Генеалогия и мифология. Существуют две мифологические версии рождения и происхождения Афродиты

Существуют две мифологические версии рождения и происхождения Афродиты. Гесиод и Гомер рассказывают две противоречивые истории.

По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы.

По версии Гесиода, Афродита родилась в результате насилия. Коварный Кронос (ставший позже правителем титанов и отцом первого поколения олимпийцев) взял серп, отсек детородные органы своего отца Урана и бросил их в море. Их покрыла белоснежная пена, смешавшаяся со спермой, из чего и родилась Афродита, возникнув из морских волн совсем взрослой богиней.

Образ Афродиты, возникающей из пены морской, запечатлен на бессмертном полотне Боттичелли "Рождение Венеры". На его картине изображена грациозная и нежная обнаженная девушка, стоящая в раковине на морской волне среди ливня из роз, которые летящие боги ветров сдувают к берегу.

Согласно мифам, Афродита впервые ступила на берег то ли острова Киферы, то ли острова Кипр. Затем, сопровождаемая Эросом, она была доставлена на Олимп и стала прекраснейшей из богинь в сонме богов.

Многие из богов, сраженные ее красотой, соперничали как претенденты на ее руку и сердце. В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников (Персефона была похищена, Гера – соблазнена, Деметра – изнасилована), Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты – и будет часто обманутым ею. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство.

Своих любовников Афродита предпочитала выбирать из второго поколения олимпийцев – поколения сыновей, а не отцов (Зевса, Посейдона и Гадеса). Афродита имела долгую романтическую связь с Аресом, богом войны, от которого у нее было несколько детей. Другим ее любовником был Гермес, посланник богов, провожавший души в подземное царство, покровитель путников, воров и торговцев, изобретатель музыкальных инструментов и в то же время бог красноречия, изворотливости и обмана.

У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах. Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые, будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию.

Ребенком от союза Афродиты и Гермеса был бисексуальный бог Гермафродит, унаследовавший красоту их обоих, носивший оба их имени и обладавший половыми признаками обоих. Как символ, Гермафродит может представлять бисексуальность (эротическое влечение к обоим полам) или андрогинность (наличие в одном человеке всех качеств и способностей, традиционно рассматриваемых либо как мужские, либо как женские).

Согласно некоторым мнениям, Эрос, бог любви, был одним из сыновей Афродиты. Как и в случае Афродиты, представления о мифологическом зарождении и времени появления его в Космосе противоречивы. Гесиод утверждает, что Эрос был первичной силой в творении, присутствовавшей до титанов и олимпийцев. Эрос также рассматривался как бог, сопровождавший Афродиту, когда она возникла из моря. Однако более поздние мифы описывали его как сына Афродиты, рожденного без отца. Древние греки обычно изображали Эроса как молодого мужчину. Так поступали и римляне, называвшие его Амуром. Эрос, мифологически возникший как первичная сила, в дальнейшем стал терять свое значение, так что сегодня он представляет собой шаловливого младенца с луком и колчаном со стрелами, известного как Купидон.

Афродита и смертные

В мифологии Афродиты важны ее близкие отношения со смертными мужчинами. В некоторых мифах она приходила на помощь мужчинам, молившим ее о помощи. Например, Афродита откликнулась на мольбы Гиппомена накануне его состязания в скорости с Аталантой. Она дала ему три золотых яблока и совет, как их использовать, что спасло ему жизнь и помогло добиться жены, которую он любил.

Как отмечалось ранее, Афродита также фигурировала в легенде о Пигмалионе. Скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости прекрасную статую женщины, воплощавшую его идеал, и, чем больше смотрел на нее, тем больше влюблялся в свое творение. На празднике в честь Афродиты он молил ее дать жену, похожую на его скульптуру. Позднее, когда он поцеловал прекрасную статую, она ожила. Она стала Галатеей, на которой он женился, – это был ответ Афродиты на его мольбы.

У богини любви и красоты было много любовных связей со смертными мужчинами. Увидев Анхиза, пасшего скот на склоне горы, она возжелала его (смертного с "телом, подобным богу", как описывал его Гомер). Притворившись прекрасной девушкой, она возбудила в нем страсть своими словами и соблазнила его.

Позднее, когда им овладел сон, она сбросила маску смертной и разбудила своего спящего любовника. Афродита открыла ему, что родит сына, Энея, который прославится как легендарный основатель Рима, и предупредила, чтобы он никому не открывал, что она – мать его сына. Однако позднее Анхиз, выпивший слишком много вина, стал похваляться любовной связью с Афродитой, после чего был сражен молнией и покалечен.

Другим знаменитым любовником Афродиты из смертных был Адонис, прекрасный юный охотник. Афродита опасалась за его жизнь и просила избегать свирепых зверей. Однако взяли верх его азарт охотника и личное бесстрашие. Однажды во время охоты его собаки напали на огромного кабана. Адонис ранил зверя своим копьем, и разъяренное от боли животное набросилось на него и растерзало в клочья.*

* Согласно легенде, Артемида была разгневана предпочтением, которое Адонис оказывал Афродите, и наслала на юношу дикого кабана. По другим версиям, Адонис – жертва гнева Аполлона или Ареса. – Прим. ред.

После смерти Адонису было позволено на полгода возвращаться на землю из подземного царства к Афродите (Афродита делила его с Персефоной). Этот миф о цикле смерти и возрождения стал основой культа Адониса. Его ежегодное возвращение к Афродите символизировало возрождение плодородия.

Женщины также подвергались весьма сильному воздействию Афродиты. Вынужденная следовать предписаниям Афродиты, не способная сопротивляться, стремящаяся к тому, на кого указывала Афродита, смертная женщина могла оказаться в большой опасности, как в мифе о Мирре.

Дочь жреца Афродиты Мирра страстно влюбилась в собственного отца. Согласно различным версиям этой истории, Афродита вызвала эту запретную страсть то ли потому, что ее мать похвасталась, будто дочь прекраснее, чем сама Афродита, то ли потому, что Мирра пренебрегла выполнением обрядов в ее честь. Так или иначе, Мирра добилась отца в темноте, будучи переодетой, и стала его тайной любовницей. После нескольких тайных встреч он обнаружил, что эта обольстительная женщина была его собственной дочерью. Ощущая ужас и отвращение, движимый потребностью наказать ее за совместное греховное наслаждение, он попытался убить ее. Она бросилась бежать. Когда он почти настиг ее, Мирра взмолилась о своем спасении. Тотчас ее мольба получила ответ: боги превратили ее в душистое мирровое деревце.

Другой жертвой власти Афродиты стала Федра. Она была злосчастной мачехой Ипполита, красивого юноши, посвятившего себя Артемиде и давшего обет безбрачия. Афродита, вызвав в Федре безответную любовь к своему пасынку, использовала Федру как инструмент для выражения своей немилости к Ипполиту, отказавшемуся почитать богиню любви и ее обряды.

Согласно мифу, Федра пыталась сопротивляться своей страсти и, борясь со своим запретным желанием, заболела. В конце концов прислужница определила причину ее страданий и переговорила с юношей от ее имени. Он был настолько оскорблен и возмущен предложением вступить в любовную связь с мачехой, что разразился бранью в ее адрес и был ею услышан.

Униженная, она повесилась, оставив посмертную записку, в которой оклеветала Ипполита в том, что он ее изнасиловал. Когда по возвращении его отец Тезей обнаружил мертвую жену и записку, он призвал Посейдона, бога моря, убить сына. Когда Ипполит ехал на колеснице по прибрежной дороге, Посейдон наслал огромные волны и морское чудовище, чтобы испугать лошадей. Колесница перевернулась, и Ипполит встретил свою смерть. Так Афродита отомстила за пренебрежение к ней – ценой жизни Федры.

Психея и Аталанта были двумя смертными женщинами, изменившимися под влиянием Афродиты. Согласно мифу об Эросе и Психее, Психея имела несчастье быть столь прекрасной, что мужчины называли ее "второй Афродитой". Они благоговели перед ней и почитали ее, как богиню, что оскорбляло Афродиту.

В этом мифе Психея добивалась расположения богини, чей гнев на себя навлекла. Афродита дала ей четыре невыполнимые задачи, каждая из которых вначале казалась за пределами ее способностей. В каждом случае благодаря помощи, поступавшей с неожиданной стороны, Психея достигала успеха. Афродита действовала как трансформирующий учитель, ставя задачи, решение которых развивало Психею – смертную, имевшую характерные свойства уязвимых богинь.

Афродита стала трансформирующим учителем также и для Аталанты – смертной, которая уподоблялась богине-девственнице Артемиде. Аталанта проиграла состязание в беге и обрела мужа, предпочтя победе возможность поднять три золотых яблока Афродиты.

Афродита как архетип

Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Соприкосновение со сферой любви приводит в действие могущественные силы у многих женщин. Будучи истинно женской силой, Афродита может быть столь же требовательной, как Гера и Деметра (два других сильных инстинктивных архетипа). Афродита побуждает женщин осуществлять и творческую, и порождающую функции.

Любовница

Каждая женщина, влюбленная в человека, отвечающего ей взаимностью, становится в этот момент персонификацией Афродиты. Временно преображенная из обычной смертной в богиню любви, она ощущает себя привлекательной и чувственной архетипической любовницей.

Если Афродита – главный архетип в женской личности, то женщина влюбляется часто и легко. У нее есть "это", то, чем была знаменита звезда немого кино Клара Боу, – сексуальный призыв. Она обладает личным магнетизмом, который притягивает других в эротически заряженное поле, усиливающее половой настрой сознания. "Напряжение" возрастает, и оба ощущают себя привлекательными и трепещущими, поскольку их влечет друг к другу.

Когда чувственность и сексуальность в женщинах обесцениваются – как в иудаизме, христианстве, мусульманстве и других патриархальных культурах, – женщина, воплощающая Афродиту-любовницу, рассматривается как искусительница или блудница. Этот архетип, когда он ярко выражен, может привести женщину к противоречию с нормами морали. Женщины-Афродиты могут быть изгнаны из общества. Так, общественное мнение осудило актрису Ингрид Бергман за ее бурный роман и последующее замужество с итальянским продюсером Роберто Росселлини, и она была вынуждена жить в изгнании. В библейские времена таких женщин забрасывали камнями; и в современных исламских странах смерть все еще является для них расплатой.

Наши рекомендации