Александр Владимирович Запорожец (1905-1981)-один из
ведущих советских психологов, действительный член АПН СССР,
создатель и бессменный директор Института дошкольного воспи-
тания АПН СССР, профессор, крупный организатор советской педа-
гогики и психологии.
После окончания педагогического факультета 2-го МГУ
А. В. Запорожец работал лаборантом, а затем ассистентом кафед-
ры психологии АКБ им. Н. К. Крупской. В 1931 г. он переехал в
Харьков; работал старшим ассистентом, зав. лабораторией секто-
ра психологии Психоневрологической академии, доцентом и зав.
кафедрой психологии Харьковского педагогического института им.
М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны А. В. За-
лорожец работал в госпг~'.";. 3 1343 г. он начал свою преподава-
тельскую работу на отделении (затем - на факультете) психологии
МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошколь-
ного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960 г. стал
директором созданного им Института дошкольного -г-- -гг -т-
АПН СССР. Уже в студенческие годы А. Г 1гмэ?о;-?и '-оц^-1 г,
группу молодых исследователей, которой руководил Л. "• "'» :if-
ский. С именами Л. С. Выготского, его ближайших соратников,
А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия связан весь творческий путь Алек-
сандра Владимировича. Начиная с 30-х гг. он систэматмчвски раз-
рабатывает онтогенетический аспект общепсихологической теорик
деятальности. В предвоенные годы это работы м изучению воспрк-
ятйЛ и мышления дошкольника, показавшие, что в исходном пункте
развития познавательных процессов лежит практическое действие.
В 1945-. 960 гг. он с группой сотрудников ведет систематическое
изучение развития произвольных движений ребенка. В 60-х гг.
Запорожец приступает к построению теории развития детского
восприятие в которой это развитие выступает как процесс форми-
рования перцептивных действий, основанных на применении спе-
цифических общественно выработанных средств - сенсорных
эталонов.
Большой заслугой А В. Запорожца является создание теории
амплификации-обогащения детского развития, эффективного
формирования личности ребенка в результате целенаправленного
воспитания и обучения.
Основные сочинения: Развитие произвольных движений. М.,
1960; Психология детей дошкольного возраста. М., 1964; Развитие
восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966; Восприятие и
действие. М., 1967; Развитие социальных эмоций у детей дошколь-
ного возраста. М., 1986 (совместно с Л. 3. Неверович).
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)-один из ведущих
советских психологов, член-корреспондент АПН СССР, доктор
психологических наук, профессор. Окончил Педагогический инсти-
тут им. А. И. Герцена (Ленинград). Впоследствии работал в этом
институте в должности ассистента, затем - доцента, преподавал
детскую психологию в Ленинградском педагогическом институте
им. Н. К. Крупской, работал учителем начальных классов. Пошел
добровольцем на фронт и закончил Великую Отечественную войну в
звании подполковника. Он стал старшим сотрудником, а позднее -
зав. лабораторией Института психологии АПН СССР. Научную
работу Д. Б. Эльконин совмещал с педагогической деятельностью:
в течение многих лет он был профессором факультета психологии
МГУ. Его путь в науке определился в годы работы под руководст-
вом Л. С. Выготского, развитию идей которого Даниил Борисович
посвятил всю дальнейшую творческую жизнь. Долгие годы он ра-
ботал вместе с А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпе-
риным, Л. И. Божович.
Круг научных интересов Д. Б. Эльконина был очень широк.
Известны его исследования в области психологии детей раннего,
дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов. Он
изучал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи,
овладение чтением и письмом. Особое внимание Д. Б. Эльконин
уделил формированию различных видов деятельности детей, в пер-
вую очередь ведущей деятельности в разных возрастных периодах
(само понятие „ведущей деятельности" разработано им совместно
с А. Н. Леонтьевым). Развитая Д. Б. Элькониным теория периоди-
зации психического развития детей служит источником конкретных
исследований в СССР и за рубежом. Он уделял также большое
внимание прикладным проблемам. Им разработаны эффективный
метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов и
ряд рекомендаций длк учителей подготовительных классов. Даниил
Борисович Эльконин - автор более 10G научных работ, в том числе
13 монографий.
Основные сочинения: Детская психология. М„ 1960; Психология
игры. М., 1978; Психология формирования личности и проблемы
общения. М., 1980.
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) -советский психолог;
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель
наук РСФСР, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский
медицинский институт по специальности психоневрологии (1926).
Доцент (1943). затем профессор кафедры психологии МГУ (1964),
зав. кафедрой возрастной психологии психологического факульте-
та (с 1970 по 1983), профессор-консультант. Начало научной дея-
тельности П. Я. Гальперина тесно связано с историей развития
общепсихологической теории деятельности, он был одним из бли-
жайших сотрудников А. Н. Леонтьева во время работы в Харькове
(30-е гг.). Исследоз2г'кй, выполненные П. Я. Гальпериным бо время
Великой Отечественной войны, внесли существенный вклад в пони-
мание структуры деятельности. В начале 50-х гг. он выступил с
гипотезой поэтапного формирования умственных действий. В соз-
данной им теории кашли свое воплощение ведущие принципы
советской психологии: социально-историческая природа челове-
ческой психики, деятельностный подход к ее изучению, принцип
единства внешних, материальных и внутренних, психических форм
человеческой деятельности. Принципиальное значение теории
поэтапного формирования умственных действий состоит в том, что
был найден новый путь изучения психики: природа и законы станов-
ления и функционирования психической деятельности могут быть
постигнуты только в процессе ее целенаправленного формирова-
ния как разного вида ориентировки пу-п- л постепенного преобразо-
вание в психическую форму внешней материальной деятельности.
Принцип иктериоризации получает, таким образом, статус метода
психологического исследования. Результаты, полученные в рамках
этой теории, открывают новые возможности в области обучения,
дидактики и т. д.
Основные сочинения: Основные результаты исследований по
проблеме; Формирование умственных действий и понятий. М.,
1965; Психология мышления л ученье о поэтапном формировании
умственных действий// Исследование мышления в советской
психологии. М., 1966; Введение в психологию. М., 1976; Хресюма-
тития по истории психологии. Период открытого кризиса (начало
10-х годов - середина 30-х годов XX в.)/ Под ред. П. Я. Гальперина,
А. Н. Ждан. М., 1980.
Василий Васильевич Давыдов (род. в 1930 г.) - вице-президент
АПН СССР, директор НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. Работает в
области возрастной и педагогической психологии, в частности
применительно к детям дошкольного и младшего возрастов. Раз-
работал оригинальные теории учебной деятельности школьников и
развития мышления в процессе обучения.
Основные труды: Виды обобщения в обучении. М., 1972; Учебная
деятельность и моделирование (совм. с А. У. Варданяном). Ереван,
1981; Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Венгер Леонид Абрамович (род. в 1925 г.)-доктор психологи-
ческих наук, профессор. С 1968 г. - заведующий лабораторией
психологии НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Основная
проблематика его исследовании-закономерности развития вос-
приятия и наглядно-образного мышления в дошкольном детстве,
формирования общих и специальных познавательных способно-
стей, диагностика умственного развития.
Основные труды: Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
М., 1969; Генезис сенсорных способностей (ред.). М., 1976; Диаг-
ностика умственного развития дошкольника (ред.) М., 1978; Разви-
тие познавательных способностей в процессе дошкольного воспи-
тания (ред.) М., 1986;
Николай Николаевич Поддъяков (род. в 1930 г.) - директор НИИ
дошкольного воспитания АПН СССР, член-корреспондент АПН
СССР, доктор психологических наук, профессор. Работает в об-
ласти возрастной и педагогической психологии применительно к
дошкольному возрасту. Является автором оригинальной теории
развития мышления детей дошкольного возраста, а также автором
оригинальных методик исследования поисковой деятельности
детей.
Основныетруды: О развитии элементарных форм мышления в
дошкольном возрасте. М., 1973; Мышление дошкольника. М., 1977;
Умственное воспитание в детском саду. М., 1980; Развитие мышле-
ния и умственного воспитания дошкольника (совместно с А. Ф. Го-
ворковой) М., 1985.
Аэлита Капкгоновна Маркова - доктор психологических наук,
профессор, заведующая кафедрой психологии и дефектологии
Всесоюзного института переподготовки и повышения квалифика-
ции научно-педагогических и руководящих кадров народного
образования при АПН СССР. Автор книг: Психология усвоения язы-
ка как средства общения. М., 1974; Психология обучения подростка.
М , 1975; Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
М., 1983; Формирование интереса и умений у школьников, (ред.). М.,
1985.
Людмила Филипповна Обухова - кандидат психологических
наук, доцент кафедры возрастной психологии искхологк';з:к5г>-
факультета МГУ. Авторкниг: Этапы формирования детского мыш-
ления. М., 1972; Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981;
Современная американская психологгя развития (совместно с
Г. В. Бурменской, А. И. Подольским). М., 1986. В настоящее время
изучает проблемы функционального и возрастного развития психи-
ки ребенка.
Валентина Яковлевна Ляудис - доктор психологических наук,
профессор факультета психологии МГУ. Специалист в области
возр«с • чй и педагогической психологии. В центре ее научных
интереса находятся проблемы формирования и развития лично-
сти, коммуникативная природа обучения. Автор монографий:
Память в процессе развития. М., 1976; Психологические '""^"г
формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев,
1983 (совместно с И. П. Негурэ и др.); Формирование учебной
деятельности у студентов (ред.).М., 1989.
Лидия Ильинична Божович (1908-1981) -крупный советский
ученый, доктор психологических наук, профессор.
Еще будучи студенткой МГУ, она провела под руководством
Л. С. Выготского свое первое экспериментальное исследование по
психологии подражания. С 1931 г. работала в Академии коммуни-
стического воспитания им. Н. К. Крупской на кафедре психологии,
которой руководил Л. С. Выготский. С этого времени в течение
почти полувека она вела научно-исследовательскую, научно-прак-
тическую м преподавательскую работу в области детской и педа-
гогической психологии, психологии личности. Затем Л. И. Божович
совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем,
П. И. Зинченко вела активную научно-исследовательскую работу в
отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.
В годы Великой Отечественной войны заведовала отделом трудо-
терапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме. В 1939 г. защитила канди-
датскую диссертацию, которая была посвящена вопросам психоло-
гии усвоения учащимися орфографии и которая показала большую
роль мотивов в деятельности школьника. Л. И. Божович работала
около 40 лет в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР,
из них более 30 лет руководила созданной ею лабораторией психо-
логии формирования личности. Большое значение для развития
советской психологии личности и воспитания имело организован-
ное Л. И. Божович комплексное исследование личности школьника
в условиях реальной жизни и деятельности в ученическом коллек-
тиве. Существенную роль в исследованиях по психологии личности
и детской психологии сыграл сформулированный ею принцип:
понять закономерности психического развития ребенка можно
лишь в том случае, если мы учитываем особенности его мотиваци-
онно-потребностной сферы. Накопленные в течение трех десятиле-
тий данные углубленного анализа закономерностей формирования
личности детей были обобщены Л. И. Божович в докторской диссер-
тации, а затем в монографии „Личность и ее формирование в
детском возрасте" (1968), которая была удостоена первой премии
АПН СССР.
Основные сочинения: Вопросы психологии личности школьника.
М., 1961; Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;
Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Майя Ивановна Лисина (1929-1983)-известный советский
психолог, доктор психологических наук, профессор.
После окончания в 1952 г. отделения психологии философского
факультета МГУ поступила в аспирантуру к проф. А. В. Запорожцу.
1962 г. - заведующая лабораторией психологии детей ранне-
го и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссер-
тацию „Возрастные и индивидуальные особенности общения со
взрослыми у детей от рождения до семи лет". С 1976 г. возглавля-
ла отдел возрастной психологии Института общей и педагогиче-
ской психологии АПН СССР. М. И. Лисина создала новое направле-
ние в детской психологии: психология младенческого возраста с
выделением микрофаз в развитии детей этого возраста, определе-
нием ведущей деятельности, основных психических новообразо-
ваний, раскрытием основ формирования личности ребенка.
М. И. Лисина первая в психологической науке подвергла система-
тическому и углубленному исследованию генезис общения у детей:
его формы, движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятель-
ностью ребенка. Ее исследования внесли существенный вклад в
разработку общей теории психического развития ребенка. Перу
М.И. Лисиной принадлежит более 100 научных публикаций. Ее
работы переводились и издавались в Болгарии, ГДР, США, Японии,
Италии и т.д.
Основные сочинения: Возрастные и индивидуальные особен-
ности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет:
Докт. дис. М., 1974; Особенности общения у детей раннего возраста
в процессе действий, совместных со взрослыми//Развитие обще-
ния у дошкольников. Гл. IV. М., 1974; Исследования по проблемам
возрастной и педагогической психологии. М., 1980; Общение и речь;
развитие речи у детей в общении со взрослыми (ред.). М., 1985;
Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
СОДЕРЖАНИЕ
Давыдов В. В., Шуаре М. Вступительная статья.............................. 3
Раздел I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ ..................................... 18
Выгоккий Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера
„Очерк духовного развития ребенка"................................. 18
Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка ........................ 31
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте ......... 42
Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника ......................................................... 53
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры .................. 63
Раздел II. НЕКОТОРЫЕ методологические ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................ 79
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте............................................................ 79
Гальперин Я. Я. К. исследованию интеллектуального развития ребенка ......... 96
Давыдов В. 3. Анализ дидактических принципов •радициогаой школь; и возможные принципы обучения ближайшего будущего......................... 109
Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ................................. 119
Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и
развитие когнитивных способностей ребенка.......................... 11е
Доддчясов Н. Я К вопросу с развитии мышления дошкольников............... 128
Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте......... 132
Обухове Л. Ф. Лев гутм Ф'ум»"'°яания простой системы научных понятий ...... 14Р
Ляудис В.Я., Богданова В. И. К проблеме ранних форм ортогенеза памяти ..... 157
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ........................................ 173
Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской
личности......................................................... 173
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе...... ............ 190
Лисина М. И. Генезис форм общенияу детей ............................... 210
Раздел V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................... 230
Гальперин П.Я., ЗапорожецА. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и козые методы обучения в школе ............... 230
Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников .... 243
Краткие биографические справки ........................................ 260
Научное