Этапы психотерапевтического процесса

ISBN 5-699-01577-9

Книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам психологического консультирования и психотерапии, разработайным к настоящему времени различными психотерапевтическими школами. Сюда вошли такие методы, как классический психоанализ, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия и др. В книге представлены общие стратегии психотерапевтического консультирования и подходы к диагностике проблем клиента. Но в первую очередь здесь изложены техники индивидуального психологического консультирования и психотерапии. По сути это сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в практической работе.

Справочник предназначен для психологов и консультантов, работающих в государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья. Надеемся, что он окажется полезным не только профессионалам, но и всем интересующимся современными психотерапевтическими техниками.

ISBN S-699-01577.9

© В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2002.

©ООО «Сова», 2002.

© ООО «Издательство ЭКСМО», 2002.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ.............................................................................................................................................................................23

Глава 1. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ...............................26

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА...........................................................................................................32

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ……………………………………………………………47

Начало консультации.................................................................49

Середина консультации...............................................................51

Завершение консультации ............................................................52

ТЕХНИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.......................................................................................................54

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................................58

Позиция и дистанция......................................................................................................................................................................64

Метафоры в процессе психотерапевтического консультирования.............................................................................................74

ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.....................................................................................................................................................80

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА.....................................................................................................................86

Список цитированной и рекомендуемой литературы.................................................................................................................89

Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................................................................................................94

ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ…...94

Основные теории темперамента: Гиппократ и Гален, И. П. Павлов, Я. Стреляу..:.................................................................95

Типологическая модель Кречмера .............................................................................................................................................10З

Типологическая модель У. Шелдона...........................................................................................................................................105

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОЦИОТИПЫ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА...................................................................................................................110

Физиологические и энергоинформационные основы типологии Юнга..............................................................111

Рациональный и иррациональный полюса.............................................................................................................112

Дихотомия «логика—этика»....................................................................................................................................114

Дихотомия «интуиция—сенсорика».......................................................................................................................117

Дихотомия «экстраверсия—интроверсия».............................................................................................................120

Параллели с факторами Айзенка.............................................................................................................................127

Коротко о характере проявлений каждой из четырех психологических функций……………........................128

О проявлениях экстравертных и интровертных компонент психологических функций..................................129

Измерение функций и построение их профиля……………………………………………………….................133

Типология Юнга и соционика.................................................................................................................................137

Функция первого канала……………………………………………………………………..................................138

Функция второго канала………………………………………………………………………...............................139

Функция третьего канала………….…………………………………………………………................................141

Функция четвертого канала.....................................................................................................................................143

Обозначение психотипов.........................................................................................................................................144

Краткие описания психотипов………………………………………………………………................................145

Интуитивные интроверты (Есенин, Бальзак)……………………………………………………………............148

Сенсорные интроверты (Дюма, Габен)...................................................................................................................149

Этические интроверты (Достоевский, Драйзер)……………………………………………………………........150

Логические интроверты (Робеспьер, Максим Горький)………………………………………………………...151

Интуитивные экстраверты (Гексли, Дон-Кихот)…………………………………………………………….......152

Сенсорные экстраверты (Наполеон, Жуков).........................................................................................................153

Этические экстраверты (Гамлет, Гюго)……………………………………………………………….................155

Логические экстраверты (Джек Лондон, Штирлиц)……………………………………………………………..156

Группировки психологических типов…………………………………………………………….........................157

Интертипные отношения..........................................................................................................................................159

Акцентуации характера............................................................................................................................................163

Пограничные личностные расстройства в американской психиатрической классификации — параллели с юнговской типологией………………………………………….............................................................................170

Основные направления использования юнговской психологии в психотерапии.............................................170

Важная дополнительная информация о юнговских функциях………………………………………………....173

Половые различия.....................................................................................................................................................174

Возрастные различия................................................................................................................................................175

Связь с тестами на интеллект..................................................................................................................................176

Посторонние факторы, мешающие правильному измерению юнговских функций..........................................178

Пограничные психотипы.........................................................................................................................................179

Средние значения функций в каналах модели «Ю».............................................................................................182

Приемы типирования без анкет..............................................................................................................................184

Учитываемые при типировании внешние признаки……………………………………………………….........185

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ...............................................................................................................189

Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития...............................................................190

Теория базовых конфликтов Хорни........................................................................................................................202

Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы………………...........................................207

Шизоидный тип характера…………………………………………………………………...................................207

Нарциссический тип характера...............................................................................................................................210

Параноидальный тип характера..............................................................................................................................213

Обсессивно-компульсивный тип характера..........................................................................................................215

Психопатический (антисоциальный) тип характера……………………………………………………….........218

Истерический тип характера…………………………………………………………………...............................221

Депрессивный и маниакальный тип характера.....................................................................................................224

Мазохистический тип характера.............................................................................................................................227

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ .............................................230

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................237

Глава 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ.....................................................................................................243

ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................243

ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................269

Техника 1. Свободные ассоциации.........................................................................................................................273

Техника 2. Анализ сопротивления..........................................................................................................................276

Техника 3. Анализ переноса……………………………………………………………….....................................285

Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………............................296

Техника 5. Анализ ошибочных действий………………………………………………………….......................302

Техника 6. Самоанализ.............................................................................................................................................303

ТРЕНИНГ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (ПО КРОЛЬ, ПУРАТОВА, 2000).................................304

Первая группа навыков............................................................................................................................................305

Упражнение на развитие навыков молчаливого невмешательства.....................................................................305

Упражнение на развитие навыков контрвопроса..................................................................................................306

Вторая группа навыков............................................................................................................................................308

Упражнение на выявление контрпереноса……………………………….……………………………................309

Упражнение на развитие навыков анализа контрпереноса..................................................................................310

Упражнение на развитие навыков анализа терапевтической ситуации……………………..............................311

Третья группа навыков............................................................................................................................................312

Упражнение на развитие навыков символического понимания симптомов......................................................313

Упражнение на развитие навыков создания символов………………………………………………………….315

Упражнение на выявление символического смысла предоставляемого клиентом материала.........................315

Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................317

Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА………………………………………............321

ТЕОРИЯ......:.............................................................................................................................................................321

ТЕХНИКИ................................................................................................................................................................344

Техника 1. Первичное интервью............................................................................................................................344

Схема интервью для детей…………………………………………………………………….............................346

Схема интервью для взрослых………………….………………………………………………..........................351

Техника 2. Получение раннего воспоминания…….…………………………………………………................352

Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний………………….................:.......................354

Техника 4. История жизни…………………………………………………………………...................................357

Техника 5. Анализ сновидений..............................................................................................................................357

Техника 6. Терапевт как модель………………………………………………………………..............................358

Техника 7. Действия «как будто»………………………………………………………………............................359

Техника 8. Негативная практика……………………………………………………………….............................359

Техника 9. Ловля самого себя.................................................................................................................................359

Техника 10. Метод пусковой кнопки……………………………………………………………..........................360

Техника 11. «Ага-переживание»…………………………………………………………….................................360

РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ……...……………………………………………………..........................361

Техника 1. Встреча с самим собой……………………………………………………………..............................361

Упражнение «Надписи на лбу»…………………………………………………………………...........................361

Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения…………………....................................364

Упражнение «Кузнец Родион»…………………………………………………………………...........................365

Упражнение «Объяснение причин»….……………………………………………………………......................367

Упражнение «Пум-пум-пум»……………………………………………………………………..........................368

Упражнение «Перефразирование стихов»……………………………………………………………….............369

Упражнение «Юмор классиков»………………………………………………………………….........................369

Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения………......................................................370

Сессия Я-посланий………………………………………………………………………......................................370

Сессия «Сократического согласия»…………………………………………………………………....................372

Техника 4. Метафорическое взаимодействие………………………………………………………....................373

Упражнение «Метафорический образ Ребенка»……………………………………………………………........373

Техника 5. Гештальт-терапевтическая техника отождествления с объектом………….....................................375

Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адрелианской терапии…………….............................378

Техника 7. Метафорические упражнения для взрослых…………………………………………………….......381

Упражнение 1. Метафора цвета...............................................................................................................................381

Упражнение 2. Метафора качества.........................................................................................................................382

Упражнение 3. Метафорический танец..................................................................................................................383

Упражнение 4. Метафорический букет………………………………………………………………..................383

Список цитированной и рекомендуемой литературы……………………………………………………..........384

Глава 5. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................................................................................388

ТЕОРИЯ....................................................................................................................................................................388

ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................419

Техника 1. Развитие осознания………………………………………………………………...............................419

Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................419

Упражнение 2…………………………………………………………………………...........................................419

Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................419

Упражнение 4...........................................................................................................................................................420

Упражнение 5...........................................................................................................................................................420

Упражнение 6……………………...........................................................................................................................420

Упражнение 7…………………………………………………………………………...........................................421

Упражнение 8…………………………………………………………………………...........................................421

Если гешальт-терапия проводится в группе………………………………………………………….................422

Упражнение 9...........................................................................................................................................................422

Упражнение 10. «Непосредственное осознавание»………….……………………………………………….....423

Упражнение 11. «Перемещающееся осознавание»………………………………………………………….......424

Упражнение 12. «Описания»..................................................................................................................................425

Упражнение 13. «Медитация»…………………………………………………………………............................425

Упражнение 14. «Поток сознания»………………………………………………………………….....................426

Упражнение 15. «Три фразы»…………………………………………………………………..............................427

Упражнение 16. «Ваше положение в пространстве»…………………………………………………………....428

Упражнение 17. «Обострение ощущения тела»…………………………………………………………….........428

Упражнение 18. «Наше лицо»………………………………………………………………….............................428

Упражнение 19. «Жизнь без себя»…………………………………………………………………......................428

Упражнение 20. «Ваши способности к искренности»……………………………………………………..…....429

Техника 2. Концентрация внимания на увствах…………………………………………....................................429

Метод 1. Дифференцирование и объединение…………………………………………………………..............429

Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................429

Упражнение 2…….……………………………………………………………………...........................................430

Упражнение 3……….…………………………………………………………………...........................................431

Упражнение 4...........................................................................................................................................................431

Упражнение 5............................................................................................................................................................432

Упражнение 6...........................................................................................................................................................432

Метод 2. Вспоминание............................................................................................................................................433

Упражнение 1...........................................................................................................................................................433

Упражнение 2..........................................................................................................................................................433

Метод 3. Обострение ощущения тела....................................................................................................................434

Упражнение 1...........................................................................................................................................................434

Упражнение 2...........................................................................................................................................................434

Упражнение 3............................................................................................................................................................434

Упражнение 4............................................................................................................................................................435

Упражнение 5............................................................................................................................................................435

Метод 4. Опыт непрерывности эмоций……………………………………………………………......................435

Упражнение 1............................................................................................................................................................435

Упражнение 2............................................................................................................................................................435

Упражнение 3............................................................................................................................................................436

Упражнение 4…………………………………………………………………………...........................................436

Метод 5. Вербализация……………………………………………………………………....................................437

Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................437

Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................438

Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................438

Метод 6. Интегрирующее осознавание…………………………………………………………….....................438

Упражнение…………………………………………………………………………..............................................438

Техника 3. Интеграция полярностей…………………………………………………………….........................439

Упражнение 1. «Разыгрывание ролей»………………………………………………………………..................439

Упражнение 2. «Борьба противоположностей»…………………………………………………………….........439

Упражнение 3. «Антикварный магазин»……………………………………………………………....................440

Упражнение 4. «Два стула».....................................................................................................................................440

Упражнение 5. «Дублирование»………………………………………………………………….........................441

Упражнение 6. «Работа с именем».........................................................................................................................441

Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………...........................443

Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................443

Упражнение 2...........................................................................................................................................................443

Упражнение 3. «Диалог снов»…………………………………………………………………….........................443

Упражнение 4. «Антисон»......................................................................................................................................444

Упражнение 5 (в группе).........................................................................................................................................444

Техника 5. Преодоление сопротивления...............................................................................................................444

Метод 1. Превращение слияния в контакт ............................................................................................................444

Упражнение 1...........................................................................................................................................................444

Упражнение 2...........................................................................................................................................................444

Упражнение 3...........................................................................................................................................................445

Упражнение 4...........................................................................................................................................................445

Упражнение 5…………………………………………………………………………...........................................445

Метод 2. Работа с ретрофлексией.

Исследование ложнонаправленного поведения…………………………………………………………...........445

Упражнение 1...........................................................................................................................................................445

Упражнение 2...........................................................................................................................................................446

Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................447

Упражнение4............................................................................................................................................................447

Метод 3. Работа с ретрофлексией.

Мобилизация мускулов.........................................................................................................................................448

Упражнение 1.........................................................................................................................................................448

Упражнение 2…………………………………………………………………………..........................................449

Упражнение 3.........................................................................................................................................................450

Упражнение 4…………………………………………………………………………..........................................451

Метод 4. Работа с ретрофлексией.

Совершение вновь обращенного действия...........................................................................................................451

Метод 5. Работа с интроекцией.

Интроецирование и еда………………………..…………………………………………………………………..453

Упражнение ..............................................................................................................................................................453

Метод 6. Работа с интроекцией.

Изгнание и переваривание интроектов...................................................................................................................454

Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................454

Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................454

Упражнение 3…………………………………………………………………………............................................455

Упражнение 4…………………………………………………………………………............................................455

Упражнение 5…………………………………………………………………………............................................456

Метод 7. Работа с проекцией.

Обнаружение проекций............................................................................................................................................457

Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................457

Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................458

Метод 8. Работа с проекцией.

Ассимилирование проекций……………………………………………………………………………………....459

Упражнение...............................................................................................................................................................459

Метод 9. Работа в группе.........................................................................................................................................459

Упражнение 1. «Я и объект»....................................................................................................................................459

Упражнение 2. «Самоописание»………………………………………………………………….........................460

Упражнение 3. «Я и не-Я».......................................................................................................................................461

Техника 6. Принятие ответственности…………………………………………………………….......................461

Работа с потерей (утратой)……………………………………………………………………..............................461

Упражнение 1. Лицензия на приобретение знаний………………………………………………………….......463

Упражнение 2. Звездные часы познания………………………………………………………………................464

Упражнение 3. Утраченные иллюзии…….…………………………………………………………....................465

Упражнение 4. Процесс обучения...........................................................................................................................466

Упражнение 5. Цели обучения………………………………………………………............................................466

Упражнение 6. Препятствия в учебе…………………………………………………………………...................467

Упражнение 7. Учимся на ошибках........................................................................................................................468

Упражнение 8. Наставники......................................................................................................................................468

Упражнение 9. Вехи………………….…………………………………………………….....................................469

Упражнение 10. Развитие…………….………………………………………………………................................470

Упражнение 11. Духовное развитие…………………………………………………………………....................471

Упражнение 12. Духовные учителя........................................................................................................................472

Упражнение 13. Благодарность духовным родителям.........................................................................................473

Упражнение 14. Письмо значимого человека……………………………………………………………............474

Упражнение 15. Письмо из будущего……………………………………………………………….....................475

Упражнение 16. Письмо от своего Я………………………………………………………………......................475

Упражнение 17 0 чем я до сих пор молчал……………………………………………………………….............477

Упражнение 18. Письмо своему Я…………………………………………………………………......................478

Список цитированной и рекомендуемой литературы..........................................................................................479

Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………......................480

ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................480

ТЕХНИКИ………………………………………………………………………......................................................508

Метод 1. Формула ABC…………………………………………………………………........................................508

Техника 1. Обучение основной формуле ABC…………………………………………………………..............508

Техника 2. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции…………..............................509

Упражнение 1. Создайте эмоцию прямо сейчас…………………………………………………………............509

Упражнение 2. Лучшие примеры из собственного прошлого клиента………………………….......................510

Упражнение 3. Если изменится В, то изменится и С……………………………………………………………510

Метод 2. Определение убеждений..........................................................................................................................511

Техника 1. Определение ожиданий……………………………………………………………….........................511

Упражнение...............................................................................................................................................................511

Техника 2. Определение самоэффективности…………………………………………………………...............512

Упражнение……………………………………………………………………………….......................................512

Техника 3. Определение Я-концепции…………………………………………………………….......................513

Упражнение………………………………….………………………………………..............................................513

Техника 4. Определение внимания……………………………………………………………….........................514

Упражнение .............................................................................................................................................................514

Техника 5. Избирательность памяти……………………………………………………………….......................514

Упражнение 1...........................................................................................................................................................514

Упражнение 2…........................................................................................................................................................515

Техника 6. Определение атрибуции.......................................................................................................................516

Упражнение...............................................................................................................................................................516

Техника 7. Определение оценки..............................................................................................................................516

Упражнение .............................................................................................................................................................516

Техника 8. Определение самоинструктирования…………………………………………………………..........517

Упражнение ................................:............................................................................................................................517

Техника 9. Определение скрытого знания…………………………………………………………….................518

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................518

Техника 10. Объяснительный стиль.......................................................................................................................518

Упражнение...............................................................................................................................................................518

Метод 3. Группы убеждений………………………………………………………………...................................519

Техника 1. Определение центральных убеждений………………………………………………………...........519

Упражнение .............................................................................................................................................................519

Техника 2. Определение жизненных ориентиров.................................................................................................520

Упражнение 1. Список критических событий и жизненных ориентиров…………………...............................520

Упражнение 2. Список главных идей.....................................................................................................................521

Техника 3. Когнитивные карты…………………………………………………………………...........................521

Упражнение……………………………………………………………..…………….............................................521

Метод 4. Жесткие техники опровержения………………………………………………………….....................522

Упражнение…………………………………………………………………………..............................................522

Техника 1. Контратака…………………………………………………………………….....................................523

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................523

Техника 2. Контрутверждения………………………………………………………………….............................524

Упражнение…………………………………………...............................................................................................524

Техника 3. Диспут и оспаривание...........................................................................................................................525

Упражнение…………………………………………………………………………...............................................525

Техника 4. Форсирование выбора………………………………………………………………...........................526

Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526

Техника 5. Создание диссонанса.............................................................................................................................526

Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526

Техника 6. Когнитивное «наводнение»……………………………………………………………......................527

Упражнение 1. Образное наводнение……………………………………………………………….....................527

Упражнение 2. Вербальное наводнение……………………………………………………………….................527

Упражнение 3. Прицельное наводнение……………………………………………………………….................527

Упражнение 4. Негативная практика……...…………………………………………………………...................528

Упражнение 5. Иерархия..........................................................................................................................................528

Техника 7. Когнитивное обусловливание отвращения……………………………………………………….....528

Упражнение 1. Самонаказание…………………………………………………………………............................528

Упражнение 2. Стандартные отталкивающие образы….......................................................................................529

Упражнение 3. Физическое отрицательное подкрепление...................................................................................530

Упражнение 4. Отсрочка……………………………………………………………………..................................530

Упражнение 5. Устранение позитивных стимулов………………………………………………………….......531

Упражнение 6. Негативные ярлыки…………………………….……………………………………...................531

Техника 8. Когнитивное обусловливание отстранения……………………………………………………….....531

Упражнение 1. Уход от неприятного состояния....................................................................................................531

Техника 9. Скрытое избегание ............................532

Упражнение ............................................532

Метод 5. Мягкие техники опровержения .....................533

Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации ......___533

Упражнение 1 ..........................................533

Упражнение 2..........................................534

Упражнение 3 ..........................................534

Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика ........535

Упражнение ............................................535

Техника 3. Преодолевающие утверждения .................536

Упражнение ............................................536

Техника 4. Скрытое угасание ..............................536

Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo .........536

Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro ........537

Упражнение 3. Угасание убеждения ....................537

Упражнение 4. Временное угасание.....................537

Упражнение 5. Нейтральные образы ....................537

Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание .....537

Техника 5. Непатологическое мышление ..................538

Упражнение ............................,................538

Техника 6. Скрытое подкрепление ........................538

Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение ..........539

Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы ... 540

Упражнение 3. Внешние вознаграждения ...............540

Метод 6. Объективные техники опровержения .....'.........541

Техника 1. Альтернативная интерпретация ...............541

Упражнение............................................541

Техника 2. Рациональные убеждения ......................542

Упражнение ............................................542

Техника 3. Утилитарные доводы ..........................543

Упражнение ............................................543

Техника 4. Деперсонализация Я ...........................543

Упражнение ............................................543

Техника 5. Общественное значение .......................544

Упражнение .,...........................................544

ОГЛАВЛЕНИЕ

Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей ......545

Упражнение ............................................545

Техника 7. Логический анализ ............................545

Шаг 1. Обращение чувств

в суждения относительно идеи.........................545

Упражнение............................................545

Шаг 2. Определение убеждений ........................546

Упражнение............................................ 546

Шаг 3. Нахождение значения понятий ..................546

Упражнение ............................................546

Шаг 4. Оценка доказательств ...........................547

Упражнение ............',...............................547

Шаг 5. Решение и обязательства........................547

Упражнение ............................................547

Техника 8. Поиски уважительной причины ...............548

Упражнение ............................................548

Метод 9. Перцептивный сдвиг: основные процедуры .........548

Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг .................550

Упражнение ............................................550

Техника 2. Рационально-эмотивное воображение .........551

Наши рекомендации