Этапы психотерапевтического процесса
ISBN 5-699-01577-9
Книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам психологического консультирования и психотерапии, разработайным к настоящему времени различными психотерапевтическими школами. Сюда вошли такие методы, как классический психоанализ, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия и др. В книге представлены общие стратегии психотерапевтического консультирования и подходы к диагностике проблем клиента. Но в первую очередь здесь изложены техники индивидуального психологического консультирования и психотерапии. По сути это сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в практической работе.
Справочник предназначен для психологов и консультантов, работающих в государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья. Надеемся, что он окажется полезным не только профессионалам, но и всем интересующимся современными психотерапевтическими техниками.
ISBN S-699-01577.9
© В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2002.
©ООО «Сова», 2002.
© ООО «Издательство ЭКСМО», 2002.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ.............................................................................................................................................................................23
Глава 1. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ...............................26
ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА...........................................................................................................32
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ……………………………………………………………47
Начало консультации.................................................................49
Середина консультации...............................................................51
Завершение консультации ............................................................52
ТЕХНИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.......................................................................................................54
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................................58
Позиция и дистанция......................................................................................................................................................................64
Метафоры в процессе психотерапевтического консультирования.............................................................................................74
ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.....................................................................................................................................................80
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА.....................................................................................................................86
Список цитированной и рекомендуемой литературы.................................................................................................................89
Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................................................................................................94
ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ…...94
Основные теории темперамента: Гиппократ и Гален, И. П. Павлов, Я. Стреляу..:.................................................................95
Типологическая модель Кречмера .............................................................................................................................................10З
Типологическая модель У. Шелдона...........................................................................................................................................105
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОЦИОТИПЫ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА...................................................................................................................110
Физиологические и энергоинформационные основы типологии Юнга..............................................................111
Рациональный и иррациональный полюса.............................................................................................................112
Дихотомия «логика—этика»....................................................................................................................................114
Дихотомия «интуиция—сенсорика».......................................................................................................................117
Дихотомия «экстраверсия—интроверсия».............................................................................................................120
Параллели с факторами Айзенка.............................................................................................................................127
Коротко о характере проявлений каждой из четырех психологических функций……………........................128
О проявлениях экстравертных и интровертных компонент психологических функций..................................129
Измерение функций и построение их профиля……………………………………………………….................133
Типология Юнга и соционика.................................................................................................................................137
Функция первого канала……………………………………………………………………..................................138
Функция второго канала………………………………………………………………………...............................139
Функция третьего канала………….…………………………………………………………................................141
Функция четвертого канала.....................................................................................................................................143
Обозначение психотипов.........................................................................................................................................144
Краткие описания психотипов………………………………………………………………................................145
Интуитивные интроверты (Есенин, Бальзак)……………………………………………………………............148
Сенсорные интроверты (Дюма, Габен)...................................................................................................................149
Этические интроверты (Достоевский, Драйзер)……………………………………………………………........150
Логические интроверты (Робеспьер, Максим Горький)………………………………………………………...151
Интуитивные экстраверты (Гексли, Дон-Кихот)…………………………………………………………….......152
Сенсорные экстраверты (Наполеон, Жуков).........................................................................................................153
Этические экстраверты (Гамлет, Гюго)……………………………………………………………….................155
Логические экстраверты (Джек Лондон, Штирлиц)……………………………………………………………..156
Группировки психологических типов…………………………………………………………….........................157
Интертипные отношения..........................................................................................................................................159
Акцентуации характера............................................................................................................................................163
Пограничные личностные расстройства в американской психиатрической классификации — параллели с юнговской типологией………………………………………….............................................................................170
Основные направления использования юнговской психологии в психотерапии.............................................170
Важная дополнительная информация о юнговских функциях………………………………………………....173
Половые различия.....................................................................................................................................................174
Возрастные различия................................................................................................................................................175
Связь с тестами на интеллект..................................................................................................................................176
Посторонние факторы, мешающие правильному измерению юнговских функций..........................................178
Пограничные психотипы.........................................................................................................................................179
Средние значения функций в каналах модели «Ю».............................................................................................182
Приемы типирования без анкет..............................................................................................................................184
Учитываемые при типировании внешние признаки……………………………………………………….........185
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ...............................................................................................................189
Основные психологические защиты и фазы инфантильного развития...............................................................190
Теория базовых конфликтов Хорни........................................................................................................................202
Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы………………...........................................207
Шизоидный тип характера…………………………………………………………………...................................207
Нарциссический тип характера...............................................................................................................................210
Параноидальный тип характера..............................................................................................................................213
Обсессивно-компульсивный тип характера..........................................................................................................215
Психопатический (антисоциальный) тип характера……………………………………………………….........218
Истерический тип характера…………………………………………………………………...............................221
Депрессивный и маниакальный тип характера.....................................................................................................224
Мазохистический тип характера.............................................................................................................................227
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ .............................................230
Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................237
Глава 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ.....................................................................................................243
ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................243
ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................269
Техника 1. Свободные ассоциации.........................................................................................................................273
Техника 2. Анализ сопротивления..........................................................................................................................276
Техника 3. Анализ переноса……………………………………………………………….....................................285
Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………............................296
Техника 5. Анализ ошибочных действий………………………………………………………….......................302
Техника 6. Самоанализ.............................................................................................................................................303
ТРЕНИНГ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (ПО КРОЛЬ, ПУРАТОВА, 2000).................................304
Первая группа навыков............................................................................................................................................305
Упражнение на развитие навыков молчаливого невмешательства.....................................................................305
Упражнение на развитие навыков контрвопроса..................................................................................................306
Вторая группа навыков............................................................................................................................................308
Упражнение на выявление контрпереноса……………………………….……………………………................309
Упражнение на развитие навыков анализа контрпереноса..................................................................................310
Упражнение на развитие навыков анализа терапевтической ситуации……………………..............................311
Третья группа навыков............................................................................................................................................312
Упражнение на развитие навыков символического понимания симптомов......................................................313
Упражнение на развитие навыков создания символов………………………………………………………….315
Упражнение на выявление символического смысла предоставляемого клиентом материала.........................315
Список цитированной и рекомендуемой литературы.........................................................................................317
Глава 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА………………………………………............321
ТЕОРИЯ......:.............................................................................................................................................................321
ТЕХНИКИ................................................................................................................................................................344
Техника 1. Первичное интервью............................................................................................................................344
Схема интервью для детей…………………………………………………………………….............................346
Схема интервью для взрослых………………….………………………………………………..........................351
Техника 2. Получение раннего воспоминания…….…………………………………………………................352
Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний………………….................:.......................354
Техника 4. История жизни…………………………………………………………………...................................357
Техника 5. Анализ сновидений..............................................................................................................................357
Техника 6. Терапевт как модель………………………………………………………………..............................358
Техника 7. Действия «как будто»………………………………………………………………............................359
Техника 8. Негативная практика……………………………………………………………….............................359
Техника 9. Ловля самого себя.................................................................................................................................359
Техника 10. Метод пусковой кнопки……………………………………………………………..........................360
Техника 11. «Ага-переживание»…………………………………………………………….................................360
РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ……...……………………………………………………..........................361
Техника 1. Встреча с самим собой……………………………………………………………..............................361
Упражнение «Надписи на лбу»…………………………………………………………………...........................361
Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения…………………....................................364
Упражнение «Кузнец Родион»…………………………………………………………………...........................365
Упражнение «Объяснение причин»….……………………………………………………………......................367
Упражнение «Пум-пум-пум»……………………………………………………………………..........................368
Упражнение «Перефразирование стихов»……………………………………………………………….............369
Упражнение «Юмор классиков»………………………………………………………………….........................369
Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения………......................................................370
Сессия Я-посланий………………………………………………………………………......................................370
Сессия «Сократического согласия»…………………………………………………………………....................372
Техника 4. Метафорическое взаимодействие………………………………………………………....................373
Упражнение «Метафорический образ Ребенка»……………………………………………………………........373
Техника 5. Гештальт-терапевтическая техника отождествления с объектом………….....................................375
Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адрелианской терапии…………….............................378
Техника 7. Метафорические упражнения для взрослых…………………………………………………….......381
Упражнение 1. Метафора цвета...............................................................................................................................381
Упражнение 2. Метафора качества.........................................................................................................................382
Упражнение 3. Метафорический танец..................................................................................................................383
Упражнение 4. Метафорический букет………………………………………………………………..................383
Список цитированной и рекомендуемой литературы……………………………………………………..........384
Глава 5. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................................................................................388
ТЕОРИЯ....................................................................................................................................................................388
ТЕХНИКИ.................................................................................................................................................................419
Техника 1. Развитие осознания………………………………………………………………...............................419
Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................419
Упражнение 2…………………………………………………………………………...........................................419
Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................419
Упражнение 4...........................................................................................................................................................420
Упражнение 5...........................................................................................................................................................420
Упражнение 6……………………...........................................................................................................................420
Упражнение 7…………………………………………………………………………...........................................421
Упражнение 8…………………………………………………………………………...........................................421
Если гешальт-терапия проводится в группе………………………………………………………….................422
Упражнение 9...........................................................................................................................................................422
Упражнение 10. «Непосредственное осознавание»………….……………………………………………….....423
Упражнение 11. «Перемещающееся осознавание»………………………………………………………….......424
Упражнение 12. «Описания»..................................................................................................................................425
Упражнение 13. «Медитация»…………………………………………………………………............................425
Упражнение 14. «Поток сознания»………………………………………………………………….....................426
Упражнение 15. «Три фразы»…………………………………………………………………..............................427
Упражнение 16. «Ваше положение в пространстве»…………………………………………………………....428
Упражнение 17. «Обострение ощущения тела»…………………………………………………………….........428
Упражнение 18. «Наше лицо»………………………………………………………………….............................428
Упражнение 19. «Жизнь без себя»…………………………………………………………………......................428
Упражнение 20. «Ваши способности к искренности»……………………………………………………..…....429
Техника 2. Концентрация внимания на увствах…………………………………………....................................429
Метод 1. Дифференцирование и объединение…………………………………………………………..............429
Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................429
Упражнение 2…….……………………………………………………………………...........................................430
Упражнение 3……….…………………………………………………………………...........................................431
Упражнение 4...........................................................................................................................................................431
Упражнение 5............................................................................................................................................................432
Упражнение 6...........................................................................................................................................................432
Метод 2. Вспоминание............................................................................................................................................433
Упражнение 1...........................................................................................................................................................433
Упражнение 2..........................................................................................................................................................433
Метод 3. Обострение ощущения тела....................................................................................................................434
Упражнение 1...........................................................................................................................................................434
Упражнение 2...........................................................................................................................................................434
Упражнение 3............................................................................................................................................................434
Упражнение 4............................................................................................................................................................435
Упражнение 5............................................................................................................................................................435
Метод 4. Опыт непрерывности эмоций……………………………………………………………......................435
Упражнение 1............................................................................................................................................................435
Упражнение 2............................................................................................................................................................435
Упражнение 3............................................................................................................................................................436
Упражнение 4…………………………………………………………………………...........................................436
Метод 5. Вербализация……………………………………………………………………....................................437
Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................437
Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................438
Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................438
Метод 6. Интегрирующее осознавание…………………………………………………………….....................438
Упражнение…………………………………………………………………………..............................................438
Техника 3. Интеграция полярностей…………………………………………………………….........................439
Упражнение 1. «Разыгрывание ролей»………………………………………………………………..................439
Упражнение 2. «Борьба противоположностей»…………………………………………………………….........439
Упражнение 3. «Антикварный магазин»……………………………………………………………....................440
Упражнение 4. «Два стула».....................................................................................................................................440
Упражнение 5. «Дублирование»………………………………………………………………….........................441
Упражнение 6. «Работа с именем».........................................................................................................................441
Техника 4. Работа со сновидениями……………………………………………………………...........................443
Упражнение 1…………………………………………………………………………...........................................443
Упражнение 2...........................................................................................................................................................443
Упражнение 3. «Диалог снов»…………………………………………………………………….........................443
Упражнение 4. «Антисон»......................................................................................................................................444
Упражнение 5 (в группе).........................................................................................................................................444
Техника 5. Преодоление сопротивления...............................................................................................................444
Метод 1. Превращение слияния в контакт ............................................................................................................444
Упражнение 1...........................................................................................................................................................444
Упражнение 2...........................................................................................................................................................444
Упражнение 3...........................................................................................................................................................445
Упражнение 4...........................................................................................................................................................445
Упражнение 5…………………………………………………………………………...........................................445
Метод 2. Работа с ретрофлексией.
Исследование ложнонаправленного поведения…………………………………………………………...........445
Упражнение 1...........................................................................................................................................................445
Упражнение 2...........................................................................................................................................................446
Упражнение 3…………………………………………………………………………...........................................447
Упражнение4............................................................................................................................................................447
Метод 3. Работа с ретрофлексией.
Мобилизация мускулов.........................................................................................................................................448
Упражнение 1.........................................................................................................................................................448
Упражнение 2…………………………………………………………………………..........................................449
Упражнение 3.........................................................................................................................................................450
Упражнение 4…………………………………………………………………………..........................................451
Метод 4. Работа с ретрофлексией.
Совершение вновь обращенного действия...........................................................................................................451
Метод 5. Работа с интроекцией.
Интроецирование и еда………………………..…………………………………………………………………..453
Упражнение ..............................................................................................................................................................453
Метод 6. Работа с интроекцией.
Изгнание и переваривание интроектов...................................................................................................................454
Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................454
Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................454
Упражнение 3…………………………………………………………………………............................................455
Упражнение 4…………………………………………………………………………............................................455
Упражнение 5…………………………………………………………………………............................................456
Метод 7. Работа с проекцией.
Обнаружение проекций............................................................................................................................................457
Упражнение 1…………………………………………………………………………............................................457
Упражнение 2…………………………………………………………………………............................................458
Метод 8. Работа с проекцией.
Ассимилирование проекций……………………………………………………………………………………....459
Упражнение...............................................................................................................................................................459
Метод 9. Работа в группе.........................................................................................................................................459
Упражнение 1. «Я и объект»....................................................................................................................................459
Упражнение 2. «Самоописание»………………………………………………………………….........................460
Упражнение 3. «Я и не-Я».......................................................................................................................................461
Техника 6. Принятие ответственности…………………………………………………………….......................461
Работа с потерей (утратой)……………………………………………………………………..............................461
Упражнение 1. Лицензия на приобретение знаний………………………………………………………….......463
Упражнение 2. Звездные часы познания………………………………………………………………................464
Упражнение 3. Утраченные иллюзии…….…………………………………………………………....................465
Упражнение 4. Процесс обучения...........................................................................................................................466
Упражнение 5. Цели обучения………………………………………………………............................................466
Упражнение 6. Препятствия в учебе…………………………………………………………………...................467
Упражнение 7. Учимся на ошибках........................................................................................................................468
Упражнение 8. Наставники......................................................................................................................................468
Упражнение 9. Вехи………………….…………………………………………………….....................................469
Упражнение 10. Развитие…………….………………………………………………………................................470
Упражнение 11. Духовное развитие…………………………………………………………………....................471
Упражнение 12. Духовные учителя........................................................................................................................472
Упражнение 13. Благодарность духовным родителям.........................................................................................473
Упражнение 14. Письмо значимого человека……………………………………………………………............474
Упражнение 15. Письмо из будущего……………………………………………………………….....................475
Упражнение 16. Письмо от своего Я………………………………………………………………......................475
Упражнение 17 0 чем я до сих пор молчал……………………………………………………………….............477
Упражнение 18. Письмо своему Я…………………………………………………………………......................478
Список цитированной и рекомендуемой литературы..........................................................................................479
Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………......................480
ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................480
ТЕХНИКИ………………………………………………………………………......................................................508
Метод 1. Формула ABC…………………………………………………………………........................................508
Техника 1. Обучение основной формуле ABC…………………………………………………………..............508
Техника 2. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции…………..............................509
Упражнение 1. Создайте эмоцию прямо сейчас…………………………………………………………............509
Упражнение 2. Лучшие примеры из собственного прошлого клиента………………………….......................510
Упражнение 3. Если изменится В, то изменится и С……………………………………………………………510
Метод 2. Определение убеждений..........................................................................................................................511
Техника 1. Определение ожиданий……………………………………………………………….........................511
Упражнение...............................................................................................................................................................511
Техника 2. Определение самоэффективности…………………………………………………………...............512
Упражнение……………………………………………………………………………….......................................512
Техника 3. Определение Я-концепции…………………………………………………………….......................513
Упражнение………………………………….………………………………………..............................................513
Техника 4. Определение внимания……………………………………………………………….........................514
Упражнение .............................................................................................................................................................514
Техника 5. Избирательность памяти……………………………………………………………….......................514
Упражнение 1...........................................................................................................................................................514
Упражнение 2…........................................................................................................................................................515
Техника 6. Определение атрибуции.......................................................................................................................516
Упражнение...............................................................................................................................................................516
Техника 7. Определение оценки..............................................................................................................................516
Упражнение .............................................................................................................................................................516
Техника 8. Определение самоинструктирования…………………………………………………………..........517
Упражнение ................................:............................................................................................................................517
Техника 9. Определение скрытого знания…………………………………………………………….................518
Упражнение…………………………………………………………………………...............................................518
Техника 10. Объяснительный стиль.......................................................................................................................518
Упражнение...............................................................................................................................................................518
Метод 3. Группы убеждений………………………………………………………………...................................519
Техника 1. Определение центральных убеждений………………………………………………………...........519
Упражнение .............................................................................................................................................................519
Техника 2. Определение жизненных ориентиров.................................................................................................520
Упражнение 1. Список критических событий и жизненных ориентиров…………………...............................520
Упражнение 2. Список главных идей.....................................................................................................................521
Техника 3. Когнитивные карты…………………………………………………………………...........................521
Упражнение……………………………………………………………..…………….............................................521
Метод 4. Жесткие техники опровержения………………………………………………………….....................522
Упражнение…………………………………………………………………………..............................................522
Техника 1. Контратака…………………………………………………………………….....................................523
Упражнение…………………………………………………………………………...............................................523
Техника 2. Контрутверждения………………………………………………………………….............................524
Упражнение…………………………………………...............................................................................................524
Техника 3. Диспут и оспаривание...........................................................................................................................525
Упражнение…………………………………………………………………………...............................................525
Техника 4. Форсирование выбора………………………………………………………………...........................526
Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526
Техника 5. Создание диссонанса.............................................................................................................................526
Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526
Техника 6. Когнитивное «наводнение»……………………………………………………………......................527
Упражнение 1. Образное наводнение……………………………………………………………….....................527
Упражнение 2. Вербальное наводнение……………………………………………………………….................527
Упражнение 3. Прицельное наводнение……………………………………………………………….................527
Упражнение 4. Негативная практика……...…………………………………………………………...................528
Упражнение 5. Иерархия..........................................................................................................................................528
Техника 7. Когнитивное обусловливание отвращения……………………………………………………….....528
Упражнение 1. Самонаказание…………………………………………………………………............................528
Упражнение 2. Стандартные отталкивающие образы….......................................................................................529
Упражнение 3. Физическое отрицательное подкрепление...................................................................................530
Упражнение 4. Отсрочка……………………………………………………………………..................................530
Упражнение 5. Устранение позитивных стимулов………………………………………………………….......531
Упражнение 6. Негативные ярлыки…………………………….……………………………………...................531
Техника 8. Когнитивное обусловливание отстранения……………………………………………………….....531
Упражнение 1. Уход от неприятного состояния....................................................................................................531
Техника 9. Скрытое избегание ............................532
Упражнение ............................................532
Метод 5. Мягкие техники опровержения .....................533
Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации ......___533
Упражнение 1 ..........................................533
Упражнение 2..........................................534
Упражнение 3 ..........................................534
Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика ........535
Упражнение ............................................535
Техника 3. Преодолевающие утверждения .................536
Упражнение ............................................536
Техника 4. Скрытое угасание ..............................536
Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo .........536
Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro ........537
Упражнение 3. Угасание убеждения ....................537
Упражнение 4. Временное угасание.....................537
Упражнение 5. Нейтральные образы ....................537
Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание .....537
Техника 5. Непатологическое мышление ..................538
Упражнение ............................,................538
Техника 6. Скрытое подкрепление ........................538
Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение ..........539
Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы ... 540
Упражнение 3. Внешние вознаграждения ...............540
Метод 6. Объективные техники опровержения .....'.........541
Техника 1. Альтернативная интерпретация ...............541
Упражнение............................................541
Техника 2. Рациональные убеждения ......................542
Упражнение ............................................542
Техника 3. Утилитарные доводы ..........................543
Упражнение ............................................543
Техника 4. Деперсонализация Я ...........................543
Упражнение ............................................543
Техника 5. Общественное значение .......................544
Упражнение .,...........................................544
ОГЛАВЛЕНИЕ
Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей ......545
Упражнение ............................................545
Техника 7. Логический анализ ............................545
Шаг 1. Обращение чувств
в суждения относительно идеи.........................545
Упражнение............................................545
Шаг 2. Определение убеждений ........................546
Упражнение............................................ 546
Шаг 3. Нахождение значения понятий ..................546
Упражнение ............................................546
Шаг 4. Оценка доказательств ...........................547
Упражнение ............',...............................547
Шаг 5. Решение и обязательства........................547
Упражнение ............................................547
Техника 8. Поиски уважительной причины ...............548
Упражнение ............................................548
Метод 9. Перцептивный сдвиг: основные процедуры .........548
Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг .................550
Упражнение ............................................550
Техника 2. Рационально-эмотивное воображение .........551