые действия, необходимые умения и знания, соответствующие трудовой функции 3.1.2. «Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения» (в соответствующей графе укажите, что именно надо изменить, приведите свою формулировку)? | ||
5.1. Трудовые действия | Что именно изменить | |
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | ||
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей | ||
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных | ||
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности | ||
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений | ||
Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации по результатам мониторинга | ||
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | ||
Учет проведенных работ | ||
Иные трудовые действия | ||
5.2. Необходимые умения | Что именно изменить | |
Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности | ||
Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности | ||
Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ | ||
Аргументировать свою позицию | ||
Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | ||
Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | ||
Вести документацию и служебную переписку | ||
Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | ||
Иные умения | ||
5.3. Необходимые знания | Что именно изменить | |
Социальная психология, психология малых групп | ||
Психология кризисных состояний | ||
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | ||
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения | ||
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | ||
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды | ||
Современные направления молодежных движений | ||
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | ||
Документоведение | ||
Иные знания | ||
6. Есть ли необходимость, по Вашему мнению, во внесении изменений в трудовые действия, необходимые умения и знания, соответствующие трудовой функции 3.1.3. «Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию» (в соответствующей графе укажите, что именно надо изменить, приведите свою формулировку)? | ||
6.1.Трудовые действия | Что именно изменить | |
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников | ||
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе | ||
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов | ||
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации | ||
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов | ||
Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов | ||
Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях | ||
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов | ||
Иные трудовые действия | ||
6.2. Необходимые умения | Что именно изменить | |
Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам | ||
Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи | ||
Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций | ||
Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов | ||
Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм | ||
Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации | ||
Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения | ||
Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию | ||
Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач | ||
Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов | ||
Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе | ||
Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов | ||
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов | ||
Вести делопроизводство и служебную переписку | ||
Иные умения | ||
6.3. Необходимые знания | Что именно изменить | |
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) | ||
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты | ||
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) | ||
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) | ||
Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений | ||
Психология зависимости, аддикций, девиантология | ||
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни | ||
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) | ||
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) | ||
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации | ||
Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические) | ||
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп | ||
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации | ||
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) | ||
Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия) | ||
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) | ||
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты | ||
Иные знания | ||
7. Есть ли необходимость во внесении изменений в трудовые действия, необходимые умения и знания, соответствующие трудовой функции 3.1.4 «Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)» (в соответствующей графе укажите, что именно надо изменить, приведите свою формулировку)? | ||
7.1. Трудовые действия | Что именно изменить | |
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки | ||
Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства) | ||
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов | ||
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни | ||
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов | ||
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде | ||
Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников | ||
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания | ||
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов | ||
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем | ||
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ | ||
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи | ||
Иные трудовые функции | ||
7.2. Необходимые умения | Что именно изменить | |
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения | ||
Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов | ||
Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение | ||
Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения | ||
Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам | ||
Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов | ||
Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов | ||
Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам | ||
Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами | ||
Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам | ||
Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека | ||
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам | ||
Вести документацию и служебную переписку | ||
Иные умения | ||
7.3. Необходимые знания | Что именно изменить | |
Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс | ||
Методы и методики общей и социальной психологии | ||
Современные направления молодежных движений | ||
Психология зависимости, аддикций, девиантология | ||
Проблемы социализации, нарушений социализации | ||
Методология проведения тренингов | ||
Возрастная психология, геронтология | ||
Психология семьи и семейных кризисов | ||
Психология воспитания и педагогики | ||
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | ||
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы | ||
Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой) | ||
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов | ||
Технологии работы с разными социальными группами | ||
Документоведение | ||
Иные знания | ||
8. Есть ли необходимость, на Ваш взгляд, во внесении изменений в трудовые действия, необходимые умения и знания, соответствующие трудовой функции 3.1.5. «Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)» (в соответствующей графе укажите, что именно надо изменить, приведите свою формулировку)? | ||
8.1. Трудовые действия | Что именно изменить | |
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам | ||
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам | ||
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности) | ||
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов | ||
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом | ||
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы | ||
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации | ||
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам | ||
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам | ||
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам | ||
Иные трудовые функции | ||
8.2. Необходимые умения | Что именно изменить | |
Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг | ||
Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере | ||
Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок | ||
Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере | ||
Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности | ||
Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов | ||
Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам | ||
Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере | ||
Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере | ||
Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам | ||
Иные умения | ||
8.3. Необходимые знания | Что именно изменить | |
Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность) | ||
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды) | ||
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | ||
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор) | ||
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере | ||
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии | ||
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными | ||
Иные знания |