Личность и организация
В современных развитых обществах основной социальной единицей, в которой концентрируются ресурсы, рабочая сила, управление, является организация. Можно сказать, что вся жизнь человека проходит в организациях: сначала родильный дом, затем ясли, детский сад, начальная и средняя школы. После окончания школы нам также не миновать организаций: став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них или продолжаем учебу в различных образовательных учреждениях, имеем также дело с такими организациями, как армия, милиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию человек сталкивается с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; даже после смерти человеком занимается похоронное бюро, бюро ЗАГС, суды, где наследники улаживают дела покойного. Можно сделать вывод, что организации занимают сейчас центральное место в жизни людей и оказывают огромное влияние на все общество.
В результате социально-экономических реформ, проводимых на рубеже XXI в. в России, положение деловых отечественных организаций коренным образом изменилось. Теперь они обладают значительно большей экономической самостоятельностью и несут полную ответственность за результаты своей деятельности. Изменяются требования к построению и функционированию системы управления организацией, все большее значение в современных условиях приобретает решение вопросов, связанных с управлением персоналом, являющимся ключевым ресурсом, определяющим успешность организации в достижении своих целей. С другой стороны, российская экономика все больше становится составной частью мировой хозяйственной системы. Глобализация рынка, новейшие информационные технологии, комплексное управление качеством, хозяйственный реинжиниринг, трансформации организационных структур и форм — все это реаль-
ность, с которой придется столкнуться в ближайшем будущем менеджерам российских компаний, выходящих на мировой рынок. Поэтому научное изучение поведения людей в организациях и практическое приложение данных организационной науки становятся весьма значимыми для успешного развития российской экономики.
В современных научных исследованиях в понятие «организация» может вкладываться различное содержание.
Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по приведению системы в состояние упорядоченности (распределение функций, налаживание устойчивых связей, координация усилий отдельных членов социальной группы).
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру (соотношение частей целостности, их связь и соподчинение). Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур.
В-третьих, под организацией имеется в виду искусственное объединение людей институционального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее определенную общественную функцию [Пригожий, 1995].
Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой и дают ключ к пониманию сущности организации.
Организации являются специфическим видом социальных систем и занимают своеобразное «промежуточное» положение между малыми и большими группами. Главная особенность организаций — высокая степень формализации целей и структуры, искусственная стабилизация способов поведения, доминирование организационных (а не индивидуальных) мотивов и ценностей. Существует множество моделей организации, однако большинство из них трактует организацию либо как целевой, жестко структурированный социальный институт, либо как целевую социальную общность, возникающую как продукт процессов институциализации. Организации существуют в самых различных формах, а их цели разнообразны и не всегда разделяются (явно или неявно) всеми их членами.
С точки зрения системного подхода, любая деловая организация рассматривается как социотехническая система, включающая сложную комбинацию материальных, технических и человеческих ресурсов. Ее технические компоненты выступают как технико-технологическая подсистема, а социальные компоненты представлены людьми, взаимодействующими между собой в производственном процессе.
Большинство деловых организаций имеет формальную структуру, которая определяет роли, названия должностей, уровни, ранги и структуру отчетности. Формальная структура определяется характером специ-
ализации, централизации, стандартизации, формализации и т.п. Структура организации (высокая или низкая, централизованная или децентрализованная) является функцией ее истории, технологии и внешнего окружения. Действительно, когда последние меняются (особенно рыночное окружение), тогда и организации вынуждены менять
свои структуры.
Внутри формальных организаций выделяют также неформальную структуру. Неформальная структура — это система отношений между членами организации, не регламентированная специальными предписаниями. Она возникает как проявление личностных факторов: ценностных ориентации членов, их интересов, потребностей, психологических особенностей. Формальная и неформальная структуры организации существуют в виде групп, соответственно формальных и
неформальных.
Изучением организаций занимаются различные отрасли научного знания: культурная антропология, теория менеджмента, социология и экономика. Среди наук, изучающих организации, важное место принадлежит психологии, вернее, такой ее отрасли, как организационная психология [Липатов, 2000].
С точки зрения психологии, организация — это «дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ» [Психология, 1990. С. 253]. Ключевым элементом организации являются люди и их взаимоотношения друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют ради выполнения действий, необходимых для достижения общих целей. Таким образом, перед организацией неизбежно встают не только организационные, управленческие, экономические, но и психологические проблемы, успешное решение которых помогает повысить эффективность деятельности организации. Современная организационная психология изучает психологические механизмы, с помощью которых люди создают организованные социальные группы, психологические феномены, возникающие в системах взаимодействия «личность — группа — организация», закономерности согласования интересов личности с целями организации, а также социально-психологические факторы, влияющие на эффективность деятельности организаций [Огнев, 1998].
Таким образом, можно утверждать, что организация является одной из важнейших сфер приложения социально-психологических знаний. В организации связаны воедино многие психологические феномены и процессы: процессы групповой динамики и лидерства; феномены индивидуальной конформности, межличностных отношений и межгрупповых взаимодействий, группового фаворитизма; способы социального познания и оценки ситуаций и т.д.
Особое место занимает проблема индивида в организации. Традиционно поведение человека в организации рассматривается с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) с позиции организации, которая включает в себя индивидов в качестве своих элементов (в этом случае исходной точкой рассмотрения является организация как целостная система) [Виханский, Наумов, 1995].
С позиции первой модели, работа человека — это его постоянное взаимодействие с организационным окружением, которое включает в себя в первую очередь рабочее место и его непосредственное окружение. Однако в анализ могут входить и другие характеристики и составляющие организации: производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер и месторасположение организации, особенности руководства, организационная структура, внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, характер общения между членами организации, трудовые отношения и многое другое. Причем для каждого члена организации это окружение специфично в силу как его собственного выбора тех характеристик и аспектов организации, которые для него важны, так и его определенного места в организационном окружении, выполнения конкретных функций и работ.
Эффективная работа организации возможна при условии, что каждый ее член будет полностью включен в структуру организации, систему коммуникационных связей, в технологические и социальные процессы, происходящие в организации. Это предполагает профессиональную и социально-психологическую адаптацию человека к организации, усвоение ее культурных ценностей и норм поведения. Возможности включения человека в организационное окружение1 зависят в равной мере от характеристик организации и самого человека. Обычно выделяют два основных момента, несоответствие между которыми лежит в основе большинства причин, вызывающих непонимание и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением:
♦ ожидания и представления человека об организационном окружении и его месте в нем;
♦ ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Исходя из представлений о себе и своих возможностях, об организации, в которой он собирается работать, индивид вступает во вза-
1 Данный процесс называется организационной социализацией. 118
имодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать за нее определенное вознаграждение. Многие из этих ожиданий неявны и связаны с чувством собственного достоинства человека [Schein, 1988].
С другой стороны, организация в соответствии со своими целями, структурой и технологией работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он мог выполнять определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение. Кроме этого, организация ожидает от своего работника, что он будет разделять ее ценности, отстаивать ее интересы и поддерживать хорошие отношения с коллегами.
Как отмечают О. С. Виханский и А. И. Наумов [Виханский, Наумов, 1995], возможны два подхода к установлению соответствия роли, которая предлагается человеку организацией, и места, на которое претендует человек. При первом подходе человек подбирается для выполнения конкретной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации. Этот подход наиболее распространен в современной практике управления персоналом в организации, когда формирование ее кадрового состава включает в себя проектирование организационной структуры, анализ деятельности, описание работы, определение квалификационных требований, подбор и отбор кандидатов по данным требованиям [см., например: Базаров, Еремин, 2001; Шекшня, 1996]. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на занятие определенного места в организации. Данный подход реализуется преимущественно в рамках японского типа управления [Виханский, Наумов, 1995].
Вхождение человека в организацию связано с решением нескольких проблем: его адаптации к новому окружению, обучения и социализации, формирования преданности организации и организационной идентичности. В процессе включения человека в организацию происходят интенсивное знакомство нового сотрудника с профессиональной деятельностью, а также изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой для него среды.
Под социализацией в организации понимают процесс научения, посредством которого человек приспосабливается к своей новой роли в конкретной организации. Большинству новых работников приходится социализироваться сразу в двух группах: в непосредственном рабочем окружении и в организации в целом [Джуэлл, 2001]. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию многих проблем, которые возникают у него в
начале работы. Для этого предназначены программы общей ориентации, при помощи которых новичков знакомят с миссией и основными целями организации, кадровой политикой, правилами, рабочими процедурами и уровнем требований, которые предъявляются к работникам [см.: Базаров, Еремин, 2001]. Успешно организованный процесс включения человека в организацию приводит к тому, что у него появляются чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к ней.
В зарубежной организационной психологии эти проблемы традиционно изучаются в рамках исследований преданности организации (organizational commitment2). Преданность организации — это психологический конструкт, отражающий силу связи, существующей в представлении человека, между ним и конкретной организацией, в которой он работает. В качестве установки преданность организации чаще всего определяется: 1) как сильное желание остаться членом данной организации (лояльность); 2) как желание прилагать максимальные усилия в интересах данной организации (вовлеченность); 3) как твердая убежденность в корпоративных ценностях и приятие целей данной организации (идентификация) [Yousef, 2000]. Аллен и Мейер [Allen, Meyer, 1990] предложили следующую трехкомпонентную модель преданности организации как установки: 1) аффективная преданность включает эмоциональную привязанность к организации, самоидентификацию с организацией и вовлеченность в ее дела и проблемы; 2) преданность, обусловленная стажем, связана с пониманием тех потерь, которые вызовет уход из организации; 3) нормативная преданность, т.е. ощущение работником своей обязанности оставаться в организации. В многочисленных исследованиях было выявлено, что на преданность организации влияют факторы как личного (возраст, стаж работы в ней, черты характера), так и организационного (исполняемые обязанности и стиль непосредственного руководителя) порядка. Кроме того, внеорганизационные факторы, такие как наличие альтернатив после принятия решения о вступлении в данную организацию, также оказывают некоторое влияние на последующую преданность организации [Лютенс, 1999].
В современных условиях для российских организаций все большее значение приобретают вопросы мотивации организационного поведения, особенно лояльности к организации. Связано это в первую очередь с радикальной ломкой ценностей в сфере труда, изменением характера отношений «работодатель — наемный работник». Большой
2 Данный термин можно перевести как обязательства, привязанность, приверженность, сопричастность.
интерес к проблеме лояльности персонала высказывают руководители различных российских предприятий, который связан, на наш взгляд, с осознанием того факта, что лояльные сотрудники наряду с грамотным менеджментом, правильной маркетинговой стратегией и качественным товаром или услугой являются основой процветания компании.
В настоящее время многие консультанты предлагают услуги по оценке лояльности персонала, однако в отечественной психологии эта тема теоретически и практически мало разработана, терминологически запутана, а эмпирически практически не изучена. Синонимами лояльности персонала в отечественной литературе часто выступают такие термины, как: надежность, патриотизм, благонадежность, благонамеренность, приверженность [Доминяк, 2001, Доценко, 2001, Магура, 1999].
Так, организационная приверженность исследовалась как эмоционально положительное отношение работника к организации, предполагающее готовность разделять ее цели и ценности, а также напряженно трудиться в ее интересах. Отсутствие приверженности выражается в отчуждении работника от организации [Магура, 1999]. Была также предпринята попытка адаптации методики Мейера—Аллена «Шкала приверженности организации», предназначенной для измерения вышеуказанных трех видов организационной преданности, при обследовании персонала холдинговой компании, работающей в одном из областных центров России. Результаты исследования в целом подтвердили трехфакторную структуру данной установки и на российской выборке [Доценко, 2001].
В зарубежной психологии существуют и другие подходы к пониманию преданности организации, в частности, модель преданности, проявляемой в поведении, которая понимается как склонность индивида к определенным поведенческим действиям, совершенным свободно и публично и связанным с продолжением работы в организации [Джуэлл, 2001]. Очевидно, что по вопросу о природе преданности среди исследователей нет согласия. Такие термины, как лояльность, преданность, обязательство и привязанность, часто используются как синонимы для данного понятия. Все это приводит к концептуальной путанице и разногласиям. А. Зандер [Zander, 1979] предположил, что преданность организации является сложным концептом, объединившим в себе понятия сплоченности, желания группового успеха и конформности к групповым стандартам. Данное утверждение связывает концепцию преданности организации с традиционными понятиями социальной психологии.
В связи с этим необходимо заметить, что существует также европейская традиция исследования организационной идентификации, длительное время развивавшаяся независимо от американских (в основ-
ном) исследований преданности организации, которые в свою очередь «не замечали» исследований, проводившихся в русле теории социальной идентичности. Организационная идентификация понимается как восприятие и чувство единства с организацией или принадлежности к организации, когда индивид определяет себя в терминах организации, членом которой он является. Данный подход базируется на теории социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера [см.: Андреева, 2000], согласно которой индивиды определяют себя в терминах своего членства в социальной группе (или группах), и такое восприятие себя влияет на социальное поведение и межгрупповые отношения. Данная идея находит все большее применение в исследованиях организаций [см., например: Haslam, 2001], переосмысляя традиционные проблемы организационной психологии с позиций самоопределения индивидов в социальном (групповом и организационном) контексте и важности этого для понимания большинства организационных процессов. В частности, финский исследователь Ю. Липпонен изучал в своем исследовании некоторые предпосылки (размер, престижность группы и т.п.) и следствия (сверхролевое поведение и т.д.) организационной идентификации в условиях морского порта [Lipponen, 2001].
Представляется, однако, необходимым изучение также других, более широких социальных факторов, оказывающих существенное влияние на организационную преданность и идентификацию (в частности, национальной и организационной культур). Так, А. Тэшфел подчеркивал зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором живет человек. Существуют также работы, в которых утверждается влияние сильной корпоративной культуры на преданность сотрудников организации [O'Reilly, 1991].
Можно утверждать, что исследования в области психологии социального познания (в данном случае теории социальной идентичности) позволяют по-новому взглянуть на проблемы мотивации организационной принадлежности и объяснить различные формы организационного поведения, связанные с членством людей в разных социальных группах, в том числе национальных и организационных. Такая ориентация исследований соответствует общей идее современной социальной психологии о необходимости большего учета факторов культуры (см. главу 2 настоящей работы).
Новый этап в развитии российского общества вызвал комплекс ранее не обсуждавшихся вопросов в области изучения социальной психологии организаций. Возникновение новых форм собственности, акционерной, совместной, частной, а не только государственной, привело, естественно, к появлению новых форм взаимоотношений в организациях. Взаимосвязь психологических и экономических фено-
менов в жизнедеятельности личности и группы активно изучается на примере самых разных явлений: ценностных ориентации личности, отношений к собственности, социальных сравнений в совместной трудовой деятельности, внутригрупповых и межгрупповых отношений и многих других [Журавлев, Шорохова, 1998]. Так, например, был обнаружен феномен предпочтения участниками совместной деятельности определенных организационно-экономических условий, соответствующих различным формам собственности. То есть, работая в условиях одной какой-то формы собственности, работник предпочитает трудиться при другой ее форме. При этом предпочтения и реальные экономические условия могут как соответствовать друг другу, так и расходиться, однако наибольшая частота таких совпадений обнаружена на индивидуальных частных предприятиях, а наибольшая частота расхождений — на госпредприятиях, функционировавших в 90-е годы в неблагоприятных экономических условиях [Журавлев, 1999]. Для отечественной традиции, как известно, характерна интерпретация группы как субъекта социальной деятельности [Андреева, 1996]. Совместная трудовая деятельность является ведущим фактором, порождающим общность психологических характеристик социальной группы. Однако исследования совместной деятельности, как правило, сконцентрированы на изучении первичных трудовых коллективов (см. главу 5). Что же касается организаций, то актуальной проблемой здесь является исследование влияния на совместную деятельность таких интегральных социальных и социально-психологических явлений, как «организационный климат» и «организационная культура» [Журавлев, 1999].
Понятие организационный климат является одним из понятий, описывающих всю сумму социальных воздействий на поведение человека в организации. Оно используется обычно для характеристики совокупного мнения работников по поводу отношения организации (или ее подразделения) к своим членам и внешнему окружению. Единого определения организационного климата в научной литературе не существует, однако доминирует его понимание как субъективного восприятия служащими социальной среды своей организации. При всей противоречивости результатов эмпирических исследований в этой области имеется достаточно данных, говорящих о том, что климат (каким бы он ни был) влияет на поведение работников в организации [Джуэлл, 2001].
В отечественной социальной психологии существует традиция изучения социально-психологического климата коллектива [Почебут, Чи-кер, 2000], который чаще всего определяется «как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и харак-
тер межличностных отношений» [Андреева, 1996. С. 337]. Однако опе-рационализация данного понятия затруднена в силу включения в него разного набора характеристик и показателей: продуктивности, дисциплины, структурно-функциональной организации коллектива, удовлетворенности членов коллектива объективными и субъективными условиями труда и общения, сплоченности и т.д. За многообразием подходов к пониманию климата стоит также видение его сложной структуры. В качестве основных компонентов социально-психологического климата выделяются отношения людей к труду и отношения друг к другу. В свою очередь межличностные отношения дифференцируются на отношения между коллегами и отношения между руководителем и подчиненными. Все многообразие отношений рассматривается, в конечном итоге, через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного. Предметный настрой подразумевает направленность внимания и характер восприятия человеком конкретных сторон своей деятельности, эмоциональный — чувство удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. Кроме того, психологический климат коллектива сказывается на отношениях его членов к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии (системе ценностных ориентации) [Парыгин, 1981].
В структуре социально-психологического климата коллектива выделяют также различные уровни: 1) статический, относительно постоянный, который включает устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду; 2) динамический, меняющийся, колеблющийся уровень, представляющий собой каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера» [Почебут, Чикер, 2000]. Необходимо отметить, что исследования психологического климата были привязаны к разрабатываемой в 70-е годы XX в. психологической теории коллектива [Петровский, 1979], когда исследования организаций в отечественной социальной психологии практически отсутствовали. Сегодня предпринимаются попытки использовать это понятие и в данном контексте, т.е. рассмотреть социально-психологический климат как состояние психологии организации, которое интегрирует частные групповые состояния [Почебут, Чикер, 2000].
Другим подходом к изучению социальной среды организации, более характерным для сегодняшней ситуации, являются исследования организационной культуры. Люди, работающие в какой-либо компании с давно сложившейся культурой, усваивают ценности, убеждения и модели поведения, характерные для этой организации. Как общество обладает социальной культурой, так и организация, где работают люди, обладает культурой организационной [Лютенс, 1999].
Организационная культура является сейчас обширной областью исследования, созданной усилиями занимающихся вопросами культуры антропологов, социологов, психологов и экономистов. Однако среди исследователей нет пока единого мнения относительно содержания данного понятия.
Анализ литературы показывает, что «климат» и «культура» являются схожими понятиями и связаны со значением, которое работники придают своей организационной ситуации. Оба понятия имеют дело со способами, с помощью которых члены организации осмысляют свое окружение и которые в дальнейшем влияют на их поведение. Несмотря на это, исследования в области организационной культуры развивались практически независимо от исследований климата. По существу, организационный климат может рассматриваться как часть корпоративной культуры, хотя различия между ними остаются пока неясными. Возможно, в связи с тем что в рамках организационной психологии концепция климата развивалась более тридцати лет, в отношении данного понятия существует большая степень согласия, чем в отношении организационной культуры.
На становление конструкта «организационная культура» оказали влияние различные области теоретических и эмпирических исследований организаций, а также возникновение новых форм организаций (сетевых, виртуальных, занимающихся высокими технологиями и т.д.). Наиболее часто организационная культура понимается как принимаемые большей частью членов организации философия и идеология управления, базовые представления, ценностные ориентации, верования и символы, следование которым помогает людям справляться с проблемами как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура — сложное, многоуровневое и неоднородное образование, которое воспринимается, оценивается и усваивается членами коллектива и явно или не явно влияет на их организационное поведение. Организационная культура может анализироваться на трех уровнях: 1) поведение и артефакты; 2) верования и ценности; 3) базовые представления [Шейн, 2002]. Эти уровни выстроены в соответствии с их «видимостью», или степенью очевидности для наблюдателя: поведение и артефакты легко наблюдаются, а базовые ценности и представления необходимо выводить.
Одним из основных теоретических подходов к изучению организационной культуры является когнитивный подход, связанный с такими концепциями, как «коллективное мышление», «групповое сознание», «организационный ум», социальное познание и социальные представления. Этот подход охватывает целый пласт исследований процессов познания людьми организаций, в которых они работают. В некоторых теоретических моделях организации описываются как сис-
темы интерпретаций. Изучаются схемы причинности, «имплицитные теории организации», «причинные карты» и т.п. Исследование когнитивных аспектов деятельности организации, которые рассматриваются при этом как индивидуальные и коллективные формы сознания, является чрезвычайно важным при анализе организационных культур. С позиций психологии социального познания они рассматриваются как результат восприятия и интерпретации социального и материального окружения в организации ее членами. Другими словами, социальную психологию интересует в первую очередь то, как элементы организационной культуры (ценности, нормы и т.д.) отражаются в сознании членов конкретной организации.
Весьма интересным вариантом приложения идей психологии социального познания к пониманию и интерпретации организационной культуры является концепция «социальных представлений»3. Идея интерпретации организационных культур как социальных представлений принадлежит австралийским психологам Э. Кумеров и М. Ин-несу, которые сравнили эти понятия. Они выявили в них ряд сходных черт: культурные верования, как и социальные представления, являются продуктами мышления, разделяемыми членами данной группы (организации); они являются результатом групповых процессов, а не просто суммой индивидуальных точек зрения; они выполняют функцию снижения тревожности путем перевода незнакомого в знакомое; они часто являются само собой разумеющимися и подсознательными; они развиваются со временем и в ответ на повторяющееся подкрепление (через коммуникацию или непосредственный опыт) своей «правильности»; и, в заключение, они передаются с помощью процессов социализации и социальной коммуникации [см.: Липатов, 1999]. Однако, несмотря на большое сходство между концепциями организационной культуры и социальных представлений, до сих пор они исследуются раздельно. При этом в концепции организационной культуры ударение делается на практических аспектах, связанных с организационными изменениями и эффективностью, в то время как в исследованиях социальных представлений внимание фокусируется на теоретических аспектах, которые позволяют лучше понять процесс социального познания. Естественно, в перспективе хорошо было бы объединить эти концепции.
Члены организации, разделяя основные предположения, ценности и нормы, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Другими словами,
3 Ее основные постулаты проанализированы в главе 1 настоящей книги. 126
культура формирует у членов данной организации уникальную общую для них психологию, т.е. глубинную общность мышления и чувств, восприятия и оценок. Все это помогает работникам воспринимать и интерпретировать существующую культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям в ней и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Можно сказать, что у членов организации складывается некий «образ» организационной культуры, который можно представить как совокупность их представлений о тех процессах, которые протекают в организации. Этот «коллективный образ» можно назвать организационным социальным представлением, другими словами, это система знаний об организации, разделяемая ее сотрудниками, которая опосредствует их поведение и достижение общих организационных целей. Таким образом, объектом организационного представления является определенная организация, а субъектом — коллектив сотрудников данной организации.
В исследовании Т. А. Алехиной, выполненном на кафедре социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под нашим руководством, была предпринята попытка найти общие черты, присущие образу конкретной организации в восприятии ее сотрудников, а также выяснить сходство и отличие в представлениях, распространенных в различных организациях. С целью выявления специфики организационных представлений в зависимости от типа организации и особенностей ее деятельности для исследования были выбраны три различные организации: пейджинговая компания, торговый дом, государственное учреждение (министерство). В исследовании использовались следующие методики: 1) методика свободного описания организации, в которой работают испытуемые; 2) методика незавершенного предложения (испытуемым предлагалось дать 20 различных окончаний предложения «Моя организация — это...»); 3) рисуночная методика (испытуемым предлагалось нарисовать то, что они видят, когда пытаются представить себе свою организацию). Всем методикам была предпослана максимально свободная инструкция, что дало возможность выявить именно те категории, которыми оперируют сами испытуемые, думая о своей организации. При этом возможность навязывания испытуемым каких-то категорий экспериментатором сводилась к минимуму.
В исследовании удалось обнаружить достаточно определенные системы знаний о каждой из трех организаций, разделяемые их сотрудниками. Структура групповых представлений отражает специфику той или иной организации: статичность организации и неосознанность целей организации ее сотрудниками (государственное учреждение), четко осознанные структура и цель (торговый дом), цель и специфика деятельности (пейджинговая компания). Категория «цель» является
одним из тех элементов, которые наиболее стабильно проявлялись в восприятии любой организации ее сотрудниками. Возможно, данная категория является одним из элементов центрального ядра организационного представления. Кроме того, так как особенности организационного представления (и, в частности, особенности отображения цели организации) зависят от типа организации, мы предположили, что категория «тип» так же принадлежит центральному ядру представления. Хотя категория «тип» является менее эксплицированным, чем категория «цель», компонентом центрального ядра, она имеет весьма важное влияние на все представление в целом и во многом определяет его смысловую сторону. По результатам данного исследования в состав организационного представления входят также такие элементы, как «финансовое положение организации», «материальные стимулы», «люди», «межличностные отношения».
Интересные результаты были получены в исследовании «имплицитной теории организации» [Базаров, 1999]. В ходе анкетирования, интервью, групповых дискуссий, которыми было охвачено более 1000 человек, имеющих разный опыт управленческой деятельности в различных организациях, в качестве центрального обсуждался вопрос о необходимых и достаточных элементах внутреннего строения организации. В результате исследования было выделено несколько измерений организации, не сводимых друг к другу и характеризующих социальное представление об организации отечественных управленцев, занимающих разные уровни в структуре организации. Социально-перцептивная модель внутренней среды организации (фирмы, предприятия, учреждения) предстала как совокупность представлений о цели, структуре, системе управления, материально-техническом и финансовом обеспечении, персонале, а также технологии деятельности [Базаров, 1999].