Семинарское занятие XII--ХII
1. Общая характеристика зрелости.
2. Особенности развития психических процессов в зрелом возрасте.
3. Значение собственной активности и профессиональной деятельности в становлении личности.
Литература
1. Ананьев Б. Избранные психологические труды. Т.I, М., 1980.
2. Ананьев Б. О проблемах современного человекознания. Гл. 6.
3. Ананьев Б. Степанова Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей.
4. Бодалев А.Н. Факторы достижения акме человеком // Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.Н. Деркача — М., 1995.
5. Бодалев А.Н. О феномене акме и некоторых макрофакторах, влияющих на его характеристики // Бюллетень Международной академии психол. н. — Ярославль — Саратов, 1994.
6. Барш Э.П. Семь возрастов женщины: Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. М., 1994.
7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.
8. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психологов / Библ. журнала «Вопросы психологии». / Под ред. Кроника А.А. М., 1993.
9. Тартаковский М.С. Акмеология: Эрос и личность. Форма души. М., Межд. журнал «Панорама», 1992.
Геронтогенез
Геронтопсихология возникла на рубеже XIX – XX веков.
Принята следующая классификация:
60 – 74 лет – пожилой возраст (для мужчин), 55 – 74 – (для женщин)
75 – 90 лет – старческий возраст
от 90 – долгожители.
Границы – весьма условны и зависят от индивидуальных особенностей. Относительно высокий жизненный и творческий потенциал в старости обеспечивается всей предыдущей жизнью человека (широтой интересов; самоорганизацией; самокритичностью; адекватной самооценкой; креативностью; социальными мотивами; упорством в достижении целей; трудолюбием).
В данный период неравномерность и гетерохронность эволюционно-инволюционных процессов, характерные для всего онтогенеза, приобретают особое значение. Чем сложнее нервная структура, тем больше возможностей для ее сохранности, тем соответственно дольше будет активная сознательная жизнь.
Общие закономерности периода старения:
· постепенное снижение функциональных возможностей организма
· ослабление здоровья
· снижение физических сил в связи с физиологическими изменениями
· интеллектуальный спад
· эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых лет
Э. Эриксон рассматривает данный период как период развития, а не регресса. Он связывает старение с достижением мудрости, чувством удовлетворенности прожитыми годами, чувством полноты исполненного долга. Конечно, это свойственно личности, которая достигла полной интеграции, планы, которой успешно осуществлялись. Если же фундаментальные задачи предыдущих возрастных этапов не были осуществлены, то старость сопровождается ощущением безыcходности, собственной никчемности, ненужности и отчаянием.
Основные проблемы, которые призвана решать психология, связаны с вопросами оказания психологической поддержки для более комфортного существования и адекватной подготовки к этому неизбежному процессу.
Контрольные вопросы
1. Какова роль неравномерности и гетерохронности психического развития в период старения и старости?
2. Можно ли отодвинуть границы старости?
Семинарское занятие XIX
1. Общая характеристика периода
2. Особенности эволюционно-инволюционных процессов в геронтогенезе
3. Личность в геронтогенезе
4. Проблема профилактики старения
Литература
1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология — Л., 1990
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания . Гл. 6
3. Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей.
4. Э.Эриксон Детство и общество — М., 1992.
КОЛОКВИУМ IV
темы:
1. Юношеский возраст
2. Период взрослости
3. Геронтогенез
Основные понятия: юность; зрелость; акме; акмеология; геронтогенез; геронтопсихология.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предмет, задачи и методы возрастной психологии…………………3
Исторический обзор основных теоретических концепций
в возрастной психологии………………………………………………..10
Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии…….14
Возрастная периодизация и закономерности развития
психики в онтогенезе…………………………………………………….17
Период новорожденности………………………………………………22
Младенческий возраст…………………………………………………..23
Раннее детство……………………………………………………………27
Дошкольный возраст……………………………………………………32
Младший школьный возраст…………………………………………..39
Подростковый возраст………………………………………………….42
Юношеский возраст……………………………………………………..46
Зрелость……………………………………………………………………48
Геронтогенез………………………………………………………………51