Культурно-историческая теория развития ребенка
Л.С. Выготского
Л.С Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим – «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознаний как проблему структуры поведения».
Л.С Выготский впервые ввел исторический принцип в область детской психологии. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества.
По Л.С Выготскому движущая сила психического развития обучение. Он ввел в психологию понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С Выготский, « зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Стадия | Возраст | Характеристика |
Кризис новорожд.сти | Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь | |
Младенчество | 0-1 год | Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного |
Кризис одного года | Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение | |
Раннее детство | 1-3 лет | Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования |
Кризис трех лет | Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация. | |
Дошкольный возраст | 3-7 лет | Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность |
Кризис семи лет | У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка. | |
Младший школьный возраст | 7 - 12лет | Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель. |
Кризис тринадцати лет | Появление рефлексии. | |
Подростковый (пубертатный) период | 12 - 17лет | Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления. |
Кризис семнадцати лет | Социализация. | |
Юношеский период | 17 - 21 года | Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей. |
Л.С Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так сознание развивается в системном и смысловом строении.
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми. Отличительный признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность и они формируются пожизненно. Образуются в результате овладения специальными орудиями средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты, по мнению Л.С Выготского, должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов
Возраст | Стабильный характер развития | Критический характер возраста. |
0-2 мес. | Кризис новорожденности | |
2 мес. - 1 г. | Младенческий возраст | Криз 1 года |
1-3 г. | Ранее детство | Кризис 3 лет |
3-7 л. | Дошкольное детство | Кризис 7 лет |
8-13 л. | Школьный возраст | Кризис 13 лет |
14-17 л. | Пубертатный возраст | Кризис 17 лет |
Периодизация Геззла
Возраст | Характеристика |
0-1 год | Максимальные темпы развития |
1-3 года | Средние темпы развития |
-18 лет | Низкие темпы развития |
Гетчинсон
выделил 5 периодовчеловеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.
Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до5 лет,а максимума в развитии достигает в 3 года.
Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для негохарактерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от9 до 14лет, а пик приходится на 10 лет.
Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого.Максимального развития достигает в 18-20 лет.