Навыки первой медицинской помощи. 1) Навыки ПМП дают: в Учебных центрах МЧС; в кружках ПМП; в туристических кружках и

1) Навыки ПМП дают: в Учебных центрах МЧС; в кружках ПМП; в туристических кружках и секциях; в автошколах; в учебных заведениях медицинского образования.

2) Основные направления ПМП: помощь при ранениях и травмах (кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях и т.п.); помощь при отравлениях; помощь при ожогах и обморожениях; помощь при потере сознания (обморок, шок, ступор, сопор, кома);помощь при проявлении симптомов болезней; транспортировка пострадавших и больных; комплектование аптечек первой помощи; организация медицинского сопровождения группы, медицинского пункта и т.п.

3) Также, полезно будет изучить средства народной медицины (подтвержденные клинической практикой и обоснованные официальной медициной), применение лекарственных растений, подручных материалов, и других альтернативных средств оказания помощи пострадавшим и больным.

4) Отработка навыков ПМП производится на макетах (манекенах), а также на живых людях – условных пострадавших (для отработки навыков перевязки, транспортировки и т.п.).

5) Полезно изучить навыки оказания ПМП при ранениях, а также навыки транспортировки и эвакуации пострадавших и раненных в боевых условиях (условиях опасности для самого оказывающего помощь).

Обучение близких.

1) В список лиц, которых необходимо обучить базовым навыкам выживания (действия при пожарах и ЧС, использование ИСЗ, разведение огня и постройка лагеря, применение оружия, оказание ПМП и т.п.) входят: проживающие совместно в одном доме (близкие родственники, дети); родственники, проживающие отдельно; соседи; друзья.

2) Обучение лучше всего организовать по схеме семинара: немного основной теории и отработка навыков на практике. Кроме того, регулярно надо проверять и обновлять навыки: выезжать на стрельбы, ходить в походы и т.п.

3) Со старшими поколениями лучше общаться на тему выживания с позиции «Прошу совета», построив контекст диалога так, чтобы они сами дошли до идеи подготовки к эвакуации и выживанию.

4) Детей обучать навыкам выживания нужно в игровой и спортивно-игровой форме: игра в пожар, турпоход, соревнования по меткости стрельбы, игра в скорую помощь и т.п.

5) Подростков нужно обучать проблемно: то есть, создать контролируемую ситуацию, когда незнание основ выживания станет дискомфортным для них, чтобы они сами захотели научиться. Например, «случайно» заблудиться в лесу во время вылазки на шашлыки, или выехать пострелять из имеющегося оружия вместе с друзьями детей-подростков.

6) Женщины мотивируются необходимостью защиты потомства, обеспечения безопасности детей и дома. Мужчины мотивируются стереотипом мужа-защитника, гаранта безопасности семьи.

Убежище.

1. Убежище должно быть удалено от города на 20-50км. Оптимальный вариант – дом в глухой деревне или дача.

2. Убежище должно давать кров, обеспечивать минимальными условиями комфорта. При этом оно не должно привлекать внимания возможных воров, мародеров, военных и т.п. людей и групп, которые могут позариться на ваше имущество.

3. Основные склады с запасами продовольствия, топлива, воды, медикаментов, боеприпасов и т.п. должны быть отнесены на некоторое расстояние от дома, должны быть замаскированы. Также, они должны быть защищены от пожара, затопления местности, осыпания грунта, а также от завала при возможном обрушении близлежащих построек.

4. Основные категории запасаемого: продукты питания (длительного хранения), вода (чистая, в герметичной таре), топливо и ГСМ в заземленной металлической таре (бензин/ДТ, масла и др. для автомобиля, генератора и т.д.), медикаменты (перевязочные материалы, обезболивающее, антибиотики, основные лекарства, витамины), боеприпасы (ко всем видам имеющегося оружия), оружие и взрывчатые вещества с сопутствующими комплектами и ЗИПами, инструменты и запасные части для оружия, автомобиля, генератора, с/х техники и т.д., посуда, одежда, белье и обувь, книги и др. источники информации и средства интеллектуального отдыха, семена и удобрения для огорода. Дополнительно, полезно запасти альтернативные средства передвижения: мотоцикл, велосипеды и т.п. Кроме того, полезны будут запасы контрацептивных средств, товаров для торгового обмена (драгоценности, сигареты, алкоголь, специи и т.п.).

5. При создании запасов вещей и продуктов первой необходимости, надо подумать о средствах производства: станки и инструменты, машины, материалы (листовой и профилированный металл, ткань, пиломатериалы, цемент и др.). Ко всему этому нужны сопутствующие аксессуары и расходные материалы (сварочные электроды, сверла, гвозди, швейные иглы и нитки и т.д.)

6. Запасы должны быть разделены на небольшие автономные части, упакованные так, чтобы посторонние люди по возможности долго не могли открыть упаковку (тару), а даже открыв её, не лишили вас всех запасов сразу. С той же целью, складов должно быть несколько и спрятаны они должны быть независимо друг от друга.

7. Полезно создание альтернативного жилища в стороне от основного: бункера, землянки и т.п., оборудованного для жизни достаточного количества людей в случае невозможности жить в основном доме.

Проработка маршрутов.

1) Нужно взять карту и продумать несколько маршрутов: маршрут эвакуации из города; маршруты к основным источникам ресурсов в городе, а также эвакуации из них; маршруты открытого и скрытого передвижения к загородному убежищу со складами; маршруты сбора близких для совместной эвакуации; и т.д.

2) Маршруты делятся на основные, запасные и альтернативные. Основные маршруты предназначены для свободного передвижения открытым образом. При невозможности следовать основным маршрутом, надо воспользоваться запасными. Альтернативные маршруты нужны для скрытого, наиболее оперативного или безопасного перемещения, в случае, когда использование основных и запасных маршрутов может создать угрозу безопасности, привлечь лишнее внимание и т.д.

3) По каждому из маршрутов нужно пройти несколько раз, замечая и предусматривая возможные опасности, сложности и неудобства, а также плюсы и дополнительные возможности в каждом маршруте. Особенно это касается запасных и альтернативных путей.

4) Маршруты нужно нанести на карты, с которыми ознакомить старших близких, чтобы даже в ваше отсутствие они могли, при ЧС, воспользоваться разработанными путями ухода.

Создание группы.

1. Оптимальна группа из 10-20 человек, включая стариков, детей, необороноспособных женщин и др. категории несамостоятельных в плане выживания людей.

2. Каждая подгруппа (семья и т.п.) в составе группы должна быть автономно подготовлена к выживанию.

3. При создании группы нужно учесть профессиональные и иные навыки, которые понадобятся всей группе.

4. У группы должен быть лидер и некий совет старших членов подгрупп – для принятия стратегических решений.

5. В группе должна быть железная дисциплина. Все члены группы должны быть готовы к тому, что в определенных ситуациях придется подчиняться требованиям и командам наиболее компетентного в данном вопросе человека.

6. Боеспособных членов группы должно быть не менее 25%, вооруженных и обороноспособных – не менее 50%. При недостаточном количестве этих категорий, нужно отобрать наиболее пригодных и обучить боевым навыкам на должном уровне хотя бы до минимума по численности.

7. В группе все должны обладать навыками ПМП, и кроме того, группе необходим врач максимально широкой специализации.

8. Группе необходим и механик, который сможет быстро и качественно производить ремонт автомобилей и другой техники.

9. Группе необходим психолог-практик или человек, который сможет контролировать психологический климат и вовремя эффективно оказывать помощь при психических расстройствах, стрессовых проявлениях, внутригрупповых конфликтах и напряженности, и в других ситуациях, где нужна работа психолога.

10. На каждых 4 человек в группе должен приходиться 1 автомобиль. На каждый автомобиль нужно хотя бы 2 водителя. При нехватке таких людей, их нужно обучить практическому вождению из наиболее пригодных членов группы.

11. Общее правило – взаимозаменяемость специализаций членов группы. Это необходимо для того, чтобы при невозможности выполнять свои обязанности одним человеком, другой мог подменить его без ущерба для результата.

12. Члены группы должны быть хорошо знакомы друг с другом заранее. Этому способствует совместное времяпрепровождение (отдых, тренировки и т.д.).

13. Необходимо разработать схемы взаимного оповещения на тревожные случаи. Причём средства оповещения должны учитываться все: Интернет, телефон, личное оповещение.

14. Необходимо скоординировать маршруты выхода из города и перемещения всех подгрупп к месту общего сбора группы, наметить основные и резервные точки сбора подгрупп. Все члены группы должны быть хорошо знакомы со всеми маршрутами и точками, разработанными для группы.

15. Полезно периодически проводить тренировки по аварийной эвакуации и сбору группы, включая использование резервных маршрутов и точек сбора. Такие учения должны затрагивать все вероятные сценарии БП для данной местности.

Полезные знания и навыки:

1) Знаки различия, эмблемы и знаки отличия войск своей страны, соседних и стран вероятного противника.

2) Оружие массового поражения, его поражающие факторы, способы защиты от ОМП и дезактивации поражающих факторов.

3) Стрелковое оружие и боеприпасы, виды военной техники и её вооружения, используемые в армиях своей страны, соседних странах и странах вероятного противника.

4) Строительство жилых домов, укрытий и убежищ, особенности и свойства строительных материалов, технологии строительства и отделочных работ, а также профилактики разрушения и порчи строительных конструкций. Сюда же – навыки обращения с инструментом и строительной техникой.

5) Стратегия, тактика и техника обороны; создание оборонных периметров, укреплений и защитных сооружений, долговременных огневых точек, минных полей и т.п.

6) Земледелие, способы выращивания пищевых, кормовых и лекарственных растений. Сюда же основы животноводства: уход, питание, основы ветеринарии; также, способы забоя скота и разделки туш.

7) Консервирование, сублимация и другие способы заготовки продуктов питания для длительного хранения.

8) Гончарное дело, металлообработка и кузнечное дело, плотницкие и столярные навыки.

9) Навыки починки электроники, сборки электросхем и приборов, навыки электрика (постоянного и переменного тока).

10) Базовые навыки механики: использование рычагов, блоков, винтов, расчет натяжения, скручивания и сопротивления материалов; исторический опыт создания простейших механических машин и механизмов, оружия и строительных сооружений на основе простой механики.

11) Основы оптики, распространения и преломления света, а также оптические свойства светопрозрачных материалов; сюда же – создание и использование оптических приборов.

12) Психология: мотивация поведения людей, переговоры, убеждение, лидерство; психологическая помощь в стрессовых, критических ситуациях; диагностика и помощь при нервных и психических расстройствах.

13) Торговля, прикладная микроэкономика, бартерный обмен, ценообразование, рыночные отношения.

14) Прикладная химия: свойства веществ, соединений и смесей; создание нужных материалов из составляющих химических частей; методы получения, очистки и хранения химических реагентов.

Автор: Кай и группа выживальщиков [07/1].

Наши рекомендации