Тема 1. Психология как наука
Цель: сформировать основные понятия психологии, показать ее место в структуре гуманитарных наук.
Ключевые термины:психология, психика, сознание, психическое состояние, психический процесс.
Вопросы:
1. Предмет, принципы и отрасли психологии.
2. Цель, задачи и роль психологии туристической деятельности в системе подготовки менеджера туризма.
1. Слово «психология» состоит из двух частей: «logos»- это наука или учение, другая часть слова «психология» восходит к древнегреческому «psychikos»-душевный, происходящему от слова «психе» - душа, т.е. «учение о душе», «слово о душе», «наука о душе».
Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.
Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы психики. Психология в наши дни означает следующее:
· психология это совокупность душевных явлений, свойственных человеку и высшим животным;
· психология это наука, описывающая душевные явления;
· наука, объясняющая поведение;
· это то, что не является материальным, отличает людей, имеющих одно и то же физическое тело или состояние, друг от друга.
Основной задачей психологии является изучение законов психики в ее развитии на уровне человека и животных. Она также изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования. Ее конечная цель раскрыть сущность изучаемых явлений.
К числу наиболее общих задач психологии относятся:
1. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности и управлять ими.
2. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся науки и отрасли.
3. Быть теоретической основой практики психологической службы.
Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человека есть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.
В структуре психики человека выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Психические процессы динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоциональные, волевые).
Психическое состояние определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические свойства устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Принципы психологии - основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами психологии являются:
1) принцип причинности, то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами;
2) принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов;
3) принцип развития или признание того, что психика людей постоянно развивается под влиянием соответствующих условий социальной жизнедеятельности людей.
Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения. Таких дисциплин насчитывается около 20. К ним относятся:
1. Общая психология - изучает общие законы, характерные для всех психических явлений, и дает самые общие объяснения человеческого поведения.
2. Психофизиология - эта дисциплина исследует связь психических явлений и поведения человека с работой организма, центральной нервной системой и мозгом.
3. Дифференциальная психология или психология индивидуальных различий. Здесь изучается индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, которые отличают людей друг, от друга.
4. Возрастная психология. В данном случае речь идёт об изучении психологии и поведения людей разного возраста, а также законов психического и поведенческого возрастного развития людей.
5. Педагогическая психология. Она исследует то, как психология и поведение людей формируются и изменяются под влиянием организованного обучения и воспитания в учреждениях системы образования.
6. Социальная психология. Рассматривает зависимость психологии и поведения людей от социальных явлений и процессов, а также выясняет влияние психологии и поведения отдельных людей и социальных групп на явления и процессы в обществе.
7. Медицинская психология. Исследует психологию и поведение больных людей, а также людей, имеющих психические или поведенческие отклонения от медицинской нормы, например детей и взрослых людей с теми или иными органическими поражениями.
Современная научная психология применяется в самых различных областях. В политике, например, используются знания из сферы социальной психологии. Они касаются особенностей психологии и поведения людей, принадлежащих к различным социальным структурам, организациям и группам. Здесь же оказываются полезными сведения о том, как образуются и изменяются социальные установки людей. В экономике используются знания об экономических отношениях и управлении людьми в экономических структурах. В юридической практике широко применяются данные о психологии правосознания, противоправных поступков, психологии дознания. Здесь же, как отдельные прикладные направления, существуют психология преступника, психология перевоспитания нарушителей закона.
Без сведений, почерпнутых из сферы дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, невозможно успешно обучать и воспитывать детей. Разработка медицинских проблем психологии необходима для того, чтобы правильно ставить диагноз болезней, назначать и контролировать ход лечения. Кроме того, в медицинской практике широко используются и так называемые нетрадиционные методы лечения, большая часть которых основана на использовании давно известного психотерапевтического эффекта — косвенного влияния психологических состояний человека на его организм. Умело организованные психологические воздействия способны предупредить возникновение, облегчить течение и ускорить лечение многих, в том числе органических, заболеваний. Известно, что примерно три четверти из них так или иначе связаны с психическими состояниями людей.
Не меньшее практическое значение, чем в этих областях, психологические знания имеют в спорте, в военном и инженерном деле. Легче вообще перечислить те сферы человеческой деятельности, где психология еще не применяется на практике, чем назвать те, в которых она давно и успешно используется. Число областей, где психологические знания находят практическое применение, растет с каждым годом, и эта тенденция продолжает усиливаться.
2. Современная психология связана со многими науками, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Психология интегрирует данные технических, общественных, естественных наук, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психология в объединении естественных и общественных наук в изучении человека в одну концепцию. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусства, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.
Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин. Сфера психологической науки представляет собой в настоящее время сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границе со многими науками о природе, обществе и человеке. В качестве отраслей психологии выделяют: социальную, возрастную, инженерную, педагогическую психологию; психологию труда, туризма, спорта, менеджмента, маркетинга; клиническую психологию и психофизиологию.
В настоящее время особую актуальность приобретает формирование знаний и умений психологического сопровождения любой профессиональной деятельности, особенно, из системы «человек-человек».
Учебная дисциплина «Психология туристической деятельности» построена с учетом тех задач, которые стоят перед будущими специалистами по менеджменту туризма. Для туристской индустрии необходимо изучение личностных рекреационных потребностей человека и способов их удовлетворения, что невозможно без психологической подготовки. Кроме того, работа менеджера туризма в любой из отраслей туристской индустрии связана с непосредственным общением с людьми, для чего необходимы психологические знания и умения построить адекватную коммуникацию. Для эффективной работы туристского предприятия необходимы знания потребностей личности, а также знание психологических основ менеджмента и маркетинга в туризме.
Целью курса «Психология туристической деятельности» является освоение студентами психологических знаний, необходимых менеджеру туризма.
Задачи изучения дисциплины.В соответствии с требованиями квалификационной характеристики и студент должен знать:
роль психических процессов, возрастных и характерологических особенностей людей, мотивации в выборе туристом маршрута;
психологические аспекты технологии рекламных средств;
психологические основы управления в туризме и роль человеческого фактора в управлении;
психологические основы общения в группе: лидерство, конфликты, универсальные механизмы воздействия в группах.
Методология дисциплины «Психология туристической деятельности» определяется положениями философии и психологии о развитии и формировании личности, социальной сущности личности.